ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 августа 2010 года N 295


Об утверждении Концепции развития охотничьего хозяйства Кировской области на период до 2020 года



В целях совершенствования государственной политики Кировской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов:


1. Утвердить Концепцию развития охотничьего хозяйства Кировской области на период до 2020 года.


2. Департаменту информационной работы Кировской области (Урматская Е.А.) опубликовать распоряжение в официальных средствах массовой информации.



Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области
Н.Ю.БЕЛЫХ



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением
Правительства области
от 17 августа 2010 г. N 295



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА



1. Общие положения


Концепция развития охотничьего хозяйства Кировской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением, данным на оперативном совещании при Губернаторе области от 17.08.2009 N 25/1.7, с учетом основных положений скорректированной Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства области от 12.08.2008 N 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства области от 06.12.2009 N 33/432).


Концепция направлена на сбалансированное решение социально-экономических и экологических задач в сфере охоты и охотничьего хозяйства области и содержит описание путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе развития охоты и охотничьего хозяйства, их модернизации и повышения эффективности.


В Концепции рассмотрены современное состояние и проблемы охотничьего хозяйства Кировской области, сформулированы принципы, цели и задачи отраслевого развития, определены основные механизмы, сроки и этапы реализации мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие охотничьего хозяйства, обеспечение его экологической безопасности, определены ожидаемые результаты реализации Концепции.


Необходимость подготовки Концепции обусловлена существующими в сфере охраны и использования охотничьих ресурсов проблемами, связанными с изменением социальных, экономических, экологических и правовых условий охотпользования, реформированием государственного управления, современными природоохранными требованиями, потребностями модернизации существующего механизма пользования охотничьими ресурсами.


Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Кировской области об охране и использовании животного мира, об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, иных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации и Кировской области.



2. Современное состояние охотничьего хозяйства


Охота - традиционный для населения Кировской области вид пользования животным миром, представляющий собой деятельность по добыванию диких животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, в естественной среде обитания. Охотничье хозяйство области - самостоятельная отрасль природопользования, сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты. Благодаря достаточно высокой численности ряда видов охотничьих ресурсов и их относительной доступности охота в Кировской области представляет значительный интерес как для местного населения, так и для охотников из других регионов Российской Федерации и из-за рубежа.


Площадь охотничьих угодий области - 11,7 млн. гектаров, преобладают лесные и сельскохозяйственные угодья. Незначительная площадь земель водного фонда (0,6%) лимитирует один из наиболее массовых видов охоты - на водоплавающую дичь и одновременно повышает антропогенные нагрузки на имеющиеся реки и озера. В перспективе лесистость территории области будет увеличиваться. Это положительно скажется на состоянии лесных видов охотфауны и в то же время усложнит организацию и производство охоты.


По состоянию на 01.01.2010 на территории области функционирует 181 особо охраняемая природная территория общей площадью 374,2 тыс. гектаров. Задачи сохранения и воспроизводства животного мира также решают зоны охраны охотничьих ресурсов общей площадью 168,7 тыс. гектаров.


87,7% охотничьих угодий области передано в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Общедоступные охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты, составляют 10% от их общей площади, почти 70% которых находятся на территории северных районов области. В 8 муниципальных районах площадь указанных охотничьих угодий превышает 20% общей площади территории, в 27 муниципальных районах общедоступные угодья отсутствуют вовсе.


Экономическая деятельность по использованию ресурсов охотничьих животных, постоянно или временно обитающих на территории области, имеет преимущественно рекреационный характер. Валовой выпуск продукции и услуг охоты и связанных с ней отраслей составляет около 100 млн. рублей, величина сбора за пользование животным миром - 4,1 млн. рублей, затраты долгосрочных охотпользователей на охрану и воспроизводство животного мира - 7,4 млн. рублей. На условиях полной или частичной занятости в охотничьем хозяйстве области работает около 600 человек.


