Период | Дошкольные образовательные учреждения, человек | Удельный вес в общем количестве детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, % | Общеобразовательные школы, человек | Удельный вес в общем количестве детей, посещающих общеобразовательные школы, % |
2017 год | 18 | 0,08 | 736 | 1,7 |
2018 год | 16 | 0,07 | 809 | 1,8 |
1 полугодие 2019 года | 14 | 0,06 | 840 | 1,8 |
Согласно современным требованиям система образования должна обеспечивать конкурентное качество, разнообразие образовательных программ и свободный выбор для обучающихся и их семей. Необходимо продвигать город Тверь в качестве места, где дети получают качественное образование, применять маркетинговые и имиджевые ходы. Возможно, имеет перспективу инициатива по реализации в Твери пилотного проекта по созданию частной или муниципальной "экспериментальной" школы типа "Гарварда для детей" (по аналогии с современной школой Сбербанка). Цель продвижения - создание бренда Твери в качестве города, в котором растят гениев.
Перегруженность муниципальных общеобразовательных школ не позволяет добиться ликвидации второй смены для учащихся. Более 9 тыс. учащихся учатся во вторую смену. С учетом существующей средней загрузки муниципальных общеобразовательных учреждений для ликвидации имеющейся потребности сегодня необходимо строительство 10 общеобразовательных учреждений. Места для размещения будущих новых объектов необходимо тщательно выбирать с учетом перспектив по жилищному строительству и с учетом имеющейся или планируемой коммунальной инфраструктуры. В настоящее время отмечен дефицит подходящих свободных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Кроме того, возможно, потребуется внесение корректив в нормативы и в типовые проекты школ и детских садов с целью увеличения их вместительности без увеличения площади земельных участков.
В Твери создана эффективная система коррекционной работы, направленной на обучение, воспитание, коррекцию развития, социальную адаптацию и интеграцию детей в общество, исходя из особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, 90%-ый охват дошкольным образованием детей с ограниченными возможностями в городе обеспечивают 6 коррекционных школ, в которых обучается около 1000 учащихся. Здесь дополнительно необходимо развивать новые формы образовательных практик: дистанционное образование (с использованием людей-преподавателей или с использованием искусственного интеллекта), волонтерство среди родителей, готовых преподавать дополнительные уроки, и т.д.
Ключевую роль в подготовке одаренных детей играет дополнительное образование, развивающее их способности и интересы, жизненное и профессиональное самоопределение. Особое внимание уделяется таким приоритетным направлениям дополнительного образования, как технические и естественно-научные специальности. Растет необходимость в увеличении охвата обучающихся по данным направлениям подготовки. 68% воспитанников муниципальных дошкольных учреждений успешно осваивают программы дополнительного образования по всевозможным направлениям: хореография, лечебная физкультура, дошкольная подготовка, изобразительная деятельность, иностранный язык, логоритмика и иные программы.
В целях содействия ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала российской молодежи в 2018 году на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Тверской областной Центр юных техников" создан детский технопарк "Кванториум". Кванториум - это уникальная площадка для дополнительного образования детей и молодежи в сфере инженерных наук. Обучение проходит по следующим направлениям: IT-квантум, Аэроквантум, Промробоквантум, Промышленный дизайн, VR/AR и Хай-тек цех. Площадка "Кванториума" оснащена высокотехнологичным оборудованием, а проекты курируют опытные наставники, в том числе представители научной школы, промышленности и бизнеса.
Верхневолжье лидирует среди регионов Центрального федерального округа по количеству учреждений среднего профессионального образования. В Твери работают 8 государственных высших учебных заведений и филиалов, суворовское военное училище, действуют 7 негосударственных высших образовательных учреждений, 16 учреждений среднего профессионального образования с численностью студентов около 38 тыс. человек. Подготовка специалистов ведется по широкому спектру специальностей, необходимых для промышленности, сельского хозяйства, финансов и социальной сферы.
Согласно опросу Всемирного банка, 54% занятого населения в России имеют высшее образование.
В рейтинге крупнейших ВУЗов Центрального федерального округа с интегральной оценкой качества подготовки выпускников учебных заведений по направлениям высших учебных заведений в разрезе специализации ВУЗов места распределяются следующим образом:
- Тверской государственный медицинский университет - 6 место (из 10),
- Тверская государственная сельскохозяйственная академия - 7 место (из 12),
- Тверской государственный университет - 18 место (из 49),
- Тверской государственный технический университет - 26 место (из 40),
- Тверской институт экологии и права - 34 место (из 37).