Правительство Оренбургской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 N 916-пп "Об утверждении государственной программы "Развитие транспортной системы Оренбургской области" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 05.03.2019 N 130-пп, от 06.06.2019 N 359-пп, от 18.12.2019 N 912-пп, от 30.12.2019 N 1039-пп) следующие изменения:
1.1. Пункт 3 постановления изложить в новой редакции:
"3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Оренбургской области - министра строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области.".
1.2. Приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР
Государственная программа "Развитие транспортной системы Оренбургской области"
Ответственный исполнитель Программы | - | министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области |
Участник Программы | - | министерство образования Оренбургской области |
Подпрограммы Программы | - | "Дорожное хозяйство Оренбургской области"; "Развитие системы общественного пассажирского транспорта в Оренбургской области" |
Приоритетные проекты (программы), региональные проекты, реализуемые в рамках Программы | - | "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" |
Цель Программы | - | развитие современной и эффективной инфраструктуры автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, обеспечивающей благоприятные условия для развития экономики и социальной сферы Оренбургской области и дальнейшее развитие устойчиво функционирующей и доступной для всех единой системы общественного пассажирского транспорта |
Задачи Программы | - | создание условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения, обеспечение автомобильного сообщения с отдаленными населенными пунктами области, требуемого технического состояния автомобильных дорог, повышение их пропускной способности; создание условий для стабильного функционирования пассажирского транспорта, обеспечения качества и равной доступности услуг общественного транспорта для всех категорий населения области |
Показатели (индикаторы) Программы | - | доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального, местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, на 31 декабря отчетного года; транспортная подвижность населения |
Срок и этапы реализации Программы | - | 2019 - 2024 годы, этапы не выделяются |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | - | 79062691,5 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2019 год - 11372177,3 тыс. рублей; 2020 год - 12845894,5 тыс. рублей; 2021 год - 14963473,3 тыс. рублей; 2022 год - 13373714,8 тыс. рублей; 2023 год - 13253715,8 тыс. рублей; 2024 год - 13253715,8 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | повышение доступности услуг общественного транспорта за счет улучшения транспортной инфраструктуры автомобильных дорог общего пользования, увеличения их протяженности и плотности сети, оптимизации и развития сети пассажирских перевозок, сохранения приемлемого уровня тарифов на перевозки пассажиров для населения области |
МСЖКДХиТ - министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области;
МЭРППиТ - министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области;
МО - министерство образования Оренбургской области
Оренбургская область - одна из крупнейших областей Российской Федерации площадью 124 тыс. кв. километров. Область располагает развитой транспортной инфраструктурой, которая включает в себя предприятия железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта. Транспорт как инфраструктурная отрасль обеспечивает базовые условия жизнедеятельности и развития государства и общества. Для Оренбургской области состояние и развитие транспортной системы имеют первостепенное значение и являются необходимыми условиями реализации инновационной модели экономического роста и улучшения качества жизни населения.
Несмотря на благоприятные тенденции в развитии отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Оренбургской области. Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта и транспортной инфраструктуры в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов сдерживает развитие единого экономического пространства Оренбургской области и не позволяет в полной мере осваивать ресурсы муниципальных образований области.
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Оренбургской области. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связь между населенными пунктами области, а также выхода на дорожную сеть сопредельных регионов во многом зависит решение задач по достижению устойчивого экономического роста, улучшению условий для предпринимательской деятельности и повышению уровня жизни населения, проведению структурных реформ и интеграции транспортной системы области в транспортную систему России. Развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития Оренбургской области и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом автопарка.
Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности.
В рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" запланированы приведение в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и доведение доли дорожной сети городских агломераций, находящейся в нормативном состоянии, до 85 процентов.
Одним из важнейших звеньев транспортного комплекса Оренбургской области является автомобильный пассажирский транспорт общего пользования. Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют рассматривать автомобильный транспорт как наиболее эффективный вид пассажирских перевозок в регионе.
Ежегодно автомобильный транспорт области перевозит около 50 млн. тонн грузов и 180 млн. пассажиров.
На регулярных автобусных маршрутах области работает более 550 перевозчиков, которые обслуживают около 500 городских, пригородных и междугородных маршрутов.
Правительством Оренбургской области и органами местного самоуправления муниципальных образований области принимаются меры по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания и обеспечению равной доступности пассажирских услуг для населения Оренбургской области.
Существует ряд вопросов и проблем в сфере автомобильного транспорта, которые требуют комплексного решения. Одной из таких проблем является высокий износ основных производственных фондов (подвижного состава) автомобильного транспорта (по отдельным группам до 50 - 80 процентов). Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли. В настоящее время объемы перевозок растут благодаря увеличению интенсивности использования существующих (морально и физически устаревших) транспортных средств.
