(с изменениями на 29 февраля 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 19.02.2020 N 32-п, от 23.04.2020 N 147-п, от 27.05.2020 N 194-п, от 29.06.2020 N 253-п, от 29.07.2020 N 290-п, от 25.08.2020 N 342-п, от 28.10.2020 N 433-п, от 25.11.2020 N 482-п, от 16.12.2020 N 531-п, от 29.12.2020 N 585-п, от 10.02.2021 N 35-п, от 26.05.2021 N 210-п, от 04.08.2021 N 330-п, от 22.09.2021 N 419-п, от 13.10.2021 N 450-п, от 20.10.2021 N 460-п, от 20.10.2021 N 461-п, от 17.11.2021 N 527-п, от 08.12.2021 N 587-п, от 28.12.2021 N 664-п, от 10.02.2022 N 53-п, от 27.04.2022 N 197-п, от 27.04.2022 N 203-п, от 25.05.2022 N 251-п, от 10.06.2022 N 302-п, от 29.06.2022 N 340-п, от 29.06.2022 N 347-п, от 29.06.2022 N 348-п, от 14.09.2022 N 498-п, от 05.10.2022 N 531-п, от 20.10.2022 N 565-п, от 21.12.2022 N 759-п, от 25.01.2023 N 15-п, от 16.03.2023 N 134-п, от 16.03.2023 N 135-п, от 13.04.2023 N 199-п, от 07.06.2023 N 310-п, от 21.09.2023 N 514-п, от 12.10.2023 N 544-п, от 07.12.2023 N 669-п, от 29.02.2024 N 109-п)
В соответствии с пунктом 3 Порядка принятия решений о разработке государственных программ Омской области, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26 июня 2013 года N 146-п, Правительство Омской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Омской области "Комплексное развитие сельских территорий Омской области" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.
Губернатор Омской области,
Председатель Правительства
Омской области
А.Л.Бурков
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
"Комплексное развитие сельских территорий Омской области"
(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 19.02.2020 N 32-п, от 23.04.2020 N 147-п, от 27.05.2020 N 194-п, от 29.06.2020 N 253-п, от 29.07.2020 N 290-п, от 25.08.2020 N 342-п, от 28.10.2020 N 433-п, от 25.11.2020 N 482-п, от 16.12.2020 N 531-п, от 29.12.2020 N 585-п, от 10.02.2021 N 35-п, от 26.05.2021 N 210-п, от 04.08.2021 N 330-п, от 22.09.2021 N 419-п, от 13.10.2021 N 450-п, от 20.10.2021 N 460-п, от 20.10.2021 N 461-п, от 17.11.2021 N 527-п, от 08.12.2021 N 587-п, от 28.12.2021 N 664-п, от 10.02.2022 N 53-п, от 27.04.2022 N 197-п, от 27.04.2022 N 203-п, от 25.05.2022 N 251-п, от 10.06.2022 N 302-п, от 29.06.2022 N 340-п, от 29.06.2022 N 347-п, от 29.06.2022 N 348-п, от 14.09.2022 N 498-п, от 05.10.2022 N 531-п, от 20.10.2022 N 565-п, от 21.12.2022 N 759-п, от 25.01.2023 N 15-п, от 16.03.2023 N 134-п, от 16.03.2023 N 135-п, от 13.04.2023 N 199-п, от 07.06.2023 N 310-п, от 21.09.2023 N 514-п, от 12.10.2023 N 544-п, от 07.12.2023 N 669-п, от 29.02.2024 N 109-п)
Наименование государственной программы Омской области | Комплексное развитие сельских территорий Омской области (далее - государственная программа) |
Наименование органа исполнительной власти Омской области, являющегося ответственным исполнителем государственной программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Министерство) |
Наименование органа исполнительной власти Омской области, являющегося соисполнителем государственной программы | Министерство, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области, Министерство здравоохранения Омской области, Министерство образования Омской области, Министерство культуры Омской области, Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области |
(в ред. Постановления Правительства Омской области от 27.04.2022 N 197-п) | |
Сроки реализации государственной программы | 2020 - 2026 годы. Отдельные этапы ее реализации не выделяются |
(в ред. Постановления Правительства Омской области от 20.10.2022 N 565-п) | |
Цель государственной программы | Устойчивое развитие сельских территорий |
Задачи государственной программы | Задача 1. Повышение качества жизни сельского населения Омской области. Задача 2. Комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, объектов агропромышленного комплекса, расположенных в сельской местности |
Подпрограммы государственной программы | Подпрограмма 1 "Развитие жилищного строительства на сельских территориях, содействие занятости сельского населения". Подпрограмма 2 "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры на сельских территориях" |
