____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2021 на основании распоряжения Правительства Кировской области от 04.12.2020 N 350.
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 35.1 статьи 24 Закона Кировской области от 24.10.2013 N 336-ЗО "О бюджетном процессе в Кировской области" в целях реализации ответственной долговой политики Кировской области и повышения ее эффективности:
1. Утвердить основные направления государственной долговой политики Кировской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов согласно приложению.
2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Кировской области от 31.10.2018 N 318 "Об утверждении долговой политики Кировской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 01.01.2020.
Председатель Правительства
Кировской области
А.А.ЧУРИН
Утверждены
распоряжением
Правительства Кировской области
от 16 декабря 2019 г. N 366
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2020 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2021 И 2022 ГОДОВ
1. Общие положения.
В соответствии с Законом Кировской области от 24.10.2013 N 336-ЗО "О бюджетном процессе в Кировской области":
разработку и утверждение основных направлений государственной долговой политики Кировской области, управление государственным долгом Кировской области, предоставление государственных гарантий Кировской области осуществляет Правительство Кировской области;
государственные заимствования от имени Кировской области, функции эмитента государственных ценных бумаг Кировской области выполняет министерство финансов Кировской области.
Основные направления долговой политики Кировской области учитываются при формировании и исполнении областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
2. Итоги реализации долговой политики Кировской области.
Правительством Кировской области, начиная с 2015 года, ежегодно разрабатываются и утверждаются основные направления государственной долговой политики Кировской области на очередной финансовый год и плановый период.
До 2017 года основной целью долговой политики Кировской области являлось обеспечение сбалансированности областного бюджета, своевременное и полное исполнение принятых бюджетных обязательств.
Необходимость выполнения в полном объеме закрепленных за субъектами Российской Федерации расходных обязательств при недостаточности собственных доходных источников за ряд предыдущих лет обусловила принятие и исполнение областного бюджета с дефицитом и покрытие его за счет заемных средств, что привело к росту объема государственного долга Кировской области и уровня долговой нагрузки областного бюджета.
До 2017 года сохранялась тенденция роста объема государственного долга с максимальным значением данного показателя на 01.01.2017 - 26,2 млрд. рублей (или 94,7% от фактического объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за 2016 год).
С 2017 года основной целью долговой политики Кировской области является сокращение государственного долга Кировской области.
В 2017 - 2019 годах динамика государственного долга Кировской области меняется в сторону уменьшения общего объема долговых обязательств Кировской области с прогнозом дальнейшего поэтапного снижения уровня долговой нагрузки областного бюджета.
Динамика объема государственного долга Кировской области и уровня долговой нагрузки областного бюджета представлена на рисунке 1.
На 01.01.2015 | На 01.01.2016 | На 01.01.2017 | На 01.01.2018 | На 01.01.2019 | На 01.01.2020 (прогноз по состоянию на 10.10.2019) | |
Объем государственного долга Кировской области, млрд. рублей | 24,1 | 23,9 | 26,2 | 26,1 | 25,1 | 24,3 |
Доля общего объема государственного долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % | 85,1 | 88,0 | 94,7 | 90,7 | 81,3 | 74,8 |
Структура государственного долга Кировской области представлена в таблице 1.
Структура государственного долга Кировской области
Виды долговых обязательств | На 01.01.2018 факт | На 01.01.2019 факт | На 01.01.2020 прогноз (по состоянию на 10.10.2019) | |||
млн. рублей | % | млн. рублей | % | млн. рублей | % | |
Бюджетные кредиты, привлеченные в областной бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 16 537,6 | 63,5 | 15 755,7 | 62,7 | 14 973,0 | 61,7 |
Кредиты, привлеченные в областной бюджет от кредитных организаций | 9 365,4 | 35,9 | 9 311,7 | 37,0 | 9 311,7 | 38,3 |
Государственные ценные бумаги Кировской области | 0,0 | 0,0 | 0,001 | 0,0 | 0,001 | 0,0 |
Государственные гарантии Кировской области | 152,7 | 0,6 | 65,5 | 0,3 | 0,0 | 0,0 |
Общий объем государственного внутреннего долга Кировской области | 26 055,7 | 100,0 | 25 132,9 | 100,0 | 24 284,7 | 100,0 |
Все долговые обязательства Кировской области выражены в валюте Российской Федерации. Обязательств, выраженных в иностранной валюте, Кировская область не имеет.
