ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 октября 2019 года N 745-рп


О прогнозе социально-экономического развития Тверской области на 2020 год и на период до 2024 года



В соответствии со статьей 11 Закона Тверской области от 15.07.2015 N 66-ЗО "О стратегическом планировании в Тверской области":


1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Тверской области на 2020 год и на период до 2024 года (прилагается).


2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.



Губернатор Тверской области
И.М.РУДЕНЯ



Приложение
к распоряжению Правительства
Тверской области
от 7 октября 2019 г. N 745-рп



ПРОГНОЗ социально-экономического развития Тверской области на 2020 год и на период до 2024 года


Прогноз социально-экономического развития Тверской области на 2020 год и на период до 2024 года (далее - Прогноз) подготовлен в соответствии со статьей 11 Закона Тверской области от 15.07.2015 N 66-ЗО "О стратегическом планировании в Тверской области" и Постановлением Правительства Тверской области от 16.08.2019 N 314-пп "О порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Тверской области на среднесрочный период".


Прогноз разработан на основе результатов комплексного анализа экономических и социальных процессов, происходящих в регионе, с учетом исходной информации Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.04.2019 N Д14и-14298 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 - 2024 годы" (сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, прогноза показателей инфляции и системы цен, дефляторов и индексов цен по видам экономической деятельности, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года).


При разработке Прогноза использовались данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области (далее - Тверьстат), Отделения по Тверской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области, Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области, территориальных отделений внебюджетных фондов и исполнительных органов государственной власти Тверской области.


В расчетах учитывались оценка результатов работы в 2019 году, данная руководителями и специалистами крупнейших предприятий региона и администраций муниципальных образований Тверской области, и их видение перспективного развития Тверской области на 2020 год и на период до 2024 года.



Раздел I. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Тверской области


Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Тверской области за 2018 год основана на сравнении данных Тверьстата (по состоянию на август 2019 года), которые в последующем могут быть уточнены, и показателей прогноза социально-экономического развития Тверской области на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов, разработанного в 2017 году и одобренного распоряжением Правительства Тверской области от 27.10.2017 N 373-рп "О прогнозе социально-экономического развития Тверской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".

Наименование показателя

Единица измерения

2018 год,

прогноз <*>

2018 год,

отчет

Отклонение:

отчет - к прогнозу

(%, процентных пунктов)

базовый (вариант 1)

целевой (вариант 2)

базовый (вариант 1)

целевой (вариант 2)

Численность населения (среднегодовая)

тыс. человек

1284,7

1284,8

1276,8

-0,6%

-0,6%

Валовой региональный продукт

     (в основных ценах соответствующих лет)

млн. рублей

408531,0

410996,0

408510,0

-0,01%

-0,6%

Индекс промышленного производства

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

104,8

105,3

113,2

8,4 п.п.

7,9 п.п.

Индекс производства продукции сельского хозяйства

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

102,10

104,20

103,1

1,0 п.п.

-1,1 п.п.

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

91,8

93,5

94,5

2,7 п.п.

1,0 п.п.

Оборот розничной торговли

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

102,0

102,2

101,4

-0,6 п.п.

-0,8 п.п.

Объем платных услуг населению

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

101,4

101,6

103,4

2,0 п.п.

1,8 п.п.

Индекс потребительских цен за период с начала года

в % к соответствующему периоду предыдущего года

104,0

104,0

102,3

-1,7 п.п.

-1,7 п.п.

Реальные денежные доходы населения

в % к предыдущему году

101,30

101,50

102,3

1,0 п.п.

0,8 п.п.

Фонд начисленной заработной платы всех работников для расчета среднемесячного дохода от трудовой деятельности

млн. рублей

150307,0

151247,0

158782,3

5,6%

5,0%

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

% к экономически активному населению

1,00

0,90

0,6

-0,4 п.п.

-0,3 п.п.


________________


* Прогноз утвержден распоряжением Правительства Тверской области от 27.10.2017 N 373-рп.


Пояснение причин имеющихся отклонений прогнозных показателей от данных оперативной отчетности приводится ниже.


По показателю "Численность населения (среднегодовая)" отклонение от статистических данных за 2018 год составило минус 0,6% по 1 и 2 вариантам прогноза.


По показателю "Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет)" в графе "2018 год, отчет" указана оценка Министерства экономического развития Тверской области. Фактические данные за 2018 год будут опубликованы Тверьстатом в апреле - мае 2020 года.


Отклонения прогнозируемого значения показателя от оценочных данных за 2018 год составили минус 0,01% по 1 варианту прогноза и минус 0,6% - по 2 варианту.


Фактическое значение показателя "Индекс промышленного производства" по итогам за 2018 год составило 113,2% и сложилось выше прогнозируемого по 1 варианту прогноза на 8,4 п.п., по 2 варианту прогноза - на 7,9 п.п.


Основное влияние на расхождение отчетных данных от прогнозируемых в целом по промышленному производству области оказали преимущественно результаты деятельности предприятий вида деятельности "Обрабатывающие производства" (в структуре промышленного производства занимают более 70%) - при прогнозном значении 105,6 - 106,2% фактическое значение показателя составило 116,3%.


Наибольшее расхождение отчетных данных от ожидаемых наблюдается в производстве транспортных средств (фактически на крупнейшем предприятии области - ОАО "Тверской вагоностроительный завод" стабилизировалась ситуация с заказами, что также оказало положительное влияние на показатели деятельности предприятий, работающих с ним в кооперации), в производстве бумаги и бумажных изделий (за счет корректировки производственных показателей АО "Каменская бумажно-картонная фабрика"), в производстве нефтепродуктов (ТОП ООО "Шелл Нефть"), в производстве лекарственных препаратов, химическом производстве, производстве мебели.


