(с изменениями на 19 декабря 2019 года)
(в ред. Распоряжения Правительства Астраханской области от 19.12.2019 N 534-Пр)
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1482 "Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год", от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" и в целях обеспечения эффективного управления государственным внутренним долгом Астраханской области в 2019 - 2021 годах:
1. Утвердить прилагаемую долговую политику Астраханской области на 2019 - 2021 годы (далее - долговая политика).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в процессе управления муниципальным долгом руководствоваться основными направлениями долговой политики.
3. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области опубликовать настоящее Распоряжение в средствах массовой информации.
Вице-губернатор - председатель
Правительства Астраханской области
Р.Д.СУЛТАНОВ
ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2019 - 2021 ГОДЫ
(в ред. Распоряжения Правительства Астраханской области от 19.12.2019 N 534-Пр)
Под долговой политикой Астраханской области понимается стратегия управления государственными заимствованиями Астраханской области, направленная на эффективное регулирование государственного долга Астраханской области, снижение его объема до минимального уровня, минимизацию стоимости его обслуживания, равномерное распределение во времени платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга Астраханской области.
Долговая политика Астраханской области на 2019 - 2021 годы (далее - долговая политика) является частью бюджетной политики Астраханской области.
Долговая политика определяет основные направления деятельности по управлению государственным долгом Астраханской области (далее - долг Астраханской области) и направлена на обеспечение сбалансированности бюджета Астраханской области, полноты и своевременности исполнения бюджетных обязательств Астраханской области путем привлечения финансовых ресурсов на благоприятных условиях.
(в ред. Распоряжения Правительства Астраханской области от 19.12.2019 N 534-Пр)
По состоянию на 01.01.2017 долговая нагрузка на бюджет Астраханской области составила 29,5 млрд рублей или 135,4 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений. По состоянию на 01.01.2016 долг Астраханской области составлял 26,1 млрд рублей или 111,4 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений.
Мероприятия, проводимые Правительством Астраханской области, направленные на мобилизацию доходов, оптимизацию расходов и сокращение долговой нагрузки на бюджет Астраханской области, позволили начиная с 2017 года изменить негативную тенденцию по увеличению долга Астраханской области.
По состоянию на 01.01.2018 долг Астраханской области составил 27,8 млрд рублей или 97,4 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений за 2017 год.
Сокращение долга Астраханской области в абсолютном выражении за 2017 год составило 1,74 млрд рублей.
По состоянию на 01.01.2019 долг Астраханской области составил 22,2 млрд рублей или 65,2 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений за 2018 год.
Сокращение долга Астраханской области в абсолютном выражении за 2018 год составило 5,55 млрд рублей.
По итогам 2018 года Астраханская область сократила долг на 20 процентов и заняла 9 место среди субъектов Российской Федерации, осуществивших наибольшее сокращение долга в абсолютном выражении.
В соответствии с дополнительными соглашениями к соглашениям о предоставлении бюджету Астраханской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Астраханской области, заключенными между Министерством финансов Российской Федерации и Астраханской областью 25.12.2017 (далее - соглашения о реструктуризации) и утвержденными Законом Астраханской области от 21.02.2018 N 9/2018-ОЗ "Об утверждении заключения дополнительных соглашений", Астраханской области надлежит обеспечить параметры долга Астраханской области в соответствии с условиями соглашений о реструктуризации, приведенные в таблице 1.
Параметры долга Астраханской области в соответствии с условиями соглашений о реструктуризации
Наименование показателя | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год |
Соотношение общего объема долга Астраханской области к собственным доходам, в % | 98,0 | 94,0 | 86,0 | 74,0 | 64,0 | 55,0 | 45,0 |
Соотношение объема долга Астраханской области по кредитам кредитных организаций к собственным доходам, в % | 46,0 | 46,0 | 46,0 | 45,0 | 46,0 | 45,0 | 45,0 |
Объем дефицита бюджета Астраханской области, в % | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
Кроме того, в соответствии с пунктом 11 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 (далее - Правила), Астраханская область приняла на себя обязательства ежегодно, в течение 14 рабочих дней после утверждения закона о бюджете Астраханской области, представлять в Министерство финансов Российской Федерации выписку из Закона Астраханской области "О бюджете Астраханской области на очередной финансовый год и плановый период" с указанием суммы средств, направляемых на погашение реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам и (или) уплату процентов за рассрочку, а также обеспечить ежегодное снижение на 1 января 2021 года, на 1 января 2022 года, на 1 января 2023 года, на 1 января 2024 года и на 1 января 2025 года не менее чем на 2 процента показателя доли государственного долга субъекта Российской Федерации от объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2020 - 2024 годы соответственно.
Структура долга Астраханской области и расходы на обслуживание долга Астраханской области в 2017 - 2018 годах и на среднесрочную перспективу до 2021 года представлены в таблице 2.
Структура долга Астраханской области и расходы на обслуживание долга Астраханской области в 2017 - 2018 годах и на среднесрочную перспективу до 2021 года
млн рублей
Вид долгового обязательства | Период | ||||
2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | |
Кредиты кредитных организаций | 12539,5 | 7748,0 | 3796,5 | 3796,5 | 3796,5 |
Бюджетные кредиты из федерального бюджета | 15217,4 | 14456,6 | 13695,7 | 12173,9 | 9130,5 |
ИТОГО: | 27756,9 | 22204,6 | 17492,2 | 15970,4 | 12927,0 |
Соотношение общего объема долга к собственным доходам, в % | 97,4 | 65,2 | 47,0 | 41,4 | 31,5 |
Соотношение кредитов кредитных организаций к собственным доходам, в % | 44,0 | 22,8 | 10,2 | 9,8 | 9,2 |
Отношение расходов на обслуживание долга к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 5,7% | 1,9% | 0,6% | 0,7% | 0,7% |
Рост объема долга Астраханской области до 2017 года был обусловлен необходимостью исполнения расходных обязательств Астраханской области в условиях резкого снижения налоговых поступлений в бюджет Астраханской области. В связи с этим при неизменном объеме долга Астраханской области в условиях сокращения налоговых и неналоговых доходов относительная величина долга Астраханской области увеличивалась.
Состояние бюджета Астраханской области и необходимость сокращения долговой нагрузки Астраханской области осложняются изменениями налогового законодательства Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации" (далее - Закон от 30.09.2013 N 268-ФЗ) утвержден новый порядок налогообложения морских месторождений углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период с 01.01.2016. Налог на прибыль при освоении данных месторождений в полном объеме поступает в бюджет Российской Федерации.
Кроме того, Законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены изменения, устанавливающие с 01.01.2014 льготу по налогу на имущество организаций недропользователям морских месторождений углеводородного сырья, в результате чего бюджет Астраханской области недополучил за период 2014 - 2016 годов порядка 5000,0 млн рублей.
В связи с проведением в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" налогового маневра в нефтегазовом секторе произошел рост налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, в результате чего снизилась налоговая база по налогу на прибыль организаций нефте- и газодобывающих компаний.
Для компенсации выпадающих доходов Астраханская область вынуждена была осуществлять заимствования, которые повлекли увеличение долга Астраханской области.
Расходы на обслуживание долга Астраханской области по итогам 2017 года составили 1791 млн рублей или 6,6 процента к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Расходы на обслуживание долга Астраханской области по итогам 2018 года составили 725,9 млн рублей или 1,9 процента к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Снижение расходов на обслуживание долга Астраханской области в 2017 - 2018 годах обусловлено исполнением бюджета Астраханской области со значительным профицитом, что позволило направить средства на погашение кредитов кредитных организаций (за 2017 - 2018 гг. кредиты кредитных организаций сокращены с 14 000 до 7748 млн рублей или на 7152 млн рублей).
В целях сокращения расходов на обслуживание долга Астраханской области проводится работа с банками-кредиторами путем направления обращений с предложением о снижении процентных ставок по действующим кредитным договорам.
По итогам 2017 года средневзвешенная ставка снижена с 11,76 процента годовых (с начала года) до 8,99 процента годовых на 01.01.2018. По итогам 2018 года средневзвешенная ставка снижена с 8,99 процента годовых (с начала года) до 8,22 процента годовых на 01.01.2019.
Таким образом, средневзвешенная процентная ставка по кредитам кредитных организаций по итогам 2018 года составляла менее значения - ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации (далее - Банк России), увеличенной на 1 процент.
По итогам 9 месяцев 2019 года Астраханской областью с целью экономии расходов на обслуживание долга Астраханской области произведено погашение всех кредитов кредитных организаций.
Указанные мероприятия по сокращению стоимости кредитных ресурсов проводятся с целью реализации пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам управления государственным долгом субъектов Российской Федерации от 07.10.2017 N Пр-2048, а также пункта 11 Правил.
На момент погашения кредитов кредитных организаций средневзвешенная процентная ставка по кредитам кредитных организаций составляла 8,22 процента годовых.
Погашение кредитов кредитных организаций осуществлялось за счет временно свободного остатка средств на счетах бюджета Астраханской области.
Средства, направленные на погашение долга Астраханской области, учтены в законе Астраханской области о бюджете Астраханской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в составе расходной части бюджета.