Объемы и источники финансирования государственной программы в целом и по годам ее реализации | Общий объем финансирования государственной программы составит 9 267 961 554,57 рубля, в том числе по годам: 2020 год - 1 208 714 571,87 рубля; 2021 год - 910 872 899,84 рубля; 2022 год - 1 929 727 751,10 рубля; 2023 год - 1 465 487 769,25 рубля; 2024 год - 2 265 151 869,83 рубля; 2025 год - 1 438 973 883,72 рубля; 2026 год - 160 753 046,96 рубля. Из общего объема расходы областного бюджета за счет налоговых и неналоговых доходов, поступлений нецелевого характера из федерального бюджета составят 7 046 105 605,41 рубля, в том числе по годам: 2020 год - 907 526 968,87 рубля; 2021 год - 859 093 277,82 рубля; 2022 год - 1 111 312 944,10 рубля; 2023 год - 965 268 314,11 рубля; 2024 год - 1 801 279 669,83 рубля; 2025 год - 1 240 871 383,72 рубля; 2026 год - 160 753 046,96 рубля, из них переходящий остаток бюджетных средств составляет 35 700 043,32 рубля, в том числе в 2020 году - 35 700 043,32 рубля. Из общего объема переходящий остаток бюджетных средств составляет 111 720 238,00 рубля, в том числе в 2022 году - 111 720 238,00 рубля. Из общего объема расходы областного бюджета за счет поступлений целевого характера из федерального бюджета составят 2 184 812 080,16 рубля, в том числе по годам: 2020 год - 301 187 603,00 рубля; 2021 год - 51 779 622,02 рубля; 2022 год - 669 650 700,00 рубля; 2023 год - 500 219 455,14 рубля; 2024 год - 463 872 200,00 рубля; 2025 год - 198 102 500,00 рубля. Из общего объема финансирования государственной программы объем финансирования за счет иных источников финансирования, предусмотренных законодательством, составляет 37 043 869,00 рубля, в том числе: 2022 год - 37 043 869,00 рубля Абзац исключен. - Постановление Правительства Омской области от 22.09.2021 N 419-п |
(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 19.02.2020 N 32-п, от 29.06.2020 N 253-п, от 29.07.2020 N 290-п, от 28.10.2020 N 433-п, от 16.12.2020 N 531-п, от 29.12.2020 N 585-п, от 10.02.2021 N 35-п, от 26.05.2021 N 210-п, от 04.08.2021 N 330-п, от 22.09.2021 N 419-п, от 13.10.2021 N 450-п, от 20.10.2021 N 460-п, от 20.10.2021 N 461-п, от 08.12.2021 N 587-п, от 10.02.2022 N 53-п, от 29.06.2022 N 340-п, от 29.06.2022 N 347-п, от 14.09.2022 N 498-п, от 20.10.2022 N 565-п, от 21.12.2022 N 759-п, от 25.01.2023 N 15-п, от 16.03.2023 N 134-п, от 16.03.2023 N 135-п, от 21.09.2023 N 514-п, от 12.10.2023 N 544-п, от 07.12.2023 N 669-п, от 29.02.2024 N 109-п) | |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы (по годам и по итогам реализации) | - располагаемые ресурсы домохозяйств (в среднем на 1 члена домохозяйства в месяц) в сельской местности в 2023 году не менее 19,8 тыс. рублей; - соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в 2026 году не менее 100,2 процента; - доля сельского населения в общей численности населения Омской области в 2026 году не менее 26,95 процента. Ожидаемые результаты реализации государственной программы, подпрограмм (по годам и по итогам реализации) приведены в приложении N 1 к государственной программе |
(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 20.10.2022 N 565-п, от 25.01.2023 N 15-п) |
Омская область является ведущим аграрным регионом Российской Федерации и вторым после Алтайского края в Сибирском федеральном округе. Достигнутый производственный потенциал позволяет региону не только полностью обеспечить сложившийся уровень потребления населением основных продуктов питания в Омской области, но и поставлять сельскохозяйственную продукцию на территорию других регионов Российской Федерации.
На долю отрасли сельского хозяйства в валовом региональном продукте Омской области приходится 9,5 процента при среднем по Российской Федерации показателе 3,8 процента. Доля производства пищевых продуктов, включая напитки, в объеме обрабатывающих производств области составляет около 20 процентов.
Данные позиции обеспечиваются имеющимися природно-климатическими, трудовыми и производственными ресурсами.
