ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 февраля 2013 года N 20


О Концепции развития местного самоуправления в Кировской области на 2013 - 2015 годы



В целях дальнейшего развития местного самоуправления в Кировской области и реализации реформы местного самоуправления:


1. Утвердить Концепцию развития местного самоуправления в Кировской области на 2013 - 2015 годы (далее - Концепция). Прилагается.


2. Органам исполнительной власти Кировской области в своей деятельности руководствоваться Концепцией и учитывать ее положения при разработке проектов правовых актов.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Кировской области в срок до 01.04.2013 разработать планы по реализации Концепции.



Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области
Н.Ю.БЕЛЫХ



Утверждена
распоряжением
Правительства области
от 5 февраля 2013 г. N 20



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ



1. Общие положения


Концепция развития местного самоуправления в Кировской области на 2013 - 2015 годы (далее - Концепция) принята в развитие Концепции развития местного самоуправления в Кировской области на 2009 - 2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства Кировской области от 28.04.2009 N 86 "О Концепции развития местного самоуправления в Кировской области на 2009 - 2012 годы". Концепция направлена на дальнейшее совершенствование территориальной организации местного самоуправления, повышение качества управления территориями муниципальных образований, снижение административных издержек, упорядочение использования бюджетных средств, повышение гражданской активности населения.


Правовой основой Концепции являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, Устав Кировской области, законы Кировской области, указы Губернатора Кировской области, постановления и распоряжения Правительства Кировской области, регулирующие вопросы местного самоуправления.


Концепция - это базовый документ, с учетом которого будут разрабатываться нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления.


В Концепции с учетом достигнутых результатов определены цели, основные направления и задачи развития местного самоуправления в Кировской области, механизмы и сроки реализации которых будут конкретизированы в планах действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.



2. Современное состояние местного самоуправления в Кировской области


Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Этот уровень власти, формируемый населением, наделен правом решать вопросы жизнедеятельности населения, исходя из его интересов, исторических и иных традиций. Эффективная система взаимодействия населения и власти обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования, улучшение условий жизни населения.


На начало муниципальной реформы, обусловленной принятием Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), в Кировской области уже был накоплен определенный опыт работы по развитию местного самоуправления.


На базе районов и городов областного значения действовало 45 муниципальных образований с одноуровневой системой местного самоуправления.


В рамках реформы местного самоуправления в течение 2003 - 2005 годов в Кировской области была проведена большая организационная работа, главным итогом которой стало создание городских и сельских поселений.


Кировская область приступила к реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ с 01.01.2006 в полном объеме.


В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ было создано 481 муниципальное образование, в том числе 436 поселений. В 2007 году были проведены первые мероприятия по преобразованию поселений, количество которых сократилось на 33 единицы.


За период 2009 - 2012 годов в результате проведенных преобразований количество муниципальных образований сократилось дополнительно на 77 единиц. В настоящее время в Кировской области действует 371 муниципальное образование, в том числе 39 муниципальных районов, 6 городских округов, 53 городских поселения, 273 сельских поселения. В Орловском, Свечинском, Мурашинском и Богородском районах в процессе преобразования создано 1 городское поселение и 1 сельское поселение. В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в Свечинском районе Уставами района и Свечинского городского поселения, являющегося административным центром муниципального района, на администрацию муниципального района возложено исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. Процесс преобразования поселений будет продолжен.


Распределение муниципальных образований по численности населения приведено в следующих таблицах:



Таблица 1


┌═════════════════════════════════════════════════════════════════════════‰

│         Численность населения в городских округах, тыс. человек         │ 

├═══════════┬══════════════════┬═══════════════════┬══════════════════════┤ 

│ Свыше 100 │ Свыше 50 до 100  │  Свыше 30 до 50   │        До 30         │ 

├═══════════┼══════════════════┼═══════════════════┼══════════════════════┤ 

│Г. Киров   │Г. Кирово-Чепецк  │Г. Вятские  Поляны,│Г.   Котельнич,   ЗАТО│

│           │                  │г. Слободской      │Первомайский          │ 

└═══════════┴══════════════════┴═══════════════════┴══════════════════════…



Таблица 2


┌═══════════════════════════════════┬══════════════════┬══════════════════‰

│       Численность населения       │Количество районов│   % от общего    │ 

│     в муниципальных районах,      │                  │количества районов│

│           тыс. человек            │                  │                  │ 

├═══════════════════════════════════┼══════════════════┼══════════════════┤ 

│Свыше 25                           │         9        │        23        │ 

├═══════════════════════════════════┼══════════════════┼══════════════════┤ 

│Свыше 15 до 25                     │         9        │        23        │ 

├═══════════════════════════════════┼══════════════════┼══════════════════┤ 

│До 15                              │        21        │        54        │ 

└═══════════════════════════════════┴══════════════════┴══════════════════…



Таблица 3


┌═══════════════════════════════════┬════════════════┬════════════════════‰

│ Численность населения в городских │   Количество   │    % от общего     │ 

│и сельских поселениях, тыс. человек│   поселений    │количества поселений│

├═══════════════════════════════════┼════════════════┼════════════════════┤ 

│Свыше 10                           │        9       │          3         │ 

├═══════════════════════════════════┼════════════════┼════════════════════┤ 

│Свыше 1 до 10                      │      161       │         49         │ 

├═══════════════════════════════════┼════════════════┼════════════════════┤ 

│До 1                               │      156       │         48         │ 

└═══════════════════════════════════┴════════════════┴════════════════════…


На начало 2012 года среди городских округов наибольшее число жителей в городе Кирове - 502,6 тыс. человек. Из муниципальных районов наибольшую численность населения имеет Омутнинский район - 43,8 тыс. человек. Самым крупным городским поселением является Омутнинское городское поселение - 23,7 тыс. человек, сельским поселением - Орловское сельское поселение Орловского района с численностью населения 5,9 тыс. человек.


Все муниципальные образования Кировской области внесены в Государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации.


Во всех муниципальных образованиях сформированы правомочные органы местного самоуправления. Среди избранных глав муниципальных образований высшее образование имеют: в муниципальных районах и городских округах - 96% глав, в городских поселениях - 86% глав, в сельских поселениях - 70% глав. На момент избрания 40% глав не имели опыта работы в органах местного самоуправления. Среди избранных депутатов представительных органов муниципальных образований высшее образование имеют: в муниципальных районах и городских округах - 82% депутатов, в городских поселениях - 61% депутатов, в сельских поселениях - 32% депутатов.


Все муниципальные образования имеют местные бюджеты. В условиях роста обязательств местных бюджетов перед бюджетными учреждениями, а также участия в целевых программах, реализуемых на территории области, объем налоговых поступлений, являющихся основной составляющей собственных доходов бюджетов муниципальных образований, не перекрывает расходных обязательств. В бюджетах городских поселений собственные доходы занимают чуть более 40%, а в бюджетах сельских поселений порядка 30%, что характеризует высокий уровень дотационности городских и сельских поселений.


Согласно отчету об исполнении местных бюджетов городскими сельскими поселениями в 2009 году доля финансовой помощи в общем объем доходов сложилась в размере 68%, в 2010 году она снизилась до 66,1%. В 2011 году с уровнем дотаций выше среднего по области (более 71,5%) исполнены бюджеты 230 из 368 поселений. При этом у 38 сельских поселений доля финансовой помощи составила более 90%. С учетом того, что 75 сельских поселений имеют долю расходов на содержание органов местного самоуправления свыше 50%, без финансовой помощи часть сельских поселений не может осуществлять расходные обязательства даже по содержанию аппарата управления.


Анализ параметров бюджетов поселений свидетельствует, что около 26% бюджетов сельских поселений формируются с общим объемом до 1,5 млн. рублей. При этом большая часть сельских поселений с объемом бюджета менее 1,5 млн. рублей находится в Кильмезском, Котельничском, Малмыжском, Оричевском и Яранском районах. И, как показывает практика, расходы на содержание органов местного самоуправления во многих из этих поселений превышают 60% общего объема расходов бюджета.


В Кировской области завершена работа по разграничению объектов собственности между муниципальными районами и поселениями, входящими в их состав.


Кировская область не первый год занимается внедрением результатов космической деятельности (далее - РКД) и геоинформационных технологий. Необходимость привлечения новых, инновационных технологий возникла не случайно. Кировская область обладает достаточно обширной территорией, богатыми природными ресурсами, которые расположены на поверхности (реки, леса, поля), из полезных ископаемых добываются в основном песок, гравий, торф.


При этом многие районы не имеют должной дорожной инфраструктуры и мало заселены. Все это создает определенные сложности в управлении и развитии территорий, в выполнении контрольных функций в государственном и муниципальном управлении. Возникла очевидная необходимость в комплексном использовании РКД в целях придания региональной и муниципальной экономике инновационного характера, усиления рыночных механизмов, повышения качества жизни населения, расширения спектра оказываемых услуг.


В 2012 году органы местного самоуправления Белохолуницкого, Кирово-Чепецкого, Лебяжского, Юрьянского, Яранского районов поддержали инициативу создания блока муниципальной геоинформационной системы с возможностью интеграции в геоинформационную систему Кировской области, в настоящее время разработчиками региональной геоинформационной системы ведутся работы по ее модернизации.


В Кировской области созданы условия для территориального развития муниципальных образований путем подготовки и утверждения градостроительных документов в рамках областной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Кировской области" в 2008 - 2012 годах.


Утверждены 37 схем территориального планирования, в I квартале 2013 года планируется утверждение оставшихся 2 схем территориального планирования (Даровской и Немский районы).


Из 6 городских округов генеральными планами обеспечены 5 (за исключением ЗАТО Первомайский). Из 53 генеральных планов городских поселений утверждены 33, в настоящее время находятся в разработке генеральные планы 20 городских поселений.


Утверждено 28 генеральных планов сельских поселений, в разработке находятся 7 генеральных планов. В 238 сельских поселениях приняты решения об отсутствии необходимости генеральных планов.


Все городские округа и городские поселения Кировской области обеспечены правилами землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки утверждены в 241 сельском поселении, в остальных 32 сельских поселениях завершена их подготовка, процедуры согласования и утверждения планируется провести в I квартале 2013 года.


В городах Киров, Вятские Поляны, Кирово-Чепецк, Котельнич, Слободской, в Белохолуницком, Верхнекамском, Вятскополянском, Зуевском, Кирово-Чепецком, Котельничском, Омутнинском, Слободском, Советском, Юрьянском районах функционирует автоматизированная информационная систем обеспечения градостроительной деятельности (АИСОГД).


В настоящее время во всех муниципальных районах и городских округах и 244 поселениях области разработаны и реализуются среднесрочные программы и (или) планы социально-экономического развития территорий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»