____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства КЧР от 13.07.2021 N 153.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", Законом Карачаево-Черкесской Республики от 10.06.2019 N 30-РЗ "О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики "О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановляет:
Внести в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06.02.2019 N 40 "О государственной программе "Развитие лесного хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" следующее изменение:
приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению.
Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
А.А.ОЗОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ"
Наименование государственной программы | "Развитие лесного хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" |
Ответственный исполнитель государственной программы | Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики |
Соисполнители государственной программы | Отсутствуют |
Участники государственной программы | Отсутствуют |
Подпрограммы государственной программы | Подпрограмма 1 "Управление государственной программой "Развитие лесного хозяйства Карачаево-Черкесской Республики". Подпрограмма 2 "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов". Подпрограмма 3 "Обеспечение деятельности подведомственных казенных и автономных учреждений, осуществляющих мероприятия по охране и использованию животного мира". Паспорта подпрограмм приведены в приложении 1 к государственной программе |
Цель государственной программы | Обеспечение сохранения и приумножение лесов на территории Карачаево-Черкесской Республики |
Задачи государственной программы | 1. Сохранение и повышение ресурсного потенциала лесов, обеспечение пожарной безопасности в лесах. 2. Ведение работы с целью охраны животного мира на охотничьих угодьях охотничьего хозяйства. 3. Повышение эффективности управления лесами на территории Карачаево-Черкесской Республики |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы | 1. Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда, (%): 2019 год - 11,8 2020 год - 11,8 2021 год - 11,8 2022 год - 12 2023 год - 12,1 2024 год - 12,2 2. Доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации в общей численности работников лесного хозяйства, (%): 2019 год - 1,8 2020 год - 1,8 2021 год - 1,8 2022 год - 1,8 2023 год - 1,8 2024 год - 1,8 3. Лесистость территории субъекта Российской Федерации, (%): 2019 год - 30,1 2020 год - 30,1 2021 год - 30 2022 год - 30 2023 год - 30 2024 год - 30 4. Объем платежей в бюджетную систему РФ от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, (рублей): 2019 год - 166,5 2020 год - 179,6 2021 год - 186,8 2022 год - 194,2 2023 год - 202 2024 год - 210,1 5. Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, (%): 2019 год - 100 2020 год - 100 2021 год - 100 2022 год - 100 2023 год - 100 2024 год - 100 6. Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины в зонах интенсивного использования лесов и ведения лесного хозяйства, (%): 2019 год - 14,8 2020 год - 15,1 2021 год - 15,4 2022 год - 15,6 2023 год - 15,9 2024 год - 16,1 |
Сроки реализации государственной программы | 01.01.2019 - 31.12.2024 |
Объем финансового обеспечения государственной программы | Объемы финансового обеспечения государственной программы - 676129,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 119166,6 тыс. рублей 2020 год - 109166,0 тыс. рублей 2021 год - 109045,6 тыс. рублей 2022 год - 112917,2 тыс. рублей 2023 год - 112917,2 тыс. рублей 2024 год - 112917,2 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 59778,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 10571,4 тыс. рублей 2020 год - 9841,4 тыс. рублей 2021 год - 9841,4 тыс. рублей 2022 год - 9841,4 тыс. рублей 2023 год - 9841,4 тыс. рублей 2024 год - 9841,4 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 605604,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 106804,0 тыс. рублей 2020 год - 97533,4 тыс. рублей 2021 год - 97413,0 тыс. рублей 2022 год - 101284,6 тыс. рублей 2023 год - 101284,6 тыс. рублей 2024 год - 101284,6 тыс. рублей за счет внебюджетных средств (по согласованию) - 10747,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 1791,2 тыс. рублей 2020 год - 1791,2 тыс. рублей 2021 год - 1791,2 тыс. рублей 2022 год - 1791,2 тыс. рублей 2023 год - 1791,2 тыс. рублей 2024 год - 1791,2 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | 1. Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда - 12,2%; 2. Доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации в общей численности работников лесного хозяйства - 1,8%; 3. Лесистость территории субъекта Российской Федерации 30%; 4. Объем платежей в бюджетную систему РФ от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда - 210,1 рублей; 5. Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений - 100%; 6. Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины в зонах интенсивного использования лесов и ведения лесного хозяйства - 16,1% |
Государственная программа разработана на основании перечня государственных программ, утвержденного распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.10.2018 N 501-р.
Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, кадрового и ресурсного обеспечения лесного хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Государственная программа направлена на формирование условий социально-экономического развития республики в части обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их экологической значимости и биологического разнообразия.
Леса Карачаево-Черкесской Республики имеют неоценимое значение, играя большую роль в процессах регулирования состояния окружающей среды и предотвращения негативных изменений климата не только в республике, но и в стране в целом.
Общая площадь земель на территории Карачаево-Черкесской Республики, покрытых лесом составляет 522,6 тыс. га, в том числе закрепленная за Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики - 391,5 тыс. га, из них земли, покрытые лесной растительностью - 368,3 га.