Благодаря географическому расположению Омской области и ее протяженности с севера на юг более 600 км производство сельскохозяйственной продукции ведется с использованием преимуществ четырех природных климатических зон: от выращивания зерновых культур в южной ее части, до льна-долгунца в северной.
Позиционировать Омскую область прежде всего как аграрный регион Российской Федерации позволяет и имеющаяся площадь сельскохозяйственных угодий - 6,2 млн га, или около 70 процентов от имеющихся земельных угодий.
Среднегодовая численность занятых в отрасли "Сельское хозяйство" составляет около 16 процентов от общей численности занятых в экономике региона. Более 63,5 процента занятых в отрасли работников приходится на крестьянские фермерские хозяйства (далее - КФХ) и личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ).
В производстве продукции сельского хозяйства задействованы ресурсы около 300 сельскохозяйственных организаций (далее - СХО), 2,3 тыс. КФХ и 333,7 тыс. ЛПХ, в производстве пищевых продуктов, включая напитки, - 538 организаций, из них 102 субъекта малого предпринимательства.
В силу природных особенностей региона неблагоприятной остается обстановка по водообеспечению сельского населения. Большинство локальных систем водоснабжения и водозаборов выработали свой эксплуатационный ресурс.
Обеспечение сельского населения Омской области сетями газоснабжения является одним из основных направлений государственной поддержки. В настоящее время из 32 муниципальных районов Омской области газифицированы 26, при этом большинство из них частично.
За последние годы уровень водоснабжения и газификации жилого фонда в сельской местности сетевым (природным) газом вырос, но не достигает общероссийских показателей (32 процента и 26 процентов соответственно, при общероссийских параметрах более 50 процентов).
Существует необходимость в строительстве и реконструкции автомобильных дорог в сельских населенных пунктах.
Улучшение жилищных условий сельских граждан, и в первую очередь обеспечение жильем молодых специалистов и молодых семей, вследствие недоступности ипотечного кредитования в настоящее время невозможно без предоставления безвозмездной государственной поддержки (социальных выплат).
Сельские объекты социальных сфер образования, здравоохранения, достигшие 40 - 60-летнего срока эксплуатации, требуют значительных вложений для реконструкции.
В связи со сложившейся ситуацией вопросы дальнейшего развития агропромышленного комплекса Омской области (далее - АПК) необходимо решать объединенными усилиями инвесторов, КФХ, СХО, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Омской области с привлечением частных инвестиций, кредитных ресурсов, расширением форм государственной поддержки.
Комплексный подход к решению проблем АПК предполагает использование программно-целевого метода, обеспечивающего эффективную организацию процесса управления, контроля и надзора, взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения, четкое распределение реализуемых мероприятий по исполнителям и срокам, более эффективное использование финансовых ресурсов для решения обозначенных задач.
Государственная программа базируется на положениях Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", а также государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696 (далее - федеральная Государственная программа).
Государственная программа предусматривает комплексное развитие сельских территорий Омской области. Приоритетами являются:
- в экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - СХТП);
- в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве условия сохранения трудовых ресурсов и территориальной целостности региона.
Реализация мероприятий государственной программы позволит получить:
1) экономический эффект - объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2026 году по отношению к 2019 году увеличится на 58,7 млрд рублей (с 101,2 млрд рублей в 2019 году до 159,9 млрд рублей в 2026 году);
(в ред. Постановления Правительства Омской области от 20.10.2022 N 565-п)
2) бюджетный эффект:
- объем налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Омской области по отрасли "Сельское хозяйство" увеличится с 1 410,0 млн рублей в 2019 году до 2 213,6 млн рублей в 2026 году и составит за период реализации государственной программы 14 687,3 млн рублей;
(в ред. Постановления Правительства Омской области от 20.10.2022 N 565-п)
- на реализацию программы будут привлечены средства федерального бюджета в объеме 2 478,5 млн рублей, средства местных бюджетов 558,8 млн рублей, внебюджетные средства (частные инвестиции) - 1 583,8 млн рублей;
(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 10.02.2022 N 53-п, от 20.10.2022 N 565-п, от 25.01.2023 N 15-п, от 16.03.2023 N 134-п)
3) социальный эффект:
- за годы реализации программы будет обеспечен рост уровня заработной платы работников, занятых в сфере сельского хозяйства, до 31 050 рублей к 2026 году (в 1,2 раза к 2019 году);
(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 10.02.2022 N 53-п, от 20.10.2022 N 565-п)