С учетом специфики географического и геополитического положения Сахалинской области обеспечение безопасности жизнедеятельности населения региона является одним из важнейших приоритетов развития социальной сферы. Основные направления развития соответствующей деятельности в Сахалинской области связаны как с базовыми мероприятиями по обеспечению безопасности (противопожарная безопасность, системы экстренного реагирования и пр.), так и с внедрением наиболее передовых технологических решений для обеспечения безопасности.
Проблема оперативного прогноза цунами до настоящего времени остается актуальной. В Институте морской геологии и геофизики Дальневосточного отделения Российской академии наук в рамках НИР разработаны алгоритмы экспресс-метода оперативного прогноза цунами, успешно проверенные на примерах цунами 1996 - 2018 гг. в Тихом океане. Предлагаемый способ оперативного прогноза цунами позволит на основе информации о цунами в открытом океане (например, получаемой глубоководными донными станциями) с достаточной заблаговременностью давать подробный прогноз ожидаемого цунами в любом пункте. Способ работает в режиме реального времени. Для выполнения прогноза от сейсмологической службы требуются данные только о координатах эпицентра землетрясения. Повышение безопасности и устойчивости жизнедеятельности в прибрежных цунамиопасных зонах может быть обеспечено путем создания комплекса оперативного прогноза цунами.
Все основные направления по обеспечению безопасности жизнедеятельности охвачены государственными программами Сахалинской области "Защита населения и территории Сахалинской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (утверждена постановлением Правительства Сахалинской области от 23 июля 2013 г. N 366) и "Обеспечение общественного порядка, противодействия преступности и незаконному обороту наркотиков в Сахалинской области" (утверждена постановлением Правительства Сахалинской области от 29.12.2012 N 695).
Приоритетными являются мероприятия, направленные на снижение уровня преступности, предупреждение и профилактику правонарушений, в том числе повышение качества и результативности противодействия преступности, обеспечение общественной безопасности и безопасности дорожного движения, сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков, создание необходимых условий для обеспечения трудовой занятости осужденных и снижение уровня коррупции при исполнении органами исполнительной власти Сахалинской области государственных функций.
Внедрение комплексного подхода в реализации задач по обеспечению надежной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств позволит достигнуть положительной динамики изменения криминогенной обстановки на территории Сахалинской области.
Работа по указанному направлению должна осуществляться на основе взаимодействия с соответствующими федеральными органами власти.
Дополнительным направлением по обеспечению безопасности жизнедеятельности является дальнейшее развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", в том числе:
1) расширение охвата территорий обзорными видеокамерами;
2) увеличение количества дополнительных сервисов, реализованных на платформе:
a. системы мониторинга и контроля за транспортом служб пожароохраны, умной навигации транспортных средств с целью сокращения времени прибытия пожарных команд (в т.ч. с целью удержания лидирующих позиций Сахалинской области по данному показателю среди прочих субъектов Российской Федерации), экономии топливных затрат;
b. системы поддержки принятия решений в сфере предупреждения ЧС;
c. решения на базе цифровых платформ по мониторингу, моделированию и предсказанию чрезвычайных ситуаций (вулканы, сейсмика, ледовая обстановка, лавины) с целью повышения точности предсказаний и повышения эффективности средств экстренного реагирования;
d. системы мониторинга потребления электро- и теплоэнергии коммунальными службами;
e. расширение сервисов единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) на территориях каждого муниципального образования.