Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2019 года N 425-п


Об утверждении государственной программы Омской области "Комплексное развитие сельских территорий Омской области"

(с изменениями на 27 апреля 2022 года)

(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 19.02.2020 N 32-п, от 23.04.2020 N 147-п, от 27.05.2020 N 194-п, от 29.06.2020 N 253-п, от 29.07.2020 N 290-п, от 25.08.2020 N 342-п, от 28.10.2020 N 433-п, от 25.11.2020 N 482-п, от 16.12.2020 N 531-п, от 29.12.2020 N 585-п, от 10.02.2021 N 35-п, от 26.05.2021 N 210-п, от 04.08.2021 N 330-п, от 22.09.2021 N 419-п, от 13.10.2021 N 450-п, от 20.10.2021 N 460-п, от 20.10.2021 N 461-п, от 17.11.2021 N 527-п, от 08.12.2021 N 587-п, от 28.12.2021 N 664-п, от 10.02.2022 N 53-п, от 27.04.2022 N 197-п, от 27.04.2022 N 203-п)




В соответствии с пунктом 3 Порядка принятия решений о разработке государственных программ Омской области, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26 июня 2013 года N 146-п, Правительство Омской области постановляет:


1. Утвердить государственную программу Омской области "Комплексное развитие сельских территорий Омской области" согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.



Губернатор Омской области,
Председатель Правительства
Омской области
А.Л.Бурков



Приложение
к постановлению Правительства Омской области
от 16 декабря 2019 г. N 425-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
 "Комплексное развитие сельских территорий Омской области"

(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 19.02.2020 N 32-п, от 23.04.2020 N 147-п, от 27.05.2020 N 194-п, от 29.06.2020 N 253-п, от 29.07.2020 N 290-п, от 25.08.2020 N 342-п, от 28.10.2020 N 433-п, от 25.11.2020 N 482-п, от 16.12.2020 N 531-п, от 29.12.2020 N 585-п, от 10.02.2021 N 35-п, от 26.05.2021 N 210-п, от 04.08.2021 N 330-п, от 22.09.2021 N 419-п, от 13.10.2021 N 450-п, от 20.10.2021 N 460-п, от 20.10.2021 N 461-п, от 17.11.2021 N 527-п, от 08.12.2021 N 587-п, от 28.12.2021 N 664-п, от 10.02.2022 N 53-п, от 27.04.2022 N 197-п, от 27.04.2022 N 203-п)




I. ПАСПОРТ
 государственной программы Омской области "Комплексное развитие сельских территорий Омской области"

Наименование государственной программы Омской области

Комплексное развитие сельских территорий Омской области (далее - государственная программа)

Наименование органа исполнительной власти Омской области, являющегося ответственным исполнителем государственной программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Министерство)

Наименование органа исполнительной власти Омской области, являющегося соисполнителем государственной программы

Министерство, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области, Министерство здравоохранения Омской области, Министерство образования Омской области, Министерство культуры Омской области, Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области

(в ред. Постановления Правительства Омской области от 27.04.2022 N 197-п)

Сроки реализации государственной программы

2020 - 2025 годы. Отдельные этапы ее реализации не выделяются

Цель государственной программы

Устойчивое развитие сельских территорий

Задачи государственной программы

Задача 1. Повышение качества жизни сельского населения Омской области.

Задача 2. Комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, объектов агропромышленного комплекса, расположенных в сельской местности

Подпрограммы государственной программы

Подпрограмма 1 "Развитие жилищного строительства на сельских территориях, содействие занятости сельского населения".

Подпрограмма 2 "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры на сельских территориях"

Объемы и источники финансирования государственной программы в целом и по годам ее реализации

Общий объем финансирования государственной программы составит 8 681 710 775,70 рубля, в том числе по годам:

2020 год - 1 208 714 571,87 рубля;

2021 год - 910 872 899,84 рубля;

2022 год - 1 732 218 882,03 рубля;

2023 год - 1 232 119 801,00 рубля;

2024 год - 1 116 037 964,00 рубля;

2025 год - 2 481 746 656,96 рубля.

Из общего объема расходы областного бюджета за счет налоговых и неналоговых доходов, поступлений нецелевого характера из федерального бюджета составят 7 118 433 781,68 рубля, в том числе по годам:

2020 год - 907 526 968,87 рубля;

2021 год - 859 093 277,82 рубля;

2022 год - 1 029 145 513,03 рубля;

2023 год - 951 511 501,00 рубля;

2024 год - 889 409 864,00 рубля;

2025 год - 2 481 746 656,96 рубля,

из них переходящий остаток бюджетных средств составляет 35 700 043,32 рубля, в том числе в 2020 году - 35 700 043,32 рубля.

Из общего объема расходы областного бюджета за счет поступлений целевого характера из федерального бюджета составят 1 526 233 125,02 рубля, в том числе по годам:

2020 год - 301 187 603,00 рубля;

2021 год - 51 779 622,02 рубля;

2022 год - 666 029 500,00 рубля;

2023 год - 280 608 300,00 рубля;

2024 год - 226 628 100,00 рубля.

Из общего объема финансирования государственной программы объем финансирования за счет иных источников финансирования, предусмотренных законодательством, составляет 37 043 869,00 рубля, в том числе:

2022 год - 37 043 869,00 рубля

Абзац исключен. - Постановление Правительства Омской области от 22.09.2021 N 419-п

(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 19.02.2020 N 32-п, от 29.06.2020 N 253-п, от 29.07.2020 N 290-п, от 28.10.2020 N 433-п, от 16.12.2020 N 531-п, от 29.12.2020 N 585-п, от 10.02.2021 N 35-п, от 26.05.2021 N 210-п, от 04.08.2021 N 330-п, от 22.09.2021 N 419-п, от 13.10.2021 N 450-п, от 20.10.2021 N 460-п, от 20.10.2021 N 461-п, от 08.12.2021 N 587-п, от 10.02.2022 N 53-п)

Ожидаемые результаты реализации государственной программы (по годам и по итогам реализации)

- располагаемые ресурсы домохозяйств (в среднем на 1 члена домохозяйства в месяц) в сельской местности в 2025 году не менее 20,2 тыс. рублей;

- доля сельского населения в общей численности населения Омской области в 2025 году не менее 27,2 процента.

Ожидаемые результаты реализации государственной программы, подпрограмм (по годам и по итогам реализации) приведены в приложении N 1 к государственной программе



II. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Омской области в сфере реализации государственной программы


Омская область является ведущим аграрным регионом Российской Федерации и вторым после Алтайского края в Сибирском федеральном округе. Достигнутый производственный потенциал позволяет региону не только полностью обеспечить сложившийся уровень потребления населением основных продуктов питания в Омской области, но и поставлять сельскохозяйственную продукцию на территорию других регионов Российской Федерации.


На долю отрасли сельского хозяйства в валовом региональном продукте Омской области приходится 9,5 процента при среднем по Российской Федерации показателе 3,8 процента. Доля производства пищевых продуктов, включая напитки, в объеме обрабатывающих производств области составляет около 20 процентов.


Данные позиции обеспечиваются имеющимися природно-климатическими, трудовыми и производственными ресурсами.


Благодаря географическому расположению Омской области и ее протяженности с севера на юг более 600 км производство сельскохозяйственной продукции ведется с использованием преимуществ четырех природных климатических зон: от выращивания зерновых культур в южной ее части, до льна-долгунца в северной.


Позиционировать Омскую область прежде всего как аграрный регион Российской Федерации позволяет и имеющаяся площадь сельскохозяйственных угодий - 6,2 млн га, или около 70 процентов от имеющихся земельных угодий.


Среднегодовая численность занятых в отрасли "Сельское хозяйство" составляет около 16 процентов от общей численности занятых в экономике региона. Более 63,5 процента занятых в отрасли работников приходится на крестьянские фермерские хозяйства (далее - КФХ) и личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ).


В производстве продукции сельского хозяйства задействованы ресурсы около 300 сельскохозяйственных организаций (далее - СХО), 2,3 тыс. КФХ и 333,7 тыс. ЛПХ, в производстве пищевых продуктов, включая напитки, - 538 организаций, из них 102 субъекта малого предпринимательства.


В силу природных особенностей региона неблагоприятной остается обстановка по водообеспечению сельского населения. Большинство локальных систем водоснабжения и водозаборов выработали свой эксплуатационный ресурс.


Обеспечение сельского населения Омской области сетями газоснабжения является одним из основных направлений государственной поддержки. В настоящее время из 32 муниципальных районов Омской области газифицированы 26, при этом большинство из них частично.


За последние годы уровень водоснабжения и газификации жилого фонда в сельской местности сетевым (природным) газом вырос, но не достигает общероссийских показателей (32 процента и 26 процентов соответственно, при общероссийских параметрах более 50 процентов).


Существует необходимость в строительстве и реконструкции автомобильных дорог в сельских населенных пунктах.


Улучшение жилищных условий сельских граждан, и в первую очередь обеспечение жильем молодых специалистов и молодых семей, вследствие недоступности ипотечного кредитования в настоящее время невозможно без предоставления безвозмездной государственной поддержки (социальных выплат).


Сельские объекты социальных сфер образования, здравоохранения, достигшие 40 - 60-летнего срока эксплуатации, требуют значительных вложений для реконструкции.


В связи со сложившейся ситуацией вопросы дальнейшего развития агропромышленного комплекса Омской области (далее - АПК) необходимо решать объединенными усилиями инвесторов, КФХ, СХО, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Омской области с привлечением частных инвестиций, кредитных ресурсов, расширением форм государственной поддержки.


Комплексный подход к решению проблем АПК предполагает использование программно-целевого метода, обеспечивающего эффективную организацию процесса управления, контроля и надзора, взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения, четкое распределение реализуемых мероприятий по исполнителям и срокам, более эффективное использование финансовых ресурсов для решения обозначенных задач.


Государственная программа базируется на положениях Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", а также государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696 (далее - федеральная Государственная программа).


Государственная программа предусматривает комплексное развитие сельских территорий Омской области. Приоритетами являются:


- в экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - СХТП);


- в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве условия сохранения трудовых ресурсов и территориальной целостности региона.


Реализация мероприятий государственной программы позволит получить:


1) экономический эффект - объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2025 году по отношению к 2019 году увеличится на 38,3 млрд рублей (с 101,2 млрд рублей в 2019 году до 139,5 млрд рублей в 2025 году);


2) бюджетный эффект:


- объем налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Омской области по отрасли "Сельское хозяйство" увеличится с 1 410,0 млн рублей в 2019 году до 1 747,0 млн рублей в 2025 году и составит за период реализации государственной программы 9 641,0 млн рублей;


- на реализацию программы будут привлечены средства федерального бюджета в объеме 1 526,2 млн рублей, средства местных бюджетов 558,4 млн рублей, внебюджетные средства (частные инвестиции) - 1 619,9 млн рублей;


(в ред. Постановления Правительства Омской области от 10.02.2022 N 53-п)


3) социальный эффект:


- за годы реализации программы будет обеспечен рост уровня заработной платы работников, занятых в сфере сельского хозяйства, до 30 440 рублей к 2025 году (в 1,2 раза к 2019 году);


(в ред. Постановления Правительства Омской области от 10.02.2022 N 53-п)


- будет создано 1 115 новых рабочих мест.


К основным рискам, связанным с решением проблем программно-целевым методом, относятся:


- изменение федерального и областного законодательства;


- ухудшение экономической ситуации;


- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий государственной программы;


- изменение стоимости сырья и материалов, необходимых для осуществления мероприятий государственной программы.



III. Цель и задачи государственной программы


Целью государственной программы является устойчивое развитие сельских территорий Омской области.


Для ее достижения необходимо решение следующих задач: