В целях сохранения ресурсно-экологического потенциала лесов и повышения эффективности исполнения полномочий в области лесных отношений Правительство Орловской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Орловской области от 30 ноября 2012 года N 446 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие лесного хозяйства Орловской области" следующие изменения:
1) паспорт государственной программы Орловской области "Развитие лесного хозяйства Орловской области" (далее - государственная программа) изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
2) паспорт подпрограммы "Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" государственной программы изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению;
3) раздел I государственной программы изложить в новой редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению;
4) приложение 1 к государственной программе изложить в новой редакции согласно приложению 4 к настоящему постановлению;
5) приложение 4 к государственной программе изложить в новой редакции согласно приложению 5 к настоящему постановлению;
6) приложение 5 к государственной программе изложить в новой редакции согласно приложению 6 к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области по развитию агропромышленного комплекса Бутусова Д.В.
Председатель Правительства
Орловской области
А.Е.КЛЫЧКОВ
Наименование государственной программы Орловской области | "Развитие лесного хозяйства Орловской области" (далее также - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы | Управление лесами Орловской области |
Соисполнители государственной программы | Отсутствуют |
Участники государственной программы | Отсутствуют |
Подпрограммы (в том числе ведомственные целевые программы) | "Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" |
Цели государственной программы | 1) повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; 2) обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов |
Задачи государственной программы | 1) создание условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия; 2) повышение эффективности управления лесами как основы устойчивого развития лесного сектора экономики |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | 1) доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров; 2) доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров; 3) лесистость территории Орловской области; 4) доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда; 5) отношение площади лесов, на которых были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов; 6) доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда; 7) соотношение стоимости 1 м3 древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины; 8) соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда; 9) обеспечение оперативного и устойчивого управления в области многоцелевого, рационального и неистощительного использования лесов Орловской области; 10) численность работников лесного хозяйства региона, прошедших обучение (подготовку, дополнительное профессиональное образование) в учреждениях лесного профиля; 11) объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда; 12) отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений; 13) количество выращенного посадочного материала лесных растений; 14) площадь лесовосстановления; 15) запас семян лесных растений для лесовосстановления; 16) ущерб от лесных пожаров по годам |
Этапы и сроки реализации государственной программы | Государственная программа реализуется в один этап. Сроки реализации - 2013 - 2023 годы |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы | Общий объем средств, предусмотренных на реализацию государственной программы, - 964321,6 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 72817,7 тыс. рублей; 2014 год - 84062,4 тыс. рублей; 2015 год - 76635,5 тыс. рублей; 2016 год - 86325,8 тыс. рублей; 2017 год - 80204,4 тыс. рублей; 2018 год - 76808,0 тыс. рублей; 2019 год - 106712,9 тыс. рублей; 2020 год - 93662,4 тыс. рублей; 2021 год - 92828,1 тыс. рублей; 2022 год - 97132,2 тыс. рублей; 2023 год - 97132,2 тыс. рублей. Из них: средства федерального бюджета (прогноз) - 949819,3 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 70032,0 тыс. рублей; 2014 год - 81501,1 тыс. рублей; 2015 год - 73971,1 тыс. рублей; 2016 год - 84625,8 тыс. рублей; 2017 год - 79081,0 тыс. рублей; 2018 год - 76165,0 тыс. рублей; 2019 год - 106260,4 тыс. рублей; 2020 год - 93019,4 тыс. рублей; 2021 год - 92185,1 тыс. рублей; 2022 год - 96489,2 тыс. рублей; 2023 год - 96489,2 тыс. рублей, средства бюджета Орловской области (прогноз) - 14502,3 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 2785,7 тыс. рублей; 2014 год - 2561,3 тыс. рублей; 2015 год - 2664,4 тыс. рублей; 2016 год - 1700,0 тыс. рублей; 2017 год - 1123,4 тыс. рублей; 2018 год - 643,0 тыс. рублей; 2019 год - 452,5 тыс. рублей; 2020 год - 643,0 тыс. рублей; 2021 год - 643,0 тыс. рублей; 2022 год - 643,0 тыс. рублей; 2023 год - 643,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | 1) выполнение лесохозяйственных мероприятий по всем направлениям деятельности согласно лесному плану, лесохозяйственным регламентам казенных учреждений (лесничеств); 2) сохранение лесистости территории Орловской области на уровне 8,0%; 3) сохранение площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда на уровне 31,5%; 4) обеспечение управления реализацией государственной программы; 5) увеличение площади лесовосстановления до 82 га, повышение качества и эффективности работ по лесовосстановлению; 6) оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, необходимой специализированной техникой и оборудованием на 70%; 7) формирование запаса лесных семян для лесовосстановления на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений (не менее 2,040 тонны); 8) оснащение государственных учреждений специализированной лесохозяйственной и лесопожарной техникой и оборудованием к 2024 г. на 92,6 млн. рублей |
