Действующий

Об утверждении региональной программы "Укрепление общественного здоровья населения Самарской области" на 2020 - 2024 годы



4. Выводы


В Самарской области реализуется комплекс мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, борьбу с неинфекционными заболеваниями и факторами риска их развития.


Вопросы укрепления общественного здоровья рассматриваются на заседаниях межведомственных комиссий при Правительстве Самарской области, Самарской Губернской Думе, Общественной палате Самарской области, Федерации профсоюзов Самарской области.


Основные мероприятия проводятся в рамках государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014 - 2021 годы", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 674, государственной программы Самарской области "Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014 - 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 683, региональной программы "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Самарской области" на 2019 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Губернатора Самарской области от 28.06.2019 N 298-р, региональной программы "Борьба с онкологическими заболеваниями в Самарской области" на 2019 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Губернатора Самарской области от 28.06.2019 N 299-р.


Органами местного самоуправления Самарской области на восьми пилотных территориях разработаны и утверждены в установленном порядке муниципальные программы (межведомственные комплексные планы) укрепления общественного здоровья. Внедряются корпоративные программы на крупных предприятиях и в организациях.


Ведется активная информационно-коммуникационная кампания с использованием основных телекоммуникационных каналов для всех целевых аудиторий по направлениям: пропаганда сокращения потребления алкоголя; пропаганда сокращения потребления табака, а также иных форм потребления никотина; пропаганда ответственного отношения к рациону питания; пропаганда ответственного отношения к репродуктивному здоровью, в том числе профилактика абортов.


Ежегодно в Самарской области проводятся массовые профилактические мероприятия, акции, конференции, посвященные пропаганде принципов здорового образа жизни.


Начата реализация мероприятий по повышению уровня знаний в области профилактики заболеваний представителей органов государственной власти, политиков, представителей бизнеса, общественных организаций и их ответственности за повышение мотивации граждан, в том числе работающих, к ведению здорового образа жизни и обеспечение соответствующих условий.


Среди руководителей целого ряда крупных предприятий и объединяющих их общественных организаций возрастает понимание экономической выгоды формирования у работников здорового образа жизни и регулярного прохождения профилактических медицинских осмотров, а также целесообразности реализации специальных комплексных программ по созданию соответствующих условий для ведения работниками здорового образа жизни.


Наметилась тенденция повышения уровня информированности граждан о факторах риска неинфекционных заболеваний, в ходе проведения социологических опросов выявлено повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни и сохранению здоровья. Большую роль в формировании положительного отношения граждан к здоровому образу жизни играют некоммерческие организации области и волонтеры.


Повысилась частота раннего выявления неинфекционных заболеваний у населения, имеющего факторы риска их развития (курение, артериальная гипертензия, дислипидемия, ожирение), благодаря внедрению системы диспансеризации, а также более широкому охвату врачей общей практики программами обучения в области диагностики.


Однако остается недостаточным взаимодействие и координация усилий государственных органов власти и муниципалитетов по созданию условий для ведения здорового образа жизни жителям области в местах их проживания, работы и отдыха. Вместе с тем нельзя не учитывать влияние программ социально-экономического развития муниципальных образований и предприятий на здоровье населения.


Уровень знаний работодателей, а также лиц, принимающих решения на региональном и муниципальном уровнях, по проблеме бремени неинфекционных заболеваний и экономической эффективности здорового образа жизни все еще не соответствует современным требованиям.


Уровень и количество социальной рекламы по пропаганде здорового образа жизни на региональных каналах телевидения недостаточны.


Не закончен процесс формирования оптимальной инфраструктуры службы общественного здоровья и медицинской профилактики, неэффективно используется потенциал центров здоровья.