Объектами охоты на территории области являются 46 видов птиц и 26 видов зверей. Из них в значимый хозяйственный оборот вовлечено менее 30% видов, а в интенсивный - 13%. Основной вид пользования дикими животными - любительская и спортивная охота. Охота проводится в два периода (охотничьих сезона): весенний и летне-осенне-зимний. Среднегодовая добыча основных охотничьих видов (2005 - 2009 годы) составляет: лось - 844 особи, кабан - 575 особей, медведь - 284 особи, бобр - 1413 особей, глухарь - 1174 особи, тетерев - 3949 особей, кулик (в основном вальдшнеп) - 3617 особей, заяц-беляк - 13075 особей. Большое значение имеет и охота на водоплавающих птиц, в основном мигрирующих. Их ежегодная добыча оценивается в 30000 особей.


Анализ освоения мясо-дичных и пушно-меховых ресурсов показан на диаграммах (рис. 1 - 4).



Рис. 1. Освоение лимитов добычи копытных животных и медведя в 2009 году



     (количество особей)


┌═══════════════════════════════┬═════════════┬═════════════┬═════════════‰

│                               │    Лось     │    Кабан    │   Медведь   │ 

├═══════════════════════════════┼═════════════┼═════════════┼═════════════┤ 

│Допустимый уровень изъятия     │    1290     │     960     │     580     │ 

├═══════════════════════════════┼═════════════┼═════════════┼═════════════┤ 

│Добыча                         │    1032     │     736     │     316     │ 

└═══════════════════════════════┴═════════════┴═════════════┴═════════════…



Рис. 2. Освоение объемов добычи пушных видов в 2009 году



     (количество особей)


┌═══════════════════════════════┬═════════════┬═════════════┬═════════════‰

│                               │   Куница    │    Норка    │   Лисица    │ 

├═══════════════════════════════┼═════════════┼═════════════┼═════════════┤ 

│Допустимый уровень изъятия     │    2482     │    2680     │    2177     │ 

├═══════════════════════════════┼═════════════┼═════════════┼═════════════┤ 

│Добыча                         │     817     │     568     │    1501     │ 

└═══════════════════════════════┴═════════════┴═════════════┴═════════════…



Рис. 3. Освоение объемов добычи пушных видов в 2009 году



     (количество особей)


┌═══════════════════════════════┬═════════════┬═════════════┬═════════════‰

│                               │    Белка    │   Ондатра   │ Заяц-беляк  │ 

├═══════════════════════════════┼═════════════┼═════════════┼═════════════┤ 

│Допустимый уровень изъятия     │    74047    │    23492    │    33095    │ 

├═══════════════════════════════┼═════════════┼═════════════┼═════════════┤ 

│Добыча                         │     1606    │    13176    │    14033    │ 

└═══════════════════════════════┴═════════════┴═════════════┴═════════════…



Рис. 4. Освоение лимитов добычи боровой дичи в 2009 году



     (количество особей)


┌═══════════════════════════════┬═════════════┬═════════════┬═════════════‰

│                               │   Глухарь   │   Тетерев   │   Рябчик    │ 

├═══════════════════════════════┼═════════════┼═════════════┼═════════════┤ 

│Допустимый уровень изъятия     │    13304    │   114036    │   106420    │ 

├═══════════════════════════════┼═════════════┼═════════════┼═════════════┤ 

│Добыча                         │     1763    │     5795    │    17441    │ 

└═══════════════════════════════┴═════════════┴═════════════┴═════════════…


Охотничьи ресурсы области в целом осваиваются устойчиво. Однако, хотя фактическая добыча не выходит за границы зоны устойчивого использования, наблюдается депрессия зайцев беляка и русака, рыси, росомахи. Отмечаются также признаки ухудшения состояния популяций тетеревиных птиц. Интенсификация использования некоторых видов копытных животных необходима вследствие угрозы возникновения африканской чумы свиней. Проводимые в связи с этим мероприятия по регулированию поголовья кабана ослабляют тенденции роста их численности и создают предпосылки для противоположной динамики.


