Внести в распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 28 июня 2019 года N 689-р следующие изменения:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Утвердить прилагаемые:
Комплекс мер ("дорожную карту") по созданию центров на период 2020 - 2022 годов;
Описание предполагаемых центров.";
б) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Ягафарова Ф.М.";
в) Комплекс мер ("дорожную карту") по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов и Описание предполагаемых центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов изложить в новых редакциях (прилагаются).
Глава
Республики Башкортостан
Р.Ф.ХАБИРОВ
КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СОЗДАНИЮ ЦЕНТРОВ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ЦЕНТРА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
N п/п | Наименование мероприятия | Ответственный исполнитель | Результат мероприятия | Срок мероприятия |
1 | Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов (далее - центры повышения мастерства и центр оценки) | Республика Башкортостан | приказ Министерства образования Республики Башкортостан | 25 августа 2019 года |
2 | Согласованы и утверждены модели, организационно-правовые формы организации и местонахождение центров повышения мастерства и центра оценки | Республика Башкортостан, ведомственный проектный офис Министерства образования Республики Башкортостан (далее - ведомственный проектный офис) | письмо ведомственного проектного офиса; приказ Министерства образования Республики Башкортостан | 10 сентября 2019 года |
3 | Утвержден медиаплан информационного сопровождения создания и функционирования центров повышения мастерства и центра оценки | Республика Башкортостан | приказ Министерства образования Республики Башкортостан | 1 октября 2019 года (на центры, создающиеся в 2020 году), далее - ежегодно; 1 октября 2021 года (на центры, создающиеся в 2022 году), далее - ежегодно |
4 | Утверждено типовое положение о деятельности центров повышения мастерства и центра оценки на территории Республики Башкортостан | Республика Башкортостан | приказ Министерства образования Республики Башкортостан | 1 октября 2019 года (на центры, создающиеся в 2020 году); 1 октября 2021 года (на центр, создающийся в 2022 году) |
5 | Согласованы и утверждены типовой дизайн-проект и зонирование центров повышения мастерства и центра оценки | Республика Башкортостан, ведомственный проектный офис | письмо ведомственного проектного офиса; приказ Министерства образования Республики Башкортостан/ведомственного проектного офиса | 30 октября 2019 года (на центры, создающиеся в 2020 году); 30 октября 2021 года (на центр, создающийся в 2022 году) |
6 | Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование центров по статьям расходов | Республика Башкортостан, ведомственный проектный офис | письмо Министерства образования Республики Башкортостан | 30 ноября 2019 года (на центры, создающиеся в 2020 году), далее - ежегодно; 30 ноября 2021 года (на центры, создающиеся в 2022 году), далее - ежегодно |
7 | Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения центров повышения мастерства и центра оценки | Республика Башкортостан, ведомственный проектный офис | письмо ведомственного проектного офиса; приказ Министерства образования Республики Башкортостан | 1 декабря 2019 года (на центры, создающиеся в 2020 году); 1 декабря 2021 года (на центр, создающийся в 2022 году) |
8 | Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Учитель будущего" на территории Республики Башкортостан в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Республика Башкортостан | дополнительное соглашение | 5 февраля 2020 года, далее - ежегодно (при необходимости) |
9 | Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Республика Башкортостан | финансовое соглашение | 15 февраля 2020 года, далее - ежегодно (при необходимости) |
10 | Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания центров повышения мастерства и центра оценки | Республика Башкортостан | извещение о проведении закупок | 25 февраля 2020 года (на центры, создающиеся в 2020 году); 25 февраля 2022 года (на центр, создающийся в 2022 году) |
11 | Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников и педагогов центров повышения мастерства и центра оценки | Республика Башкортостан | свидетельство о повышении квалификации; отчет по программам переподготовки кадров | согласно отдельному графику ведомственного проектного офиса, далее - ежегодно |
12 | Закуплено, доставлено и налажено оборудование для центров повышения мастерства и центра оценки | Республика Башкортостан | акты приемки работ по форме, разработанной и утвержденной Министерством образования Республики Башкортостан | 25 августа 2020 года (на центры, создающиеся в 2020 году); 25 августа 2022 года (на центр, создающийся в 2022 году) |
13 | Получена лицензия на образовательную деятельность центров повышения мастерства и центра оценки (в случае ее отсутствия) | Республика Башкортостан | лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых | 25 августа 2020 года (на центры, создающиеся в 2020 году); 25 августа 2022 года (на центр, создающийся в 2022 году) |
14 | Проведен мониторинг оснащенности средствами обучения и приведения площадок центров повышения мастерства и центра оценки в соответствии с брендбуком | Республика Башкортостан, ведомственный проектный офис | по форме, определяемой ведомственным проектным офисом | 30 августа 2020 года (на центры, создающиеся в 2020 году); 30 августа 2022 года (на центр, создающийся в 2022 году) |
15 | Завершение комплектования штатных расписаний центров повышения мастерства и центра оценки | Республика Башкортостан, ведомственный проектный офис | приказы об утверждении штатных расписаний | 30 августа 2020 года (на центры, создающиеся в 2020 году); 30 августа 2022 года (на центр, создающийся в 2022 году) |
ОПИСАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ЦЕНТРОВ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ЦЕНТРА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
Описание создания центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - центры повышения мастерства) и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов (далее - центр оценки) разработано в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования".
Описание определяет цели, задачи, общую модель и основные мероприятия по созданию центров повышения мастерства и центра оценки (далее - мероприятия).
Описание разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
В условиях развития современной отечественной системы образования большое значение приобретает поиск новых теоретических и практических подходов к процессу повышения качества образования, в том числе через рост профессиональной компетентности педагогов. Федеральный проект "Учитель будущего" национального проекта "Образование" ориентирует на создание в образовательной среде точек роста для профессионального и карьерного лифта педагогов как эффективной системы развития педагогических работников, основанной на принципиально новых организационных и содержательных подходах и модернизирующей профессиональное повышение квалификации педагогов. Новый формат профессионального развития педагогов предполагает сочетание и взаимодействие традиционных институтов и вновь создаваемых ресурсных центров, проводящих диагностические и регистрационные мероприятия, анализирующих профессиональные компетенции и дефициты, оказывающих помощь в построении индивидуальных траекторий развития педагога и создание системы непрерывного образования. В контексте развития новых стратегических подходов в системе отечественного образования и в целях реализации в Республике Башкортостан положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" задача создания центров повышения мастерства и центра оценки является актуальной и приоритетной.
Система образования Республики Башкортостан является одной из крупнейших в Российской Федерации. В составе Республики Башкортостан 54 муниципальных района, 9 городских округов, 14 городских поселений, 818 сельских поселений. В республике проживает 4066,2 тыс. человек, что составляет 2,8% численности населения Российской Федерации, 13,7% численности населения Приволжского федерального округа. По данному показателю Республика Башкортостан занимает 7-е место в Российской Федерации и 1-е место среди регионов Приволжского федерального округа. Значительная часть населения Республики Башкортостан проживает в сельской местности (38,2%). Это 3-е место среди субъектов Приволжского федерального округа.
В Республике Башкортостан функционируют 1310 муниципальных и государственных общеобразовательных организаций, 9 негосударственных общеобразовательных организаций, 96 профессиональных образовательных организаций, в которых трудится 48933 педагога, в том числе в общеобразовательных организациях 39139, профессиональных образовательных организациях 5695, учреждениях дополнительного образования детей - 4099, из них 89,6% - с высшим образованием. Возрастной срез педагогического состава: 18,6% - лица до 35 лет, 19,5% - лица пенсионного и предпенсионного возрастов, говорит о том, что приток молодежи в образовательные учреждения Республики Башкортостан сравним по процентному составу с процентом лиц пенсионного возраста. 32,5% от общего числа педагогов работают в сельской местности.
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан (далее - ГАУ ДПО ИРО РБ) реализует дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для педагогических работников всех категорий. В 2017 году курсы повышения квалификации прошли 25990 педагогов (735 курсовых мероприятий), а в 2018 году - 20565 человек (578 курсовых мероприятий). В 2020 году планируется повысить квалификацию 15 тыс. педагогов.
Содержание и структура учебного материала, отраженные в программах повышения квалификации, направлены на обеспечение совершенствования и (или) получения новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Основные формы реализации программ:
централизованное повышение квалификации по модульным программам;
повышение квалификации по модульно-накопительной системе;
повышение квалификации на дистанционной основе;
стажировка.
Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации включают в себя учебные программы инвариантных и вариативных модулей.
Модульно-накопительная система базируется на суммировании результатов усвоения каждого из учебных модулей в структуре образовательной программы, по которой производится обучение в течение продолжительного времени (не более 1 года), и подтверждается выдачей индивидуальной карточки учета курсовых мероприятий. Слушатель может самостоятельно осваивать часть или весь курс повышения квалификации путем дистанционного обучения.
Обучение в ГАУ ДПО ИРО РБ ведется очно, очно-заочно, заочно. Учебный процесс строится на основе деятельностного и компетентностного подходов. На курсах предусматривается проведение интерактивных лекций и практических занятий, мастер-классов, деловых игр, круглых столов, проектной работы, выездных занятий, стажировок на базе инновационных образовательных организаций. Курсы завершаются итоговой аттестацией слушателей. Формы итоговой аттестации: экзамен, зачет, защита реферата, защита проекта, контрольная работа.
Обучение организуется как на базе ГАУ ДПО ИРО РБ, так и с выездом по приглашению органов управления образованием и образовательных организаций. Актуальным направлением в работе системы повышения квалификации является организация не только групповых занятий, но и разработка индивидуальных образовательных маршрутов для педагогов, внедрение непрерывной системы образования, что несомненно требует качественно новых условий организации обучения педагогов и содержания учебных программ повышения квалификации. Таким образом, анализ современной ситуации в системе повышения квалификации педагогических работников позволяет выявить ряд проблем, требующих внимания и решения:
разработки механизмов финансирования повышения квалификации, позволяющих внедрять персонифицированный подход к обучению педагогического корпуса;
создания условий для приобретения и повышения педагогом профессиональных компетенций и метакомпетенций с совмещением непрерывной методической поддержки в период между курсами, сопровождения молодых педагогов, организации обмена опытом;
трансформации аттестации педагогов, определение новых точек карьерного роста вертикального и горизонтального с введением новых должностей, позиций, отражающих профессиональный рост педагогов;
разработки новых эксклюзивных, адресных курсов повышения квалификации, требующих участия высокопрофессиональных специалистов, на основе мониторинга запросов педагогических и управленческих кадров, а также запросов современного состояния образования и заказчиков образования;
разработки новых форм курсов повышения квалификации на основе деятельностного подхода, привлечения педагогов к стажировкам, мастер-классам, тренингам, к созданию собственных информационных педагогических продуктов, организации коворкингов и творческих пространств;
развития у педагогов необходимых навыков для достижения планируемых Федеральным государственным образовательным стандартом результатов с разработкой критериев оценки качества образования, ликвидации дефицита цифровых навыков;
достижения высокой корреляции между уровнем образования педагогов и результатами государственной итоговой аттестации учащихся;
формирования у педагогических кадров творческого подхода к своему профессиональному развитию, повышения культуры саморазвития.