По состоянию на 01.01.2019 на территории города функционируют 1207 стационарных предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами, 552 нестационарных торговых объекта (павильонов и киосков), 437 предприятий общественного питания, 603 предприятия бытового обслуживания.
В 2018 году оборот розничной торговли крупных и средних организаций всех видов экономической деятельности составил 51087,8 млн. руб. (рост относительно 2017 года - 8,9%). Оборот общественного питания за этот же период составил 1026,9 млн. руб.
Успешно осуществляют свою деятельность 50 торговых сетей: "Европа", "Линия", "Билла", "Радуга", "СтройГигант", "Пятерочка", "ОПТимист", "Магнит", "FixPrice", "Живой мир", "Диво-М", "Интеллект образование XXI" и др.
При средней обеспеченности жителей Курской области торговыми площадями в 710 кв. м/1000 жителей (при нормативных показателях - 477 кв. м) данный показатель для города Курска (с учетом торговых павильонов) приближается к 1340,0 кв. м/1000 жителей. Курск перенасыщен торговыми площадями. В 2014 - 2018 годах в Курске продолжался рост торговых площадей, в том числе: по магазинам - более чем на 20,0%, по гипермаркетам - более чем в 1,5 раза, по супермаркетам - примерно в 1,5 раза.
Необходимо также отметить, что развитие городской торговой сети происходит, в первую очередь, за счет значительного увеличения доли площадей крупных торговых форм. В 2014 году доля крупных торговых форм в общем количестве магазинов города увеличилась до 26%, а занимаемые ими площади составили 82% общих площадей. К 2017 году эти доли составили 29% и 85% соответственно.
Во исполнение Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Курска, предусматривающая 935 мест размещения нестационарных торговых объектов, из них 616 мест для постоянно действующих объектов, 251 место - для сезонных объектов по продаже кваса и мороженого. В Схеме также предусмотрено 73 перспективных места для размещения нестационарных торговых объектов.
Основные проблемы в развитии потребительского рынка следующие:
недостаточная представленность продукции местных товаропроизводителей в торговых сетях города, особенно крупного формата;
неравномерное размещение на территории города объектов потребительской сферы: предприятий торговли, бытового обслуживания населения, общественного питания.