Наименование и номер подпрограммы государственной программы | "Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" (далее также - подпрограмма) |
Ответственный исполнитель подпрограммы | Управление лесами Орловской области |
Участники подпрограммы | Отсутствуют |
Программно-целевые инструменты подпрограммы | В составе подпрограммы ведомственные целевые программы не предусмотрены |
Цели подпрограммы | 1) создание условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия; 2) повышение эффективности управления лесами как основы устойчивого развития лесного сектора экономики |
Задачи подпрограммы | 1) обеспечение и организация неистощительного использования, эффективной охраны, защиты и воспроизводства лесов Орловской области; 2) осуществление функций государственного управления; 3) региональный проект "Сохранение лесов" федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология". Увеличение площади лесовосстановления; 4) региональный проект "Сохранение лесов" федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология". Оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специализированной лесохозяйственной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению; 5) региональный проект "Сохранение лесов" федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология". Формирование запаса лесных семян для лесовосстановления; 6) региональный проект "Сохранение лесов" федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология". Оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | 1) доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров; 2) доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров; 3) лесистость территории Орловской области; 4) доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда; 5) отношение площади лесов, на которых были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов; 6) доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда; 7) соотношение стоимости 1 м3 древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины; 8) соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда; 9) обеспечение оперативного и устойчивого управления в области многоцелевого, рационального и неистощительного использования лесов Орловской области; 10) численность работников лесного хозяйства региона, прошедших обучение (подготовку, дополнительное профессиональное образование) в учреждениях лесного профиля; 11) объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда; 12) отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений; 13) количество выращенного посадочного материала лесных растений; 14) площадь лесовосстановления; 15) запас семян лесных растений для лесовосстановления; 16) ущерб от лесных пожаров по годам |
Этапы и сроки реализации подпрограммы | Подпрограмма реализуется в один этап. Сроки реализации - 2016 - 2023 годы |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы | Общий объем средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы, - 730806,0 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 86325,8 тыс. рублей; 2017 год - 80204,4 тыс. рублей; 2018 год - 76808,0 тыс. рублей; 2019 год - 106712,9 тыс. рублей; 2020 год - 93662,4 тыс. рублей; 2021 год - 92828,1 тыс. рублей; 2022 год - 97132,2 тыс. рублей; 2023 год - 97132,2 тыс. рублей. Из них: средства федерального бюджета (прогноз) - 724315,1 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 84625,8 тыс. рублей; 2017 год - 79081,0 тыс. рублей; 2018 год - 76165,0 тыс. рублей; 2019 год - 106260,4 тыс. рублей; 2020 год - 93019,4 тыс. рублей; 2021 год - 92185,1 тыс. рублей; 2022 год - 96489,2 тыс. рублей; 2023 год - 96489,2 тыс. рублей, средства бюджета Орловской области (прогноз) - 6490,9 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 1700,0 тыс. рублей; 2017 год - 1123,4 тыс. рублей; 2018 год - 643,0 тыс. рублей; 2019 год - 452,5 тыс. рублей; 2020 год - 643,0 тыс. рублей; 2021 год - 643,0 тыс. рублей; 2022 год - 643,0 тыс. рублей; 2023 год - 643,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | 1) обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического состояния; 2) недопущение крупных лесных пожаров; 3) увеличение доли площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и поврежденных лесов до уровня 3%; 4) доведение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, до 20%; 5) обеспечение ежегодного планового мероприятия по рубкам ухода в молодняках в объемах, определенных лесным планом Орловской области, - 0,1 тыс. га; 6) увеличение площади лесовосстановления до 82 га, повышение качества и эффективности работ по лесовосстановлению; 7) формирование запаса лесных семян для лесовосстановления на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений (не менее 2,040 тонны); 8) повышение квалификации специалистов лесного хозяйства не менее 3% от общей численности работников лесного хозяйства ежегодно; 9) оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, необходимой специализированной техникой и оборудованием на 70%; 10) оснащение государственных учреждений специализированной лесохозяйственной и лесопожарной техникой и оборудованием к 2024 г. на 92,6 млн. рублей |
Леса - возобновляемый природный ресурс, требующий не просто разумного потребления, но и обеспечения научно обоснованной, долгосрочной системы охраны, защиты, воспроизводства и неистощительного использования. Вместе с тем сложившаяся высокая степень экологической опасности на территории области предусматривает постоянное внимание к устойчивому управлению лесными экосистемами.
