В целях совершенствования государственной политики Кировской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов:
1. Утвердить Концепцию развития охотничьего хозяйства Кировской области на период до 2020 года.
2. Департаменту информационной работы Кировской области (Урматская Е.А.) опубликовать распоряжение в официальных средствах массовой информации.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области
Н.Ю.БЕЛЫХ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Концепция развития охотничьего хозяйства Кировской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением, данным на оперативном совещании при Губернаторе области от 17.08.2009 N 25/1.7, с учетом основных положений скорректированной Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства области от 12.08.2008 N 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства области от 06.12.2009 N 33/432).
Концепция направлена на сбалансированное решение социально-экономических и экологических задач в сфере охоты и охотничьего хозяйства области и содержит описание путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе развития охоты и охотничьего хозяйства, их модернизации и повышения эффективности.
В Концепции рассмотрены современное состояние и проблемы охотничьего хозяйства Кировской области, сформулированы принципы, цели и задачи отраслевого развития, определены основные механизмы, сроки и этапы реализации мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие охотничьего хозяйства, обеспечение его экологической безопасности, определены ожидаемые результаты реализации Концепции.
Необходимость подготовки Концепции обусловлена существующими в сфере охраны и использования охотничьих ресурсов проблемами, связанными с изменением социальных, экономических, экологических и правовых условий охотпользования, реформированием государственного управления, современными природоохранными требованиями, потребностями модернизации существующего механизма пользования охотничьими ресурсами.
Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Кировской области об охране и использовании животного мира, об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, иных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации и Кировской области.
Охота - традиционный для населения Кировской области вид пользования животным миром, представляющий собой деятельность по добыванию диких животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, в естественной среде обитания. Охотничье хозяйство области - самостоятельная отрасль природопользования, сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты. Благодаря достаточно высокой численности ряда видов охотничьих ресурсов и их относительной доступности охота в Кировской области представляет значительный интерес как для местного населения, так и для охотников из других регионов Российской Федерации и из-за рубежа.
Площадь охотничьих угодий области - 11,7 млн. гектаров, преобладают лесные и сельскохозяйственные угодья. Незначительная площадь земель водного фонда (0,6%) лимитирует один из наиболее массовых видов охоты - на водоплавающую дичь и одновременно повышает антропогенные нагрузки на имеющиеся реки и озера. В перспективе лесистость территории области будет увеличиваться. Это положительно скажется на состоянии лесных видов охотфауны и в то же время усложнит организацию и производство охоты.
По состоянию на 01.01.2010 на территории области функционирует 181 особо охраняемая природная территория общей площадью 374,2 тыс. гектаров. Задачи сохранения и воспроизводства животного мира также решают зоны охраны охотничьих ресурсов общей площадью 168,7 тыс. гектаров.
87,7% охотничьих угодий области передано в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Общедоступные охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты, составляют 10% от их общей площади, почти 70% которых находятся на территории северных районов области. В 8 муниципальных районах площадь указанных охотничьих угодий превышает 20% общей площади территории, в 27 муниципальных районах общедоступные угодья отсутствуют вовсе.
Экономическая деятельность по использованию ресурсов охотничьих животных, постоянно или временно обитающих на территории области, имеет преимущественно рекреационный характер. Валовой выпуск продукции и услуг охоты и связанных с ней отраслей составляет около 100 млн. рублей, величина сбора за пользование животным миром - 4,1 млн. рублей, затраты долгосрочных охотпользователей на охрану и воспроизводство животного мира - 7,4 млн. рублей. На условиях полной или частичной занятости в охотничьем хозяйстве области работает около 600 человек.
Объектами охоты на территории области являются 46 видов птиц и 26 видов зверей. Из них в значимый хозяйственный оборот вовлечено менее 30% видов, а в интенсивный - 13%. Основной вид пользования дикими животными - любительская и спортивная охота. Охота проводится в два периода (охотничьих сезона): весенний и летне-осенне-зимний. Среднегодовая добыча основных охотничьих видов (2005 - 2009 годы) составляет: лось - 844 особи, кабан - 575 особей, медведь - 284 особи, бобр - 1413 особей, глухарь - 1174 особи, тетерев - 3949 особей, кулик (в основном вальдшнеп) - 3617 особей, заяц-беляк - 13075 особей. Большое значение имеет и охота на водоплавающих птиц, в основном мигрирующих. Их ежегодная добыча оценивается в 30000 особей.
Анализ освоения мясо-дичных и пушно-меховых ресурсов показан на диаграммах (рис. 1 - 4).
