Источник: составлено Центром стратегий регионального развития РАНХиГС.
Возможна реализация четырех ключевых сценариев развития в зависимости от выбора одной из приведенных выше пар альтернатив:
инерционный сценарий ("экономический рост любой ценой");
консервативный сценарий ("современный капитализм");
базовый сценарий ("социальное развитие");
целевой сценарий ("устойчивое развитие").
Инерционный сценарий ("экономически рост любой ценой") не рассматривается в настоящей стратегии, поскольку не требует реализации каких-либо значимых мер городской и региональной политики, а предполагает отдельные корректировки инструментов социально-экономической политики города в соответствии с федеральными и региональными тенденциями в России.
Консервативный сценарий ("современный капитализм") развития предполагает инерционное развитие социально-экономической сферы Курска, основные экономические параметры развития города будут меняться постепенно под влиянием внешних макроэкономических трендов. Внутренние факторы развития и меры муниципальных и региональных властей будут направлены на нивелирование негативных внешних эффектов, в том числе проявляемых за счет нестабильной макроэкономической конъюнктуры в России и зарубежных странах.
Консервативный сценарий является сценарием жестких ресурсных ограничений, в первую очередь бюджетных. Практически весь бюджет развития города будет направлен на реализацию мер Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также выполнение социальных обязательств (в части, касающейся муниципальных властей). Ресурсные ограничения до 2030 года не преодолеваются.
Значимого ускорения темпов экономического роста не предполагается. В целом динамика основных экономических показателей, включая инвестиционную активность, предусматривается на среднероссийском уровне или несколько ниже его. Предполагается сохранение существующей специализации города на отдельных отраслях промышленности, а также преобладание традиционных отраслей услуг - торговли, операций с недвижимым имуществом и пр., внедрение новых технологий будет происходить прежними темпами. Интенсивное развитие промышленной сферы и современных технологических отраслей будет происходить преимущественно за счет частной предпринимательской инициативы без активного участия городских и региональных властей в подобных изменениях. Ключевым трендом развития до 2024 года станет повышение качества выпускаемой продукции и снижение издержек производства в соответствии с федеральной повесткой, однако, каких-либо серьезных достижений, реально влияющих на производительность труда, достичь не удастся.
Прогнозируются незначительные темпы роста экономики города за счет сохранения конкурентоспособных действующих предприятий и организаций, использования уже имеющихся конкурентных преимуществ экономики, поддержания сложившегося уровня производства и сохранения базовой транспортной инфраструктуры.
Уровень рождаемости в городе будет зависеть скорее от федеральных инициатив в области социальных льгот и субсидий за второго и последующего детей, а также помощи малоимущим семьям. Смертность будет постепенно снижаться за счет развития медицины в целом в России, внедрения новых стандартов и цифровых технологий. Рост миграционного прироста населения последних лет сменится стабильностью. Тренды становления Курска как одного из основных центров миграции региона продолжатся, доля городского округа в областной экономике падать не будет.
Базовый сценарий развития ("социальное развитие") предполагает решение отдельных приоритетных социально-экономических задач за счет реализации передовых социальных, промышленных и технологических мер. Данный сценарий является сценарием умеренных ресурсных ограничений, будут осуществлены необходимые меры, направленные на преодоление ресурсных ограничений. Будут выделены существенные ресурсы для реализации мероприятий городского и регионального уровней, связанные в значительной степени с отдельными проектами развязки "узких" мест в сфере инженерной и транспортной инфраструктуры.
При реализации базового сценария предполагается решение большинства инфраструктурных проблем города до конца 2020-х годов при условии наличия отдельных мер федеральной и региональной поддержки, в том числе на условиях софинансирования из средств бюджета города.