Вид долговых обязательств | 2016 (млн руб.) | Удельный вес (%) | 2017 (млн руб.) | Удельный вес (%) | 2018 (млн руб.) | Удельный вес (%) | 2019 (млн руб.) | Удельный вес (%) |
Кредиты кредитных организаций | 14900 | 50,5 | 12540 | 43,1 | 7748 | 34,9 | 3796,5 | 21,7 |
Бюджетные кредиты из федерального бюджета | 14600 | 49,5 | 15217 | 56,9 | 14456,6 | 65,1 | 13695,7 | 78,3 |
Государственные гарантии Астраханской области | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 29499,5 | 100 | 27756,9 | 100 | 22204,6 | 100 | 17492,2 | 100 |
До 2014 года структура государственного долга Астраханской области преимущественно состояла из кредитов кредитных организаций, в основном краткосрочных. Выбор такой структуры был обусловлен быстротой проведения процедуры привлечения заемных средств в кредитных организациях и относительно невысокой их стоимостью.
В 2014 - 2018 годах были проведены мероприятия, направленные на улучшение структуры государственного долга Астраханской области, в том числе и за счет бюджетных кредитов из федерального бюджета, что сократило долю рыночной составляющей в структуре государственных долговых обязательств Астраханской области с 95,9% в 2013 году до 34,9% в 2018 году и привело к соразмерному снижению фактических расходов на обслуживание государственного долга Астраханской области.
В Астраханской области активно используются все доступные инструменты управления государственным долгом:
- проводится ежеквартальный анализ кредитоспособности Астраханской области и соблюдения параметров, утвержденных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- осуществляется учет государственного долга Астраханской области;
- разработаны механизмы сокращения стоимости государственного долга Астраханской области, включающие в себя:
использование краткосрочных бюджетных кредитов на финансирование кассовых разрывов;
заключение дополнительных соглашений к кредитным договорам о снижении действующих процентных ставок;
рефинансирование рыночных долговых обязательств на обязательства с меньшей процентной ставкой;
- политика заимствований строится на преимущественном привлечении среднесрочных и долгосрочных заемных средств;
- продлен до 01.01.2022 мораторий на предоставление государственных гарантий Астраханской области.
В целях сдерживания темпов роста государственного долга Астраханской области, оптимизации его структуры по долговым инструментам и по срокам погашения, минимизации стоимости обслуживания государственного долга Астраханской области и более точного планирования приняты и реализуются мероприятия, утвержденные правовыми актами:
- долговая политика Астраханской области на 2019 - 2021 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Астраханской области от 25.09.2018 N 505-Пр;