За анализируемый период структура государственного долга Кировской области существенно не изменилась.
Наибольший удельный вес в составе долговых обязательств Кировской области занимает задолженность перед федеральным бюджетом по бюджетным кредитам. Объем задолженности по данным кредитам в 2018 и 2019 годах уменьшается на сумму частичного гашения реструктурированных обязательств в соответствии с установленными графиками возврата бюджетных кредитов.
В отношении кредитов кредитных организаций в 2018 и 2019 годах действует принцип ненаращивания общего объема задолженности по данному виду обязательств, а также обеспечивается возможность привлечения кредитов кредитных организаций в областной бюджет по ставкам не выше уровня ключевой ставки Банка России, увеличенного на 1 процент годовых.
Выполнение программы государственных внутренних заимствований Кировской области на 2019 год (прогноз по состоянию на 10.10.2019) по видам долговых обязательств представлено в таблицах 2 и 3.
Бюджетные кредиты, привлекаемые Кировской областью от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Вид долгового обязательства | Процентная ставка | 2019 год, млн. рублей | |||
Задолженность на начало года | Привлечение | Погашение | Задолженность на конец года | ||
Бюджетные кредиты, реструктурированные в 2012 году (срок возврата - до 2032 года включительно) | 0,1% годовых | 399,7 | 0,8 (досрочное гашение) | 398,9 | |
Бюджетные кредиты, реструктурированные в 2015 году (срок возврата - до 2034 года включительно) | 0,1% годовых | 500,7 | 500,7 | ||
Бюджетные кредиты, реструктурированные в 2017 году (срок возврата - до 2024 года включительно <*>) | 0,1% годовых | 14 855,3 | 781,9 | 14 073,4 | |
Бюджетные кредиты на пополнение остатков средств бюджета (лимит на кредитные средства - 3182,4 млн. рублей, срок использования - до 90 дней) | 0,1% годовых | 12 000,0 | 12 000,0 | ||
ИТОГО | 15 755,7 | 12 000,0 | 12 782,7 | 14 973,0 |
________________
* В случае обеспечения в 2018 году (выполнено) и в 2019 году роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Кировской области не ниже фактического уровня инфляции период погашения задолженности по кредитам подлежит продлению до 2029 года включительно в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам".
Кредиты, привлекаемые Кировской областью от кредитных организаций
Вид долгового обязательства | Процентная ставка | 2019 год, млн. рублей | |||
Задолженность на начало года | Привлечение | Погашение | Задолженность на конец года | ||
Среднесрочные кредиты в виде невозобновляемых кредитных линий (срок гашения - 2020 и 2021 годы) | 7,7%, 7,75% годовых | 9 311,7 | 3 000,0 (досрочное гашение) | 9 311,7 | |
Краткосрочные кредиты в рамках возобновляемой кредитной линии (лимит задолженности - 3,0 млрд. рублей, срок привлечения - от 4 до 15 дней) | "плавающая" процентная ставка = ключевая ставка Банка России + 1% (не более 8,75% годовых) | 10 600,0 | 10 600,0 | ||
Среднесрочные кредиты в виде невозобновляемых кредитных линий | не более уровня ключевой ставки Банка России, увеличенного на 1% годовых | 3 000,0 | 3 000,0 | ||
ИТОГО | 9 311,7 | 13 600,0 | 13 600,0 | 9 311,7 |
В процессе реализации долговой политики Кировской области большое внимание уделяется работе по минимизации расходов на обслуживание государственного долга, основной объем которых складывается из процентных платежей по кредитам кредитных организаций.
В целях минимизации расходов на обслуживание государственного долга Кировской области используется возможность досрочного гашения банковских кредитов, в том числе за счет временно свободных средств на счетах бюджета, досрочного рефинансирования за счет привлечения кредитов с более низкими процентными ставками, а также возможность снижения процентных ставок по действующим кредитам путем внесения изменений в заключенные государственные контракты. Для финансирования временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения областного бюджета, осуществляются заимствования временно свободных средств областных государственных бюджетных и автономных учреждений, а также привлекаются краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатков средств бюджета и краткосрочных кредиты банков в рамках возобновляемых кредитных линий.
Динамика объема расходов на обслуживание государственного долга Кировской области приведена на рисунке 2.