____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Распоряжения Правительства Челябинской области от 19.03.2021 N 121-рп.
____________________________________________________________________
В целях реализации федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование", мероприятий по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов:
1. Утвердить прилагаемые:
Комплекс мер (дорожную карту) по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов в Челябинской области;
Концепцию по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов в Челябинской области.
2. Определить Министерство образования и науки Челябинской области региональным координатором, ответственным за создание центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов в Челябинской области.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Исполняющий обязанности
председателя
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР
Комплекс мер (дорожная карта) по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов в Челябинской области
N п/п | Наименование мероприятия | Ответственный | Ожидаемые результаты | Срок |
1. | Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее именуется - ЦНППМПР) и центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов (далее именуется - ЦОПМКП) в Челябинской области | Челябинская область | приказ Министерства образования и науки Челябинской области | 25 августа года, предшествующего году получения субсидии |
2. | Согласованы и утверждены модели, организационно-правовые формы организации и местонахождение ЦНППМПР и ЦОПМКП | Челябинская область, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование" | письмо ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование", приказ Министерства образования и науки Челябинской области | 10 сентября года, предшествующего году получения субсидии |
3. | Утвержден медиаплан информационного сопровождения создания и функционирования ЦНППМПР и ЦОПМКП | Челябинская область | приказ Министерства образования и науки Челябинской области | 1 октября года, предшествующего году получения субсидии, далее ежегодно |
4. | Утверждено типовое Положение о деятельности ЦНППМПР и ЦОПМКП на территории Челябинской области | Челябинская область | приказ Министерства образования и науки Челябинской области | 1 октября года, предшествующего году получения субсидии |
5. | Согласованы и утверждены типовой дизайн-проект и зонирование ЦНППМПР и ЦОПМКП | Челябинская область, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование" | Письмо ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование", приказ Министерства образования и науки Челябинской области | 30 октября года, предшествующего году получения субсидии |
6. | Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование ЦНППМПР и ЦОПМКП по статьям расходов | Челябинская область, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование" | письмо Министерства образования и науки Челябинской области | 30 ноября года, предшествующего году получения субсидии, далее ежегодно |
7. | Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения ЦНППМПР и ЦОПМКП | Челябинская область, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование" | письмо ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование", приказ Министерства образования и науки Челябинской области | 1 декабря года, предшествующего году получения субсидии |
8. | Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Учитель будущего" на территории Челябинской области в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Челябинская область | дополнительное соглашение | 5 февраля года получения субсидии, далее ежегодно (по необходимости) |
9. | Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Челябинская область | финансовое соглашение | 15 февраля года получения субсидии, далее ежегодно (по необходимости) |
10. | Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания ЦНППМПР и ЦОПМКП | Челябинская область | извещение о проведении закупок | 25 февраля года получения субсидии |
11. | Повышение квалификации (профессионального мастерства) сотрудников и педагогов ЦНППМПР и ЦОПМКП | Челябинская область | свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров | согласно отдельному графику ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование", далее ежегодно |
12. | Закуплено, доставлено и налажено оборудование для ЦНППМПР и ЦОПМКП | Челябинская область | акты приемки работ по форме, разработанной и утвержденной приказом Министерства образования и науки Челябинской области | 25 августа года получения субсидии |
13. | Получена лицензия на образовательную деятельность ЦНППМПР (в случае ее отсутствия) | Челябинская область | лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых | 25 августа года получения субсидии |
14. | Проведен мониторинг оснащенности средствами обучения и приведения площадок ЦНППМПР и ЦОПМКП в соответствии с брендбуком | Челябинская область, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование" | по форме, определяемой ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование" | 30 августа года получения субсидии |
15. | Завершение комплектования штатных расписаний ЦНППМПР и ЦОПМКП | Челябинская область, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование" | приказы об утверждении штатных расписаний | 30 августа года получения субсидии |
Концепция по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов в Челябинской области
Концепция по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов в Челябинской области (далее именуется - Концепция) разработана в целях формирования эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогических работников в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" путем создания правовых, организационных и финансовых механизмов перехода на новые модели организации повышения квалификации, в том числе активно использующие дистанционные формы обучения.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон N 273-ФЗ);
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года";
государственной программой Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 28.12.2017 г. N 732-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области";
паспортом реализации регионального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" в Челябинской области.
На современном этапе развития системы образования в Российской Федерации все больше внимания уделяется профессиональной компетентности педагогического работника, от которой зависят новые образовательные результаты обучающихся. В соответствии с пунктами 1, 5, 7 части 1 статьи 48 Федерального закона N 273-ФЗ педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень.
Качество педагогических кадров - самый важный компонент образовательной системы, так как реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена та или иная образовательная система.