По показателю "Индекс производства продукции растениеводства" за 2018 год отклонение прогнозных значений от фактического составило 14,1 п.п. по 1 варианту прогноза и 11,9 п.п. - по 2 варианту.


Более высокий темп роста продукции растениеводства в 2018 году (115,0%) сложился за счет увеличения объемов производства картофеля и овощей, при этом достигнуты более высокие показатели урожайности по сравнению с показателями 2017 года, которые были обусловлены неблагоприятными погодными условиями в период проведения посевных работ и в летний период. В 2017 году индекс производства продукции растениеводства (с учетом пересчета по итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи населения 2016 года) составил 76,0% (оценивался - 93,5%).


По показателю "Объем инвестиций в основной капитал" отклонение фактического значения за 2018 год от прогнозного составило 2,7 п.п. по 1 варианту и 1 п.п. - по 2 варианту прогноза, что вызвано увеличением инвестиционных вложений по сравнению с объемами, запланированными инвесторами на 2018 год, по видам деятельности: "Транспортировка и хранение", "Обеспечение электрической энергией, газом, паром; кондиционирование воздуха", "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов", "Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение".


По показателю "Оборот розничной торговли" отклонение фактического значения за 2018 год к прогнозным величинам составило минус 0,6% по 1 варианту прогноза и минус 0,8% - по 2 варианту. Данное отклонение обусловлено тем, что в апреле 2018 года Тверьстатом была произведена корректировка показателя в сторону уменьшения ввиду того, что организация ФЛ ООО "Интернет Решения" уточнила ранее представленные данные по обороту розничной торговли за 2017 год.


По показателю "Объем платных услуг населению" отклонение прогнозной величины к фактическому значению составило 2,0 п.п. по 1 варианту прогноза и 1,8 п.п. - по 2 варианту. Фактические значения показателей по платным услугам населению незначительно отличаются от прогнозных данных.


По показателю "Индекс потребительских цен за период с начала года" отклонение прогнозного значения от фактического значения за 2018 год к 2017 году составило минус 1,7 п.п. по 1 и 2 вариантам прогноза.


Прогноз показателей по индексу потребительских цен разрабатывался на основе индексов цен, сложившихся в 2016 году, оценки уровня инфляции в 2017 году и прогнозных показателей индекса потребительских цен до 2020 года, утвержденных Правительством Российской Федерации.


По показателю "Реальные денежные доходы населения" отклонение прогнозного значения показателя от оперативных статистических данных Тверьстата за 2018 год незначительное: по 1 варианту прогноза - 1,0 п.п., по 2 варианту - 0,8 п.п.


Фонд начисленной заработной платы всех работников за 2018 год составил 158782,3 млн. рублей, или 109,2% к уровню 2017 года. Рост фонда заработной платы определен динамикой среднесписочной численности и темпами роста средней заработной платы работников предприятий и организаций области с учетом достижения в 2018 году целевых параметров по уровню заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в рамках "майских" Указов Президента Российской Федерации.


Отклонение прогнозных значений от статистических данных за 2018 год: по 1 варианту прогноза составило 5,6% и по 2 варианту - 5,0%.


По показателю "Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)" отклонение прогнозных параметров по 1 и 2 вариантам прогноза от фактического значения составило минус 0,4 и 0,3 п.п. соответственно.


Уровень зарегистрированной безработицы на конец 2018 года составил 0,6% от экономически активного населения Тверской области.


Уменьшение численности безработных и фактически сложившегося уровня зарегистрированной безработицы по отношению к прогнозируемым величинам обусловлено положительными тенденциями на рынке труда региона в результате улучшения экономической ситуации в регионе, созданием новых рабочих мест на предприятиях Тверской области, в том числе от реализации инвестиционных проектов, а также успешной реализацией мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.



Раздел II. Оценка факторов и ограничений экономического роста Тверской области на 2020 год и на период до 2024 года



Подраздел I. Характеристика основных вариантов Прогноза


Прогноз основных макроэкономических параметров разработан в двух вариантах: консервативном и базовом.


Консервативный вариант (1 вариант) характеризуется более высоким уровнем инфляции вследствие более слабого курса рубля и увеличения материальных издержек особенно в видах экономической деятельности с высокой импортозависимостью при одновременном сдерживании затрат на оплату труда. В условиях колебаний курса рубля ожидается, что по этому варианту прогноза темп экономического роста в период 2021 - 2024 годов будет находиться в диапазоне 1,3 - 2,1%.


Базовый вариант (2 вариант) характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях прогнозируемого изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов. Данный вариант предполагает инерционную динамику развития экономики Тверской области в среднесрочной перспективе.


Социально-экономическая ситуация в Тверской области в 2018 году характеризовалась повышением стабильности в экономике, ростом производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, увеличением объемов розничного товарооборота и платных услуг, снижением темпов инфляции, ростом реальных доходов населения, развитием модернизационных процессов в социальных отраслях.


В 2018 году рост произведенного валового регионального продукта (далее - ВРП) обусловлен увеличением добавленной стоимости в промышленном производстве, сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, торговле, транспорте и связи.


По итогам 2019 года ВРП Тверской области оценивается в размере 100,4% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах. Рост индекса обусловлен положительной динамикой показателя в транспортировке и хранении (103,1%), промышленном производстве (101,7%), сельском и лесном хозяйстве (100,9%), торговле (100,5%) на фоне снижения валовой добавленной стоимости по строительству (89,1%).


В прогнозном периоде тенденция роста ВРП сохранится и будет обеспечена планируемым увеличением валовой добавленной стоимости по всем видам экономической деятельности Тверской области, исключая "Промышленное производство" в 2022 году, а также "Строительство" в 2021 и 2023 годах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»