Действующий

Об утверждении Программы развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2020 - 2024 годы и перспективу до 2034 года (с изменениями на 3 августа 2023 года)




Рис. 2. Матрица сценариев развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан в перспективе до 2034 года



Сценарий N 1 "Татарстанское чудо"


Данный сценарий соответствует целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (утверждена Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ). Наблюдается резкий рост инвестиций в нефтегазохимический комплекс Республики Татарстан в результате реализации масштабных инвестиционных проектов действующих в республике предприятий (завершение строительства комплекса "ТАНЕКО", создание нефтегазохимического направления в рамках деятельности ПАО "Татнефть", ускоренное строительство нового олефинового комплекса ПАО "Нижнекамскнефтехим", возобновление реализации проекта АО "КЗСК-Силикон"), а также развития новых для Республики Татарстан направлений химической промышленности. Существенный вклад в развитие республиканского комплекса вносят проекты новых инвесторов, в том числе из числа российских и международных компаний, которые реализуют в Республике Татарстан проекты по созданию производств принципиально новых видов продукции. Вокруг предприятий республиканского нефтегазохимического комплекса будут сформированы инновационные кластеры ("умные материалы" и "биосистемы"), задача по созданию которых была поставлена в Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (утверждена Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ). В результате происходит кратное расширение номенклатуры, производимой в республике крупнотоннажной химической продукции, что привлекает новые малые и средние проекты по ее дальнейшей переработке.


Республика Татарстан укрепляет свои позиции как передового российского региона в области развития химической промышленности. Увеличивается доля нефтегазохимического комплекса в экономике Республики Татарстан, растет число работающих, отчисления в бюджеты всех уровней.


Сценарий N 2 "Консервация"


В этом сценарии рост инвестиций в нефтегазохимический комплекс Республики Татарстан происходит только за счет региональных инвесторов за счет масштабных инвестиционных проектов действующих предприятий (завершение строительства комплекса "ТАНЕКО", создание нефтегазохимического направления в рамках деятельности ПАО "Татнефть", строительство нового олефинового комплекса ПАО "Нижнекамскнефтехим", возобновление проекта АО "КЗСК-Силикон" и прочее). При этом основные усилия компании направляют на укрепление позиций на уже освоенных рынках сбыта. Региональная промышленная политика направлена на сохранение действующих предприятий и их защиту от потенциальных конкурентов, что снижает привлекательность региона для новых инвесторов. Это существенно ограничивает появление новых предприятий в секторе.


В горизонте 5 - 7 лет реализация данного сценария обеспечит достаточно высокие темпы роста производства за счет крупнотоннажных полимеров, однако инвестиционный потенциал предприятий комплекса будет снижаться в условиях работы на рынках со все более растущей конкуренцией.


Конкурентоспособность предприятий республики постепенно снижается в связи с активным развитием производств крупнотоннажной химии из газового сырья (что позволяет получить полиолефины с меньшими затратами на переработку) либо на границах России (что обеспечивает экономию на затратах на транспортировку). Республика Татарстан теряет позиции лидера среди регионов Российской Федерации по производству химической продукции, что снижает ее возможности по защите интересов республиканских компаний на федеральном уровне.


Сценарий N 3 "Потеря лица"


Данный сценарий предполагает, что крупные проекты, заявленные предприятиями нефтегазохимического комплекса, не реализованы (олефиновый комплекс, вторая очередь комплекса "ТАНЕКО", нефтегазохимическое направление бизнеса группы "Татнефть"). При этом отдельными республиканскими компаниями реализуются проекты по освоению продукции средне- и малотоннажной химии, однако их число незначительно и не оказывает существенного влияния на темпы роста производства в целом по комплексу.


С вводом крупных пиролизных мощностей в других регионах России, ростом проблем, связанных со снижением качества добываемой в Республике Татарстан нефти, химический комплекс республики смещается с лидирующих позиций среди субъектов страны и занимает место в середине рейтинга.


Постепенно снижаются налоговые отчисления, наиболее квалифицированные и активные кадры покидают республику для реализации собственных идей и возможностей в более активных регионах и компаниях.


Сценарий N 4 "Спячка"


Сценарий предполагает, что большинство заявленных проектов крупных компаний не будут реализованы в течение 5 лет, активность региональных органов власти и институтов развития будет недостаточной для роста проектов малого и среднего бизнеса. Все это приводит к потере татарстанскими компаниями рынков сбыта и лоббистских возможностей, снижению доходов регионального бюджета и интеллектуальному обеднению республики, как это описано в предыдущем сценарии.


Наиболее благоприятным сценарием развития нефтегазохимического Республики Татарстан является сценарий N 1 "Татарстанское чудо". Однако его реализация требует уделить особое внимание государственной политики на своевременную реализацию инвестиционных и крупных инновационный проектов, привлечение стратегических инвесторов и партнеров в сектор. В том числе необходимо создание условий для развития научно-исследовательской деятельности в области новых материалов в республике, привлечения проектов в этой сфере.