Неблагоприятные факторы пока не имеют критического характера. Вместе с тем для выработки научно-обоснованной стратегии использования "проблемных" видов требуется специальный анализ их состояния, включая оценку оптимальности существующей системы нормирования добычи, и определение параметров устойчивого существования и методов управления популяциями на перспективу.


Одновременно требуется проведение текущих мероприятий по усилению охраны боровой дичи, прежде всего глухаря и тетерева. Актуальность дополнительных мер по ее сохранению и воспроизводству обусловлена усилением антропогенных нагрузок на лесные экосистемы. В отношении тетеревиных птиц - это лесозаготовки и высокоинтенсивная любительская и спортивная охота, а также сукцессионные изменения биоценозов. В числе перспективных решений - развитие сети территорий с ограниченным режимом охоты, а также усиление борьбы с браконьерами, охранных и воспроизводственных мероприятий, повышение качества внутрихозяйственного регулирования охоты, развитие системы взаимодействия охотхозяйственных субъектов с первичными земле-, лесо-, водопользователями. В каждом муниципальном районе области существует острая необходимость наличия инспектора по охране животного мира, наделенного определенными административными правами и обеспеченного необходимым транспортом. Система охранных и воспроизводственных мероприятий должна иметь научно-обоснованный и учитывающий конкретные условия характер.


На 01.01.2010 пользование охотничьими ресурсами осуществляло 88 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и 42 тыс. жителей области, зарегистрировавших свое право на охоту. По имеющимся оценкам, в туристско-охотничьих целях вятские охотугодья ежегодно посещают порядка 500 - 600 человек из других регионов (2005 - 2009 годы). По количеству охотников в расчете на 1000 человек взрослого населения область занимает одно из ведущих мест в Европейской части России. Это свидетельствует о наличии социальной базы охоты, гораздо более значимой, чем в других европейских регионах.


Характеристики долгосрочных пользователей по организационно-правовым формам приведены в таблице 1. Территориально наиболее крупные из них - общественные организации, входящие в состав Кировского областного общества охотников и рыболовов, и открытое акционерное общество "Кировохота", занимающие соответственно 48,4% и 13,4% площади охотугодий области.



Таблица 1



Организационно-правовые формы и территориальные характеристики долгосрочных пользователей животным миром


┌════┬══════════════════════════════════════┬═══════════┬════════┬════════‰

│ N  │    Организационно-правовые формы     │Количество,│ Общая  │Средняя │ 

│п/п │    долгосрочного охотпользования     │  единиц   │площадь,│площадь,│

│    │                                      │           │  тыс.  │  тыс.  │ 

│    │                                      │           │гектаров│гектаров│

├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤ 

│1.  │Некоммерческие организации            │    43     │ 6361,8 │ 147,9  │ 

├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤ 

│1.1.│Партнерства и фонды                   │     5     │  123,1 │  24,6  │ 

├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤ 

│1.2.│Общественные организации              │    38     │ 6238,7 │ 164,2  │ 

├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤ 

│2.  │Федеральные государственные учреждения│     1     │   30,5 │  30,5  │ 

├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤ 

│3.  │Государственные        образовательные│     1     │   52,9 │  52,9  │ 

│    │учреждения                            │           │        │        │ 

├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤ 

│4.  │Государственные научные учреждения    │     1     │   66,3 │  66,3  │ 

├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤ 

│5.  │Унитарные предприятия                 │     2     │  590,6 │ 295,3  │ 

├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤ 

│6.  │Производственные кооперативы          │     1     │   65,0 │  65,0  │ 

├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤ 

│7.  │Акционерные общества                  │     9     │ 1665,0 │ 185,0  │ 

├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤ 

│8.  │Общества        с         ограниченной│    27     │  902,6 │  33,4  │ 

│    │ответственностью                      │           │        │        │ 

├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤ 

│9.  │Индивидуальные предприниматели        │     3     │   44,7 │  14,9  │ 

├════┼══════════════════════════════════════┼═══════════┼════════┼════════┤ 

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»