Образование является одной из самых важных составляющих для будущего территории. Хорошее образование для государства является лучшим вложением, однако возврат вложений - это очень длительный процесс.
Социально-экономическое развитие города Твери во многом зависит от условий и результатов функционирования сфер образования и науки, что обусловлено их важнейшей ролью в формировании конкурентоспособного человеческого капитала, соответствующего современным вызовам.
Сфера образования Твери включает как муниципальные, государственные, так и частные образовательные учреждения.
Показатель | Ед. измерений | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Количество детских дошкольных учреждений, всего | единиц | 90 | 92 | 89 | 89 | 89 | 89 |
- в том числе муниципальных | единиц | 84 | 86 | 87 | 86 | 86 | 86 |
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях | человек | 19824 | 20960 | 21890 | 22861 | 23060 | 23160 |
- в том числе муниципальных | человек | 18916 | 20020 | 21410 | 22344 | 22569 | 22575 |
Численность детей в возрасте 1 - 6 лет | человек | 25554 | 26873 | 27861 | 29070 | 30096 | 30096 |
Охват детей в возрасте 1 - 6 лет дошкольными учреждениями от численности детей соответствующего возраста | % | 77,6 | 78,0 | 78,6 | 78,6 | 76,6 | 76,9 |
Потребность в местах в детских дошкольных образовательных учреждениях | единиц | 5730 | 5913 | 5971 | 6209 | 7036 | 8831 |
Количество муниципальных общеобразовательных школ | единиц | 54 | 54 | 54 | 53 | 53 | 53 |
Число учащихся в них | человек | 37399 | 38510 | 40187 | 40874 | 43852 | 45617 |
Количество профессиональных образовательных организаций | единиц | 12 | 11 | 16 | 16 | 16 | 16 |
Число учащихся в них | тыс. человек | 9 | 7 | 9 | 10,5 | 11,1 | 11,8 |
Количество государственных образовательных организаций высшего образования | единиц | 10 | 11 | 11 | 11 | 8 | 8 |
Число учащихся в них | тыс. человек | 30,6 | 29,5 | 27,7 | 23,5 | 23,8 | 24,2 |
В системе муниципального образования Твери занято более 5000 педагогических работников. На начало 2019 года в муниципальных образовательных учреждениях обучалось 45617 учащихся, воспитывалось 23160 дошкольников. Что касается педагогического состава, то около 51% от общей численности педагогов работают в системе общего образования, 43% - в системе дошкольного образования, 6% - дополнительного образования.
Существенная часть педагогических работников дошкольных учреждений и общеобразовательных школ Твери - люди с высокими квалификационными категориями. Доля учителей, проработавших свыше 20 лет, в 5 раз больше, чем учителей со стажем от 5 до 10 лет. Сохраняется гендерный дисбаланс педагогов. В настоящее время образовательными организациями города Твери, по данным ГКУ Тверской области "Центр занятости населения города Твери", заявлено более 200 вакансий педагогических работников в средней школе и в начальном дошкольном образовании. Имеющиеся вакансии замещаются педагогами, имеющими нагрузку 1,5 - 3 ставки.
Таким образом, ключевым проблемным вопросом для отрасли является и продолжает оставаться кадровое обеспечение. В среднем на одну большую школу (более 1000 учащихся) требуются около 100 педагогов, а также около 20 человек административного и технического персонала; на один детский сад требуются около 20 педагогов, а также 6 человек административного и технического персонала. Таким образом, в связи со строительством новых объектов образования необходимо ежегодно готовить и направлять в систему образования не менее 120 педагогов, кроме того, дополнительно необходимо замещать выбывающих из отрасли педагогов. Стратегической задачей является существенное повышение привлекательности работы в отрасли образования (по сравнению с другими отраслями), а также привлечение молодых специалистов.
Механизм электронной регистрации заявлений на получение дошкольного образования обеспечил прозрачность этой процедуры для жителей Твери. Однако остро стоит проблема нехватки мест в муниципальных детских садах. С учетом существующей средней загрузки детских дошкольных учреждений потребность в обеспечении детей в возрасте от 1 до 6 лет составляет более 25 учреждений. По итогам 2018 года по показателю "Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет" город Тверь (26,2%) занимал 14-е место из 15 областных центров ЦФО, опередив лишь город Орел <2>.
________________
<2> Информация по городам Москва и Смоленск в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Тверской области отсутствует.
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Нехватка детских мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях частично компенсируется развитием услуг частного сектора по дневному уходу за детьми. В настоящее время на территории Твери работают около 40 частных организаций, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, две из которых имеют лицензии. Открыто 104 дошкольных группы при общеобразовательных школах на 2269 мест.
Серьезным риском для системы образования, который может повлечь дифференциацию общеобразовательных организаций по качеству образования, является рост в них количества детей из семей мигрантов, испытывающих трудности в освоении образовательных программ и социализации в городском сообществе из-за низкого знания русского языка и этнокультурных различий. Концентрация таких детей в школах с низким статусом потенциально может усугубить дифференциацию среди населения и увеличить риски социальной дестабилизации.
По данным управления образования администрации города Твери, количество детей мигрантов, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения и муниципальные общеобразовательные школы города Твери, выглядит следующим образом: