1. Положение в транспортной системе определяется состоянием двух ее основных подсистем - транспортной и дорожной инфраструктуры.
Тверская область расположена в северо-западной части России. Ее протяженность с запада на восток составляет более 450 км, с севера на юг - около 350 км. По занимаемой территории (84,2 тыс. кв. км) это одна из самых крупных областей в Центральном федеральном округе. Область граничит с 6 субъектами Российской Федерации: Московской, Смоленской, Псковской, Новгородской, Вологодской и Ярославской областями. Развитие многих ведущих отраслей Тверской области: химической, лесной, легкой, полиграфической промышленности, машиностроения, торговли, сельского хозяйства и туризма, ориентированных на обслуживание автотранспортом, во многом зависит от состояния сети автомобильных дорог. Благодаря автотранспорту и дорожной сети промышленность и сельское хозяйство Тверской области получают сырье и заготовки из различных субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, а также отправляют готовую продукцию для реализации в субъектах Российской Федерации и за рубежом.
2. Дорожное хозяйство - крупнейший сегмент общественного достояния России. Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р, развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития страны и обеспечивать потребности в перевозках в соответствии с темпом автомобилизации.
(в ред. Постановления Правительства Тверской области от 28.07.2022 N 435-пп)
Дорожное хозяйство Тверской области представляет собой сложный инженерный, имущественный, организационно-технический комплекс, включающий автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения со всеми сооружениями, необходимыми для их нормальной эксплуатации, а также организации по ремонту и содержанию этих дорог.
Автомобильные дороги Тверской области соединяют два наиболее развитых федеральных округа Российской Федерации - Центральный и Северо-Западный, а также два крупнейших экономических и политических центра страны - города Москву и Санкт-Петербург. Такое уникальное географическое положение Тверской области во многом определяет особенности развития ее транспортной инфраструктуры, которая обеспечивает как международные и межрегиональные связи, так и внутриобластные грузовые и пассажирские перевозки.
Сеть автомобильных дорог Тверской области включает дороги:
федерального значения, в том числе автомагистраль М-10 "Москва - Санкт-Петербург" (Россия), автомагистраль М-9 "Москва - Рига" (Балтия), дающие выход на страны Балтии и Скандинавии, скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург М-11 "Нева";
регионального или межмуниципального значения, проходящие по территории Тверской области и обеспечивающие связь областного центра с административными центрами муниципальных районов, городских (муниципальных) округов, связь административных центров с административными центрами муниципальных районов, городских (муниципальных) округов между собой, а также областного центра, административных центров муниципальных районов, городских (муниципальных) округов с соседними субъектами Российской Федерации, за исключением автомобильных дорог федерального значения и автомобильных дорог местного значения;
местного значения.
По протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Тверская область занимает первое место в Центральном федеральном округе (15,4 тыс. км автодорог и 890 мостовых сооружений и путепроводов) и второе в Российской Федерации. 40,9% автодорог регионального значения имеет усовершенствованный тип покрытия (6,3 тыс. км), 49,4% автодорог регионального значения имеет переходный тип покрытия (7,6 тыс. км), 7,8% автодорог регионального значения не имеют твердого покрытия (1,2 тыс. км).
По количеству населенных пунктов с населением 50 человек и менее Тверская область занимает первое место в Центральном федеральном округе (8275 населенных пунктов).
3. Приоритетами государственной политики в дорожной области на территории Тверской области являются:
1) развитие опорной сети автомобильных дорог общего пользования в Тверской области, обеспечивающее увеличение доли протяженности автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям, и повышение пропускной способности дорожной сети, модернизация искусственных сооружений, а также строительство обходов крупных населенных пунктов;