Действующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития города Курска на 2019 - 2030 годы (с изменениями на 15 ноября 2024 года)



1.5. Основные альтернативные сценарии (модели долгосрочного развития) и обоснование выбора целевой модели долгосрочного развития


Социально-экономическое развитие города Курска может осуществляться по одной из двух пар стратегических альтернатив. Первая альтернатива - это выбор модели инвестиционной и промышленной политики между неуправляемой диверсификацией экономики ("инвестиции любой ценой") и проведением политики "умной" специализации. Неуправляемая диверсификация предполагает в качестве целевой модели привлечение инвестиций в регион любыми средствами. Экономическая и отраслевая принадлежность инвестиционных проектов в данном случае не рассматривается в качестве целевой модели. Итогом реализации данной стратегической альтернативы является "размывание" специализации экономики города, переход к полностью диверсифицированной модели экономики.


В случае "умной специализации" предполагается привлечение инвестиций в проекты, которые обладают наибольшей конкурентоспособностью при осуществлении их именно в Курске и Курской области. Экономические, социальные, научно-образовательные, природные, пространственные и экологические факторы Курска и Курской области усиливают эффект от реализации таких проектов, что приводит к переходу к политике "умной" специализации (при наличии рисков снижения уровня диверсификации экономики).


Вторая альтернатива - выбор между моделью социально-экономического развития: экономический рост и качество жизни. В данном случае осуществляется выбор между: а) созданием массовых рабочих мест, развитием промышленности в ущерб экологии ("экономический рост"); б) учетом факторов качества жизни, а не уровня жизни, улучшением экологии и городской среды, социальных услуг ("рост качества жизни").


В первом случае предполагается концентрация усилий муниципальных и региональных властей на создании условий для обеспечения исключительно экономического роста, уровня заработных плат. Уровень жизни (а не качество жизни) становится основой для реализации любых инвестиционных проектов, организационных мер, принимаемых в городе и регионе. Следствием этого является ухудшение экологической обстановки за счет размещения "грязных" производств, развитие городской среды по модели "промышленного" и "автомобильного" города. Целевой ориентир социально-экономической политики - доходы на душу населения.


Во втором случае социально-экономическая политика городских и региональных властей будет опираться на обеспечение высокого уровня качества жизни населения. Данная стратегическая альтернатива подразумевает ориентацию не на уровень заработной платы, а на возможность самореализации, не на объем жилой площади на человека, а на качество такого жилья. Транспортный каркас основан на развитии общественного транспорта. Экология становится неотъемлемым условием для достижения миссии и целей развития города Курска и Курской области.