(количество особей)
┌═══════════════════════════════┬═════════════┬═════════════┬═════════════‰
│ │ Лось │ Кабан │ Медведь │
├═══════════════════════════════┼═════════════┼═════════════┼═════════════┤
│Допустимый уровень изъятия │ 1290 │ 960 │ 580 │
├═══════════════════════════════┼═════════════┼═════════════┼═════════════┤
│Добыча │ 1032 │ 736 │ 316 │
└═══════════════════════════════┴═════════════┴═════════════┴═════════════…
(количество особей)
┌═══════════════════════════════┬═════════════┬═════════════┬═════════════‰
│ │ Куница │ Норка │ Лисица │
├═══════════════════════════════┼═════════════┼═════════════┼═════════════┤
│Допустимый уровень изъятия │ 2482 │ 2680 │ 2177 │
├═══════════════════════════════┼═════════════┼═════════════┼═════════════┤
│Добыча │ 817 │ 568 │ 1501 │
└═══════════════════════════════┴═════════════┴═════════════┴═════════════…
(количество особей)
┌═══════════════════════════════┬═════════════┬═════════════┬═════════════‰
│ │ Белка │ Ондатра │ Заяц-беляк │
├═══════════════════════════════┼═════════════┼═════════════┼═════════════┤
│Допустимый уровень изъятия │ 74047 │ 23492 │ 33095 │
├═══════════════════════════════┼═════════════┼═════════════┼═════════════┤
│Добыча │ 1606 │ 13176 │ 14033 │
└═══════════════════════════════┴═════════════┴═════════════┴═════════════…
(количество особей)
┌═══════════════════════════════┬═════════════┬═════════════┬═════════════‰
│ │ Глухарь │ Тетерев │ Рябчик │
├═══════════════════════════════┼═════════════┼═════════════┼═════════════┤
│Допустимый уровень изъятия │ 13304 │ 114036 │ 106420 │
├═══════════════════════════════┼═════════════┼═════════════┼═════════════┤
│Добыча │ 1763 │ 5795 │ 17441 │
└═══════════════════════════════┴═════════════┴═════════════┴═════════════…
Охотничьи ресурсы области в целом осваиваются устойчиво. Однако, хотя фактическая добыча не выходит за границы зоны устойчивого использования, наблюдается депрессия зайцев беляка и русака, рыси, росомахи. Отмечаются также признаки ухудшения состояния популяций тетеревиных птиц. Интенсификация использования некоторых видов копытных животных необходима вследствие угрозы возникновения африканской чумы свиней. Проводимые в связи с этим мероприятия по регулированию поголовья кабана ослабляют тенденции роста их численности и создают предпосылки для противоположной динамики.
Неблагоприятные факторы пока не имеют критического характера. Вместе с тем для выработки научно-обоснованной стратегии использования "проблемных" видов требуется специальный анализ их состояния, включая оценку оптимальности существующей системы нормирования добычи, и определение параметров устойчивого существования и методов управления популяциями на перспективу.
Одновременно требуется проведение текущих мероприятий по усилению охраны боровой дичи, прежде всего глухаря и тетерева. Актуальность дополнительных мер по ее сохранению и воспроизводству обусловлена усилением антропогенных нагрузок на лесные экосистемы. В отношении тетеревиных птиц - это лесозаготовки и высокоинтенсивная любительская и спортивная охота, а также сукцессионные изменения биоценозов. В числе перспективных решений - развитие сети территорий с ограниченным режимом охоты, а также усиление борьбы с браконьерами, охранных и воспроизводственных мероприятий, повышение качества внутрихозяйственного регулирования охоты, развитие системы взаимодействия охотхозяйственных субъектов с первичными земле-, лесо-, водопользователями. В каждом муниципальном районе области существует острая необходимость наличия инспектора по охране животного мира, наделенного определенными административными правами и обеспеченного необходимым транспортом. Система охранных и воспроизводственных мероприятий должна иметь научно-обоснованный и учитывающий конкретные условия характер.
На 01.01.2010 пользование охотничьими ресурсами осуществляло 88 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и 42 тыс. жителей области, зарегистрировавших свое право на охоту. По имеющимся оценкам, в туристско-охотничьих целях вятские охотугодья ежегодно посещают порядка 500 - 600 человек из других регионов (2005 - 2009 годы). По количеству охотников в расчете на 1000 человек взрослого населения область занимает одно из ведущих мест в Европейской части России. Это свидетельствует о наличии социальной базы охоты, гораздо более значимой, чем в других европейских регионах.
Характеристики долгосрочных пользователей по организационно-правовым формам приведены в таблице 1. Территориально наиболее крупные из них - общественные организации, входящие в состав Кировского областного общества охотников и рыболовов, и открытое акционерное общество "Кировохота", занимающие соответственно 48,4% и 13,4% площади охотугодий области.
Организационно-правовые формы и территориальные характеристики долгосрочных пользователей животным миром
┌════┬══════════════════════════════════════┬═══════════┬════════┬════════‰
│ N │ Организационно-правовые формы │Количество,│ Общая │Средняя │
│п/п │ долгосрочного охотпользования │ единиц │площадь,│площадь,│
│ │ │ │ тыс. │ тыс. │
│ │ │ │гектаров│гектаров│
├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤
│1. │Некоммерческие организации │ 43 │ 6361,8 │ 147,9 │
├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤
│1.1.│Партнерства и фонды │ 5 │ 123,1 │ 24,6 │
├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤
│1.2.│Общественные организации │ 38 │ 6238,7 │ 164,2 │
├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤
│2. │Федеральные государственные учреждения│ 1 │ 30,5 │ 30,5 │
├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤
│3. │Государственные образовательные│ 1 │ 52,9 │ 52,9 │
│ │учреждения │ │ │ │
├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤
│4. │Государственные научные учреждения │ 1 │ 66,3 │ 66,3 │
├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤
│5. │Унитарные предприятия │ 2 │ 590,6 │ 295,3 │
├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤
│6. │Производственные кооперативы │ 1 │ 65,0 │ 65,0 │
├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤
│7. │Акционерные общества │ 9 │ 1665,0 │ 185,0 │
├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤
│8. │Общества с ограниченной│ 27 │ 902,6 │ 33,4 │
│ │ответственностью │ │ │ │
├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤
│9. │Индивидуальные предприниматели │ 3 │ 44,7 │ 14,9 │
├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