Леса, находящиеся в границах территории Орловской области, являются важнейшим фактором регулирования окружающей среды, речных стоков, биологического разнообразия и климата.
Территория, занимаемая Орловской областью, расположена в центральной части Среднерусской возвышенности и представляет собой приподнятую равнину, изрезанную долинами рек, оврагами и балками.
По климатическим условиям область относится к лесостепной зоне.
В целом климатические условия области благоприятны для успешного роста и развития древесной и кустарниковой растительности.
Лесной фонд, находящийся в границах территории Орловской области, по данным государственного лесного реестра на 1 января 2019 года, составляет 173,1 тыс. га. Покрытые лесом земли занимают 168,9 тыс. га, общий запас насаждений равен 29,97 млн. куб. м. В ведении Управления лесами Орловской области находятся 173,1 тыс. га лесов.
Леса занимают 8,0% территории области и представлены в основном небольшими обособленными лесными участками. По территории Орловской области леса распределяются неравномерно. В целом в лесном фонде преобладают твердолиственные лесные насаждения дуба черешчатого (25% площади лесов), чистые и смешанные с кленом остролистным, ясенем обыкновенным, липой мелколистной, ильмом. Березняки и осинники представлены соответственно на 22,2% и 18,5% площади, покрытой лесной растительностью, сосняки и ельники - на 17,2% и 4,1%. В лесном фонде Орловской области, кроме основных лесообразующих древесных пород, встречаются интродуценты, к которым отнесены каштан, бархат амурский, орех маньчжурский, орех серый, псевдотсуга.
По целевому назначению леса Орловской области отнесены к защитным лесам. Основным назначением лесов области является выполнение разнообразных природоохранных функций: рекреационные и оздоровительные (леса зеленых зон - 30% площади лесов области), почвозащитные и средообразующие (противоэрозионные леса - 59%), водоохранные (нерестоохранные леса - 5%), другие - 6%.
В соответствии со статьями 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации переданы основные полномочия по организации и обеспечению использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определяются исходя из стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, Центрального федерального округа и Орловской области на долгосрочный период.
Так, в соответствии с разделом 4 главы I Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (далее - Концепция), стратегическим ориентиром долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации является переход к инновационному типу экономического развития, основанный на укреплении позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесного богатства страны.
В разделе 7 главы V Концепции в качестве приоритетных направлений развития лесного комплекса определены:
создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал;
улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.
В основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (далее - Направления), утвержденных Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 года, подтверждается, что в целях рационального природопользования и удовлетворения растущих потребностей экономики страны необходимо устойчивое и динамичное развитие лесного фонда при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, которое, в свою очередь, призвано обеспечить высокие стандарты экологического благополучия в соответствии с положениями национального проекта "Экология".
Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р, определены основные направления развития лесохозяйственного комплекса Центрального федерального округа, включающие в себя:
1) формирование условий для рационального лесопользования и своевременного лесовосстановления;
2) решение вопросов обеспечения охраны лесов от пожаров, в том числе развитие материально-технической базы лесопожарных подразделений, предотвращение незаконных рубок и нелегального оборота древесины;
3) формирование оптимальной структуры и состава лесного фонда;
4) обеспечение отвечающего современным экологическим и социально-экономическим требованиям уровня охраны и защиты лесов, гарантированного воспроизводства лесных ресурсов;
5) подготовку и повышение квалификации кадров на базе прямых договоров с учебными заведениями;
6) организацию рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов.
Для взаимосвязи лесного хозяйства и использования лесов с планами развития лесопромышленного комплекса на территории Центрального федерального округа будут осуществляться: ведение государственного лесного реестра, проведение лесоустройства, планирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов, зонирование лесных земель по видам использования лесов, предоставление лесных участков в аренду.
Целями Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 года N 1989-р (далее - Стратегия), являются: