ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 ноября 2019 года N 1313-р


[О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2019 N 689-р "Об утверждении Комплекса мер ("дорожной карты") по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов и Описания предполагаемых центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов на период 2020 - 2024 годов"]



Внести в распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 28 июня 2019 года N 689-р следующие изменения:


а) пункт 2 изложить в следующей редакции:


"2. Утвердить прилагаемые:


Комплекс мер ("дорожную карту") по созданию центров на период 2020 - 2022 годов;


Описание предполагаемых центров.";


б) пункт 4 изложить в следующей редакции:


"4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Ягафарова Ф.М.";


в) Комплекс мер ("дорожную карту") по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов и Описание предполагаемых центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов изложить в новых редакциях (прилагаются).



Глава
Республики Башкортостан
Р.Ф.ХАБИРОВ



Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Башкортостан
от 28 июня 2019 г. N 689-р
     (в редакции
распоряжения Правительства
Республики Башкортостан
от 21 ноября 2019 г. N 1313-р)



КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СОЗДАНИЮ ЦЕНТРОВ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ЦЕНТРА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

N п/п

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Результат мероприятия

Срок мероприятия

1

Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов (далее - центры повышения мастерства и центр оценки)

Республика Башкортостан

приказ Министерства образования Республики Башкортостан

25 августа 2019 года

2

Согласованы и утверждены модели, организационно-правовые формы организации и местонахождение центров повышения мастерства и центра оценки

Республика Башкортостан, ведомственный проектный офис Министерства образования Республики Башкортостан (далее - ведомственный проектный офис)

письмо ведомственного проектного офиса; приказ Министерства образования Республики Башкортостан

10 сентября 2019 года

3

Утвержден медиаплан информационного сопровождения создания и функционирования центров повышения мастерства и центра оценки

Республика Башкортостан

приказ Министерства образования Республики Башкортостан

1 октября 2019 года (на центры, создающиеся в 2020 году), далее - ежегодно;

1 октября 2021 года (на центры, создающиеся в 2022 году), далее - ежегодно

4

Утверждено типовое положение о деятельности центров повышения мастерства и центра оценки на территории Республики Башкортостан

Республика Башкортостан

приказ Министерства образования Республики Башкортостан

1 октября 2019 года (на центры, создающиеся в 2020 году);

1 октября 2021 года (на центр, создающийся в 2022 году)

5

Согласованы и утверждены типовой дизайн-проект и зонирование центров повышения мастерства и центра оценки

Республика Башкортостан, ведомственный проектный офис

письмо ведомственного проектного офиса;

приказ Министерства образования Республики Башкортостан/ведомственного проектного офиса

30 октября 2019 года (на центры, создающиеся в 2020 году);

30 октября 2021 года (на центр, создающийся в 2022 году)

6

Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование центров по статьям расходов

Республика Башкортостан, ведомственный проектный офис

письмо Министерства образования Республики Башкортостан

30 ноября 2019 года (на центры, создающиеся в 2020 году), далее - ежегодно;

30 ноября 2021 года (на центры, создающиеся в 2022 году), далее - ежегодно

7

Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения центров повышения мастерства и центра оценки

Республика Башкортостан, ведомственный проектный офис

письмо ведомственного проектного офиса;

приказ Министерства образования Республики Башкортостан

1 декабря 2019 года (на центры, создающиеся в 2020 году);

1 декабря 2021 года (на центр, создающийся в 2022 году)

8

Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Учитель будущего" на территории Республики Башкортостан в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Республика Башкортостан

дополнительное соглашение

5 февраля 2020 года, далее - ежегодно (при необходимости)

9

Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Республика Башкортостан

финансовое соглашение

15 февраля 2020 года, далее - ежегодно (при необходимости)

10

Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания центров повышения мастерства и центра оценки

Республика Башкортостан

извещение о проведении закупок

25 февраля 2020 года (на центры, создающиеся в 2020 году);

25 февраля 2022 года (на центр, создающийся в 2022 году)

11

Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников и педагогов центров повышения мастерства и центра оценки

Республика Башкортостан

свидетельство о повышении квалификации; отчет по программам переподготовки кадров

согласно отдельному графику ведомственного проектного офиса, далее - ежегодно

12

Закуплено, доставлено и налажено оборудование для центров повышения мастерства и центра оценки

Республика Башкортостан

акты приемки работ по форме, разработанной и утвержденной Министерством образования Республики Башкортостан

25 августа 2020 года (на центры, создающиеся в 2020 году);

25 августа 2022 года (на центр, создающийся в 2022 году)

13

Получена лицензия на образовательную деятельность центров повышения мастерства и центра оценки (в случае ее отсутствия)

Республика Башкортостан

лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых

25 августа 2020 года (на центры, создающиеся в 2020 году);

25 августа 2022 года (на центр, создающийся в 2022 году)