Общий запас древесины в республике, находящийся на землях лесного фонда Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики, составляет 78,88 млн. куб. м.
Среднегодовой прирост древесины на землях лесного фонда Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики - 855,4 тыс. куб. м.
Леса республики распределены по районам неравномерно.
Карачаево-Черкесская Республика относится к малолесной зоне, лесистость составляет 30,1 процентов (по Северо-Кавказскому федеральному округу - 10,9 процента, по Российской Федерации - 45,4 процента).
Леса, расположенные на землях лесного фонда Карачаево-Черкесской Республики, находятся в федеральной собственности и по целевому назначению отнесены к защитным лесам, подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Лесная зона состоит в основном из широколиственных лесов с участием хвойных и дикоплодовых лесонасаждений.
В республике произрастает более 20 видов древесно-кустарниковых пород.
Основные лесообразующие породы Карачаево-Черкесской Республики: сосна крючковатая, пихта кавказская, ель обыкновенная, бук восточный, дуб (черешчатый, скальный), береза (бородавчатая, литвинова), ольха (черная, серая), тополь, ива древовидная.
Наибольшую площадь и запас в хвойном хозяйстве занимает сосна - 20,05 процента от общей площади лесов и 19,4 процента от общего запаса лесных насаждений, в твердолиственном хозяйстве - бук восточный - 20,5 процента и 25,2 процента соответственно, в мягколиственном хозяйстве - береза - 24,6 процента и 12,9 процента соответственно.
По отношению к возрастной структуре на землях лесного фонда республики преобладают:
спелые и перестойные насаждения - 50 процентов;
средневозрастные насаждения - 30 процентов;
приспевающие насаждения - 17 процентов;
молодняки - 3 процента.
Лесное хозяйство Карачаево-Черкесской Республики в настоящее время продолжает оставаться отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с учетом современных требований инновационной научно-технической политики.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения рационального использования лесных ресурсов, повышения продуктивности лесов, сохранения их биоразнообразия, носят комплексный характер и требуют скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
Основными проблемами лесного хозяйства республики являются наличие в лесах значительных площадей спелых и перестойных насаждений в недоступной зоне, влияние неблагоприятных природно-климатических факторов (буреломы, ветровалы, лавины, наводнения, сели, засуха и другие), а также выжигание сухой растительности на землях сельскохозяйственного назначения (палы сухой травы) зачастую самими землепользователями. В последние годы именно от палов начинается большинство лесных пожаров.
Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы государственного пожарного надзора в лесах, недоукомплектованной противопожарной техникой и износ имеющейся противопожарной техники и оборудования может привести к увеличению нарушений правил пожарной безопасности, снижению технологического уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной противопожарной службы.
Необходимо усилить работу по сокращению незаконных рубок леса, повысить показатель выявляемости виновников совершения лесонарушений.
Полномочиями по обеспечению государственного лесного контроля и надзора наделены гражданские служащие Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики и работники подведомственных государственных учреждений - лесничеств в количестве 129 человек, функциями по обеспечению государственного пожарного надзора в лесах - 129 человека.
Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления работ по обеспечению государственного лесного контроля и надзора.
В целях повышения эффективности лесного хозяйства необходимо не допускать снижения объемов искусственного лесовосстановления, повысить устойчивость лесных насаждений к неблагоприятным факторам и снизить долю гибели лесных культур старших возрастов, увеличить кратность и качество уходов за лесными культурами.
Для улучшения ситуации в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом требуется возобновление работы лесного питомника или создание на его базе лесного селекционно-семеноводческого центра.
К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве.
В настоящее время по двум РГКУ "Лесничествам" лесоустроительные материалы имеют срок давности лесоустройства более 20 лет, в связи, с чем требуется проведение лесоустроительных работ.
Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления его кадрового потенциала. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров, низкий, по сравнению с другими отраслями экономики, уровень оплаты труда работающих, ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке специалистов.
Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий по подъему ведения лесного хозяйства на более высокий современный уровень, организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов, управления лесным хозяйством, совершенствование нормативной правовой базы в области лесных отношений.
Успешная реализация государственной программы возможна только при активном участии федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики в комплексном урегулировании проблемных вопросов в сфере лесных отношений, системном развитии использования, воспроизводства лесов и организационно-финансовом взаимодействии.
Реализация государственной программы может быть подвергнута следующим рискам, снижающим эффективность ее исполнения:
1. Риски, связанные с причинами природного характера, включая экстремальные природные ситуации (высокая горимость лесов, вспышки массового размножения вредных организмов, повреждение лесов стихийными климатическими факторами, метеорологические условия, определяющие возможность проведения мероприятий по использованию лесов).
Ухудшение метеорологических условий при осуществлении использования лесов носит ограниченный характер и может проявиться в процессе выполнения мероприятий в области лесных отношений. Регулирование таких проблем может быть обеспечено на уровне республики, что в ряде случаев может привести к снижению объемов использования лесов, уменьшению платежей в бюджеты всех уровней и ухудшению качества лесохозяйственных работ.