Весомым ресурсом, обеспечивающим профессиональный рост руководителей образовательных организаций и педагогических работников, является повышение их квалификации. Сегодня в качестве основного поставщика услуг в области повышения профессионального мастерства педагогических работников по-прежнему выступают образовательные организации, реализующие дополнительные профессиональные программы.
В Челябинской области функционирует три учреждения дополнительного профессионального образования:
государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" (далее именуется - ЧИППКРО);
государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Челябинский институт развития профессионального образования" (далее именуется - ЧИРПО);
государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (далее именуется - РЦОКИО).
Государственными заданиями для указанных учреждений определены плановые показатели, позволяющие реализовывать право педагогических работников общего (29690 человек), дополнительного (5307 человек) и среднего профессионального (4268 человек) образования (далее именуются - педагогические работники) на повышение квалификации.
Так, на базе перечисленных выше областных учреждений дополнительного профессионального образования ежегодно осваивают программы повышения квалификации 11500 педагогических работников, 300 - программы профессиональной подготовки и 1200 - программы по модульно-накопительной системе. При этом каждая организация дополнительного профессионального образования имеет свою направленность программ повышения квалификации и переподготовки. Программы ЧИППКРО имеют в основном предметную специфику общего образования и нацелены на совершенствование методик преподавания и управления. РЦОКИО реализовывает междисциплинарные программы повышения квалификации, затрагивающие вопросы повышения оценочной, аналитической и информационной компетенции педагогических работников и руководителей образовательных организаций. Программы ЧИРПО ориентированы на специалистов учреждений среднего профессионального образования. Ежегодно для руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций определяются приоритетные направления повышения квалификации, учитывающие тенденции развития общероссийской и региональной систем образования.
Востребованными остаются программы повышения квалификации и переподготовки на хозрасчетной основе. Их ежегодно осваивают более 5300 человек.
Государственной программой Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 28.12.2017 г. N 732-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области" предусмотрены субсидии организациям дополнительного профессионального образования, в отношении которых Министерство образования и науки Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя, условием предоставления которых является осуществление деятельности по реализации программ повышения квалификации. Данными программами охвачено порядка 3200 слушателей. Программы носят целевой характер и, как правило, ориентированы на решение актуальных задач или реализацию проектов. Так, например, РЦОКИО использует субсидии на обучение пользователей информационных систем, обеспечивающих предоставление государственных (муниципальных) услуг в электронном виде и функционирование государственной информационной системы "Образование в Челябинской области", а ЧИППКРО - на реализацию федеральных и региональных проектов (управление качеством образования в школах с низкими результатами, развитие сети региональных инновационных площадок и другое).
Учреждениями дополнительного профессионального образования разрабатываются и реализовываются модульные курсы, оперативно отражающие образовательные запросы работников системы образования Челябинской области. Это направление деятельности очень перспективно и должно стать наиболее востребованным. Однако количество слушателей, освоивших программы по такой системе незначительно (1127 человек в 2018 году). ЧИППКРО, ЧИРПО и РЦОКИО имеют собственные положения о реализации таких программ, но отсутствует региональное положение, которое позволяло бы руководителю образовательной организации и педагогическим работникам Челябинской области повышать квалификацию, используя ресурсы и программы всех областных учреждений дополнительного профессионального образования.
В последние годы в регионе создана и развивается инновационная система повышения профессионального мастерства педагогических и руководящих работников системы общего образования, составляющими которой являются:
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр развития образования города Челябинска" и муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр повышения квалификации и информационно-методической работы" г. Магнитогорска;
образовательные организации - стажировочные площадки, в том числе 21 федеральная и 50 региональных инновационных площадок, на базе которых реализуется практическая часть дополнительных профессиональных программ;
региональные конкурсы профессионального мастерства для различных категорий педагогических работников, руководителей образовательных организаций и команд образовательных организаций: "Учитель года", "Лидер в образовании", "Педагог года в дошкольном образовании", "Самый классный классный", "Мастер года", "Педагогический дебют", "Современные образовательные технологии", "Новой школе - новые стандарты", "Сердце отдаю детям", "Воспитать человека", "СтартАп" (инновационных дополнительных общеобразовательных программ) и другие;
интерактивные площадки, обеспечивающие деятельность сетевых сообществ образовательных организаций и педагогических работников организаций системы общего образования (https://ikt.ipk74.ru/forum/group8; https://ipk74.ru/projects/set-soob-ped; https://rcokio.ru/setevye-proekty); региональные отделения российских ассоциаций учителей русского языка и литературы, истории и обществознания, химии;
практики командного и индивидуального наставничества, сформированные в рамках реализации федерального проекта поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (https://ikt.ipk74.ru/forum/group20);
аттестационные процедуры, обеспечивающие объективную оценку уровня результатов профессиональной деятельности педагогических работников и дающие возможность персонификации содержания и форм повышения квалификации педагогических работников системы общего образования.