Разработка территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами в части объектов обращения с отходами строилась на следующих базовых принципах:
1. В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об отходах производства и потребления" захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Таким образом, весь объем ТКО, из которого может быть выделена полезная фракция, перед захоронением должен проходить обработку.
2. В целях минимизации накопленного экологического ущерба, объекты по утилизации, обработке, обезвреживанию и размещению отходов должны соответствовать требованиям природоохранного законодательства с учетом установленных ограничений и запретов, в том числе предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об отходах производства и потребления". К числу обязательных требований для объектов размещения ТКО относятся такие, как: наличие системы учета поступающих отходов, наличие весового и видового контроля поступающих отходов, наличие системы обустройства объектов (подъездные пути, ограждение, накопление и отвод фильтрата, биогаза, дезинфекционные ванны и пр.), наличие регистрации объектов в ГРОРО, наличие лицензии на осуществление деятельности у организации, эксплуатирующей объект, наличие заключений экологической экспертизы на проектную документацию и окончательное установление санитарно-защитной зоны, наличие программы экологического контроля.
3. В соответствии с Рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.05.2016 N АС-03-03-36/10394, для сокращения вовлекаемых земельных ресурсов под размещение отходов, в первую очередь рассматривалась возможность приведения в соответствие с нормами действующего природоохранного законодательства существующих (в том числе фактически эксплуатируемых) объектов размещения отходов, в том числе не включенных в ГРОРО.
Анализ текущей ситуации в области обращения с ТКО показывает, что за весь срок действия территориальной схемы будет исчерпана расчетная остаточная вместимость 13 из 16 объектов захоронения отходов, в том числе ТКО.
Таким образом, для своевременного перенаправления потоков ТКО от источников образования и потоков балластных фракций, обработанных ТКО, требуется введение в эксплуатацию новых объектов их захоронения с достаточной годовой мощностью, емкостью и в сроки, соответствующие годам вывода из эксплуатации действующих объектов.
Территориальной схемой предлагается ввод в 2021 - 2022 годах в эксплуатацию 10 перспективных объектов захоронения ТКО, в 2023 и в 2028 годах еще два объекта (таблица 44). Общая проектная мощность объектов составит 1240,0 тыс. тонн в год.
Потоки ТКО, из которых могут быть выделены полезные фракции, перед захоронением должны проходить обработку. Общая мощность действующих на территории Самарской области объектов обработки ТКО, в части их сортировки с выделением утилизируемых материальных ресурсов, на май 2018 года достигает 703 тыс. тонн в год, что составляет не более 39% от общего количества отходообразования субъекта. В ходе реализации предложений территориальной схемы к 2028 году планируется 100% охват отходообразующего пространства субъекта в части обработки отходов ТКО и 14,2% в части утилизации.
Для достижения поставленных целевых показателей по обработке и утилизации отходов территориальной схемой предлагается модернизация 2 действующих объектов субъекта и ввод в 2021 - 2022 годах в эксплуатацию 13 перспективных мусоросортировочных комплексов общей проектной мощностью 1182,9 тыс. тонн в год. (таблица 44).
Количество перспективных объектов захоронения, обработки и их основные технологические параметры определены на основании:
1. Формирующихся в течение срока действия схемы территориальных пустот в части объектов обращения с отходами, а также расположения областей количественной концентрации отходов.
2. Логистических расчетов по оптимизации транспортной схемы перемещения ТКО и их балластных фракций после обработки, сгенерированных электронной моделью.
3. Оптимизации тарифного уровня в зоне обслуживания регионального оператора.
В результате анализа потребности создания новых и реконструкции имеющихся объектов сформирован сценарий развития системы по обращению с отходами Самарской области.