Другим важным звеном транспортного комплекса Оренбургской области является железнодорожный транспорт.
На территории области функционируют 2 филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Южно-Уральская и Куйбышевская железные дороги. Обслуживание населения области в пригородном железнодорожном сообщении, в том числе и по перевозке региональных льготников, осуществляют акционерные общества: "Свердловская пригородная компания" и "Башкортостанская пригородная пассажирская компания".
В соответствии с соглашением между Правительством Оренбургской области и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" о взаимодействии и сотрудничестве проводится совместная работа по обновлению объектов пассажирского комплекса, строительству и реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры. Для развития внутриобластного пассажирского сообщения планируется ускоренное движение поездов на направлениях Оренбург - Орск, Оренбург - Бузулук. В условиях реформирования железнодорожного транспорта Российской Федерации остается неизменной задача повышения качества перевозки населения, обеспечения безопасности и уровня комфорта.
Все более существенное значение в развитии транспортной системы Оренбургской области приобретает воздушный транспорт. Устойчивое развитие авиаперевозок является гарантией свободного перемещения авиапассажиров и грузов, модернизации экономики, улучшения уровня жизни населения.
В Российской Федерации обеспечено устойчивое развитие магистральных авиационных перевозок. В настоящее время важнейшей задачей является обеспечение развития именно малой авиации, роста региональных и местных авиаперевозок.
При этом предпосылки для развития региональной авиации без использования системного подхода и реализации государственной поддержки за счет средств федерального и областного бюджетов практически отсутствуют. Даже у авиакомпаний с эффективно организованной перевозочной деятельностью себестоимость на региональных маршрутах с относительно низкой величиной спроса более чем в 2 раза превышает величину рыночного тарифа на перевозки.
В сложившихся условиях необходимо разработать концепцию развития социально значимых региональных и местных авиаперевозок, предусматривающую правовые и экономические основы организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом в Оренбургской области, а также скоординированное развитие аэропортовой инфраструктуры и авиационной промышленности, обновление основных производственных фондов, приобретение воздушных судов, оптимально подходящих для организации региональных и местных авиаперевозок, и улучшение экономического положения организаций воздушного транспорта.
Основополагающим документом, регламентирующим этот процесс в Оренбургской области, является Закон Оренбургской области от 7 мая 2013 года N 1452/435-V-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом в Оренбургской области", который регулирует правоотношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения воздушным транспортом, и устанавливает основные принципы, правовые и экономические основы, пути и направления организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом в Оренбургской области.
В настоящее время в условиях дальнейшего развития экономики и повышения транспортной активности населения в области решается задача по возрождению региональных и местных авиаперевозок.
Организатором перевозок выступает находящееся в областной собственности государственное унитарное предприятие "Международный аэропорт "Оренбург", имеющее соответствующий сертификат эксплуатанта.
Под гарантию и при финансовой поддержке Правительства Оренбургской области приобретены 7 самолетов L 410 UVP Е-20 чешского производства. Проведена работа по сертификации самолетов и технической базы, обучению летного и технического составов.
Оренбургская область активно участвует в реализации проекта Приволжского федерального округа, который связывает авиационным сообщением все административные центры округа. Открыто авиасообщение из города Оренбурга в города Самару, Казань, Уфу.
Кроме того, выполняются рейсы из города Оренбурга в город Орск и пос. Светлый Светлинского района.
Программа, являясь важнейшим инструментом реализации государственной политики в сфере воздушного транспорта Оренбургской области, в сочетании с действенной системой управления и контроля, создает предпосылки для дальнейшего динамичного развития данного сектора экономики, позволяет планомерно проводить работу по обеспечению и развитию региональных и местных авиаперевозок, предусматривать необходимые материальные и организационные ресурсы для обеспечения доступности и качества услуг воздушного транспорта для всех категорий населения Оренбургской области.
Анализ отдельных аспектов несоответствия транспортной системы потребностям социально-экономического развития области показывает, что они не являются проблемами отдельных видов транспорта, а носят комплексный характер. Целесообразность решения задачи дальнейшего развития транспортного комплекса с использованием программно-целевого метода управления определяется следующими факторами:
комплексный характер проблемы, обусловленный сложной структурой видов транспорта, объединяющей их в единую систему, и ролью транспорта в обеспечении условий для экономического роста, повышения качества жизни населения;
высокая капиталоемкость и длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры, определяющие их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного участия (в том числе финансового) государства в их реализации;
возможность концентрации ресурсов для решения приоритетных задач, направленных на снятие системной проблемы в целом и создание условий для комплексного развития всех видов транспорта;