В целях реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", а также обновления материально-технической базы в организациях Челябинской области, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию поддержки образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Челябинской области;
Комплекс мер (дорожную карту) по обновлению материально-технической базы в организациях Челябинской области, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам.
2. Определить Министерство образования и науки Челябинской области региональным координатором, ответственным за обновление материально-технической базы в организациях Челябинской области, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Исполняющий обязанности
председателя
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР
Концепция поддержки образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Челябинской области
Концепция поддержки образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Челябинской области (далее именуется - Концепция) разработана в целях формирования единого образовательного пространства, обеспечивающего доступность качественного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее именуются - ОВЗ) на территории Челябинской области.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с:
Конвенцией о правах инвалидов;
Конвенцией о правах ребенка;
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Настоящая Концепция содержит:
1) Комплекс мер (дорожную карту) по обновлению материально-технической базы в организациях Челябинской области, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам;
2) описание предполагаемых организаций Челябинской области, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, в которых обновлена материально-техническая база.
Описание предполагаемых организаций Челябинской области, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, в которых обновлена материально-техническая база, содержит:
таблицу индикаторов реализации мероприятия по обновлению материально-технической базы в организациях Челябинской области, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам;
информацию о предполагаемой сети организаций Челябинской области, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, в которых планируется обновление материально-технической базы в порядке приоритета (по убыванию).
1. Обоснование потребности в обновлении материально-технической базы организаций Челябинской области, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (далее именуется - Мероприятие).
На территории Челябинской области сохранена сеть образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее именуются - коррекционные школы). По состоянию на 1 июля 2019 года в Челябинской области функционируют:
51 коррекционная школа;
20 центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
47 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий и Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Областной центр диагностики и консультирования", которые обеспечивают проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет.
Ведется системная работа по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья:
реализуется Концепция научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (http://www.minobr74.ru/LegalActs/Show/6054);
создана региональная сетевая школа консультантов по достижению современного качества образования (https://ikt.ipk74.ru/forum/group21/);
существует эффективная практика реализации образовательными организациями совместных научно-прикладных проектов, аккумулирующих организационно-управленческие, научно-методические, информационно-методические, кадровые ресурсы для обеспечения достижения современного качества образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (https://ikt.ipk74.ru/forum/group8/);
создано 7 ресурсных центров по вопросам инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;
осуществляется дистанционное обучение детей-инвалидов;
создана интерактивная площадка - специально организованное виртуальное пространство совместной деятельности образовательных организаций по разработке и продвижению инновационных образовательных продуктов, а также возможность непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогических работников образовательных организаций, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (http://ipk74.ru/set-npp);
ведется консультирование всех участников образовательных отношений по различным вопросам функционирования и развития системы инклюзивного образования с использованием интернет-порталов (портал Центра ИКТ: http://ikt.ipk74.ru, сайт для родителей особых детей: http://ovz.ipk74.ru).
В то же время в целях реализации государственной политики в области общего образования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" современные коррекционные школы должны формировать у обучающихся с ОВЗ целостную систему личностных, метапредметных и предметных результатов. При этом существенное значение приобретает ориентация данных результатов на обеспечение их успешной социализации и адаптации в современном мире.
Данный процесс возможен в особых условиях организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, осуществления с ними постоянной персонифицированной коррекционной деятельности как в урочной, так и во внеурочной деятельности, а также в рамках дополнительного образования.
Соответственно, возникает необходимость создания в коррекционных школах современной инфраструктуры, которая позволит формировать у обучающихся с ОВЗ профессиональное самоопределение посредством интеграции форм, методов и средств освоения предметных областей, в том числе предметной области "Технология", дополнительного образования.
Создание в коррекционных школах современной инфраструктуры, интегрирующей новые формы, методы и средства основного и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ позволит решить следующие задачи, актуальные для Челябинской области:
обеспечить обучающимся с ОВЗ равный доступ к качественному общему и дополнительному образованию в соответствии с мировыми стандартами;
удовлетворить образовательные потребности обучающихся с ОВЗ в новых формах образования с учетом высокотехнологичной материально-технической базы коррекционных школ;
внедрить новые технологии и содержание обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ по основным и дополнительным общеобразовательным программам в рамках модернизации предметных областей, в том числе предметной области "Технология";
оперативно разрабатывать, апробировать и распространять эффективные практики реализации содержания обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ по основным и дополнительным общеобразовательным программам в рамках модернизации предметных областей, в том числе предметной области "Технология".
Таблица индикаторов реализации поддержки образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" представлена в приложении 1 к настоящей Концепции.
2. Статистические данные по сети школ, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу
В Челябинской области функционирует 51 коррекционная школа. Указанные школы планируется включить в реализацию Мероприятия.
Информация о предполагаемой сети коррекционных школ, в которых планируется обновление материально-технической базы в порядке приоритета (по убыванию), представлена в приложении 2 к настоящей Концепции.
Общая численность педагогических работников в коррекционных школах - 2170 человек (82,2 процента из них имеют высшую или первую категорию), из них:
учителей технологии - 176 человек (79,5 процента имеют высшую или первую категорию);
учителей-дефектологов - 151 человек;
учителей-логопедов - 122 человека;