(с изменениями на 23 июля 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26.05.2020 N 176, от 23.06.2020 N 203, от 14.08.2020 N 277, от 13.04.2021 N 91, от 29.07.2021 N 225, от 12.08.2021 N 256, от 24.12.2021 N 464, от 15.04.2022 N 141, от 30.08.2022 N 395, от 25.10.2022 N 464, от 22.11.2022 N 502, от 16.02.2023 N 39, от 01.08.2023 N 307, от 19.12.2023 N 578, от 25.12.2023 N 615, от 23.07.2024 N 345)
В целях реализации государственной политики в области поддержки и развития малого, среднего предпринимательства во исполнение Закона Республики Северная Осетия-Алания от 30 декабря 2008 года N 63-РЗ "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания" Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25.12.2023 N 615, от 23.07.2024 N 345)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Северная Осетия-Алания "Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания" (далее - Государственная программа).
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25.12.2023 N 615, от 23.07.2024 N 345)
2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания:
обеспечить финансирование Государственной программы за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания;
при формировании республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания предусматривать выделение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Государственной программы.
3. Рекомендовать администрациям местного самоуправления городского округа г. Владикавказа и муниципальных районов Республики Северная Осетия-Алания оказывать содействие в реализации Государственной программы.
4. Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29.07.2021 N 225.
5. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Т.ТУСКАЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО, СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25.12.2023 N 615, от 23.07.2024 N 345)
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23.07.2024 N 345)
Малое и среднее предпринимательство играет важную роль в экономическом развитии Республики Северная Осетия-Алания, поэтому развитие региона невозможно представить без расширения и упрочнения позиций малого и среднего предпринимательства. В экономическом потенциале республики значительную долю по удельному весу в валовом региональном продукте, количеству рабочих мест и численности занятых работников занимает малый бизнес. Малые и средние предприятия обладают рядом преимуществ. Прежде всего, гибкостью и мобильностью, позволяющими им оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Доказательством этому является их жизнеспособность даже в условиях экономического спада. Это дает основание утверждать, что малое и среднее предпринимательство является фундаментом экономики региона. Малое и среднее предпринимательство, а также привлечение инвестиций ведут к росту эффективности и оздоровлению экономики в целом, а это, в свою очередь, - к росту благосостояния общества.
По данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы, по итогам 2022 года в республике осуществляют деятельность 16 247 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: 20 средних предприятий, 4 983 малых предприятия, из них 4 634 микропредприятия, и 11 244 индивидуальных предпринимателя, а количество занятых в сфере малого и среднего предпринимательства составило 41 593 чел.
Деятельность малых и средних предприятий Республики Северная Осетия-Алания ориентирована в наибольшей мере на удовлетворение местных нужд в товарах и услугах и очень сильно способствует обеспечению занятости трудоспособного населения, созданию новых рабочих мест, наполнению доходной части бюджета, снижению социальной напряженности.
Создание благоприятной атмосферы для развития малого и среднего предпринимательства и привлечения инвестиций является необходимым условием положительной динамики социально-экономического развития, имеющим, ко всему прочему, большое значение для инновационного развития экономики.
Малое и среднее предпринимательство присутствует во всех отраслях экономики Республики Северная Осетия-Алания. Деятельность малого и среднего предпринимательства оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие республики: создает конкурентную рыночную среду, наполняемость бюджета налоговыми и неналоговыми доходами, обеспечивает занятость населения, самозанятость граждан, смягчая социальные проблемы.
Динамика изменений в сфере малого и среднего предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания в 2021 - 2022 годах приведена ниже:
Показатели | 2021 | 2022 | В % к 2021 году |
Средние предприятия | |||
Количество средних предприятий, ед. | 23 | 20 | 86,95 |
Доля от общего числа МСП, % | 0,14 | 0,12 | 85,71 |
Сумма среднесписочной численности, чел. | 4463 | 2557 | 57,29 |
Малые предприятия | |||
Количество малых предприятий, ед. | 352 | 349 | 99,15 |
Доля от общего числа МСП, % | 2,20 | 2,14 | 97,27 |
Сумма среднесписочной численности, чел. | 9417 | 9942 | 105,58 |
Микропредприятия | |||
Количество микропредприятий, ед. | 4618 | 4634 | 100,35 |
Доля от общего числа МСП, % | 28,90 | 28,52 | 98,69 |
Сумма среднесписочной численности, чел. | 10427 | 11788 | 113,05 |
Индивидуальные предприниматели | |||
Количество ИП, ед. | 10986 | 11244 | 102,35 |
Доля от общего числа МСП, % | 68,75 | 69,21 | 100,67 |
Сумма среднесписочной численности, чел. | 4191 | 4814 | 114,87 |
Сведения о количестве самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - НПД), в 2021 - 2022 годах приведена ниже:
Количество самозанятых граждан | 2021 | 2022 |
Всего, в том числе: | 7 729 | 25 247 |
Физические лица | 7 448 | 24 543 |
Индивидуальные предприниматели | 281 | 704 |
Число занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в 2022 году составило 69,795 тыс. чел., что на 31,5% больше, чем в 2021 году. Одновременно с этим в 2022 году наблюдалось увеличение среднесписочной численности работающих на микропредприятиях на 13,05% по отношению к показателю в 2021 году, в то время как среднесписочная численность работников средних предприятий сократилась на 42,7%.
Структурное распределение малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности на протяжении ряда лет существенно не меняется. Среди малых предприятий (включая микропредприятия) 29,4% занято в сфере оптовой и розничной торговли, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов, 12,8% - строительство, 11,9% - обрабатывающие производства, 7,9% - в сельском хозяйстве.
Вместе с тем среди индивидуальных предпринимателей значительную долю занимают работающие в сфере оптовой и розничной торговли - 47,5%, в сельском хозяйстве - 10,1%, в то время как в сфере транспортировки и хранения и в обрабатывающем производстве этот показатель составляет 7,7% и 5,7% соответственно.
Важнейшие приоритеты государственной политики в сфере малого, среднего предпринимательства определены в следующих стратегических документах и нормативных правовых актах:
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 5 августа 2011 года N 216 "О создании некоммерческой организации "Фонд поддержки предпринимательства";
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 20 июня 2014 года N 205 "О создании Фонда выставочной и презентационной деятельности Республики Северная Осетия-Алания";
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11 мая 2017 года N 195 "О некоммерческой организации "Фонд кредитных гарантий Республики Северная Осетия-Алания";
В рамках реализации Программы предполагается осуществление комплекса взаимоувязанных и скоординированных по времени мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, а также привлечение инвестиционных средств в приоритетные с точки зрения формирования доходной части республиканского бюджета отрасли экономики.