14

Проведен мониторинг оснащенности средствами обучения и приведения площадок центров повышения мастерства и центра оценки в соответствии с брендбуком

Республика Башкортостан, ведомственный проектный офис

по форме, определяемой ведомственным проектным офисом

30 августа 2020 года (на центры, создающиеся в 2020 году);

30 августа 2022 года (на центр, создающийся в 2022 году)

15

Завершение комплектования штатных расписаний центров повышения мастерства и центра оценки

Республика Башкортостан, ведомственный проектный офис

приказы об утверждении штатных расписаний

30 августа 2020 года (на центры, создающиеся в 2020 году);

30 августа 2022 года (на центр, создающийся в 2022 году)



Утверждено
распоряжением Правительства
Республики Башкортостан
от 28 июня 2019 г. N 689-р
     (в редакции
распоряжения Правительства
Республики Башкортостан
от 21 ноября 2019 г. N 1313-р)



ОПИСАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ЦЕНТРОВ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ЦЕНТРА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ


Описание создания центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - центры повышения мастерства) и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов (далее - центр оценки) разработано в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования".


Описание определяет цели, задачи, общую модель и основные мероприятия по созданию центров повышения мастерства и центра оценки (далее - мероприятия).


Описание разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".



I. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЦЕНТРОВ ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА И ЦЕНТРА ОЦЕНКИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН


В условиях развития современной отечественной системы образования большое значение приобретает поиск новых теоретических и практических подходов к процессу повышения качества образования, в том числе через рост профессиональной компетентности педагогов. Федеральный проект "Учитель будущего" национального проекта "Образование" ориентирует на создание в образовательной среде точек роста для профессионального и карьерного лифта педагогов как эффективной системы развития педагогических работников, основанной на принципиально новых организационных и содержательных подходах и модернизирующей профессиональное повышение квалификации педагогов. Новый формат профессионального развития педагогов предполагает сочетание и взаимодействие традиционных институтов и вновь создаваемых ресурсных центров, проводящих диагностические и регистрационные мероприятия, анализирующих профессиональные компетенции и дефициты, оказывающих помощь в построении индивидуальных траекторий развития педагога и создание системы непрерывного образования. В контексте развития новых стратегических подходов в системе отечественного образования и в целях реализации в Республике Башкортостан положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" задача создания центров повышения мастерства и центра оценки является актуальной и приоритетной.


Система образования Республики Башкортостан является одной из крупнейших в Российской Федерации. В составе Республики Башкортостан 54 муниципальных района, 9 городских округов, 14 городских поселений, 818 сельских поселений. В республике проживает 4066,2 тыс. человек, что составляет 2,8% численности населения Российской Федерации, 13,7% численности населения Приволжского федерального округа. По данному показателю Республика Башкортостан занимает 7-е место в Российской Федерации и 1-е место среди регионов Приволжского федерального округа. Значительная часть населения Республики Башкортостан проживает в сельской местности (38,2%). Это 3-е место среди субъектов Приволжского федерального округа.


В Республике Башкортостан функционируют 1310 муниципальных и государственных общеобразовательных организаций, 9 негосударственных общеобразовательных организаций, 96 профессиональных образовательных организаций, в которых трудится 48933 педагога, в том числе в общеобразовательных организациях 39139, профессиональных образовательных организациях 5695, учреждениях дополнительного образования детей - 4099, из них 89,6% - с высшим образованием. Возрастной срез педагогического состава: 18,6% - лица до 35 лет, 19,5% - лица пенсионного и предпенсионного возрастов, говорит о том, что приток молодежи в образовательные учреждения Республики Башкортостан сравним по процентному составу с процентом лиц пенсионного возраста. 32,5% от общего числа педагогов работают в сельской местности.


Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан (далее - ГАУ ДПО ИРО РБ) реализует дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для педагогических работников всех категорий. В 2017 году курсы повышения квалификации прошли 25990 педагогов (735 курсовых мероприятий), а в 2018 году - 20565 человек (578 курсовых мероприятий). В 2020 году планируется повысить квалификацию 15 тыс. педагогов.


Содержание и структура учебного материала, отраженные в программах повышения квалификации, направлены на обеспечение совершенствования и (или) получения новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.


Основные формы реализации программ:


централизованное повышение квалификации по модульным программам;


повышение квалификации по модульно-накопительной системе;


повышение квалификации на дистанционной основе;


стажировка.


Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации включают в себя учебные программы инвариантных и вариативных модулей.


Модульно-накопительная система базируется на суммировании результатов усвоения каждого из учебных модулей в структуре образовательной программы, по которой производится обучение в течение продолжительного времени (не более 1 года), и подтверждается выдачей индивидуальной карточки учета курсовых мероприятий. Слушатель может самостоятельно осваивать часть или весь курс повышения квалификации путем дистанционного обучения.


Обучение в ГАУ ДПО ИРО РБ ведется очно, очно-заочно, заочно. Учебный процесс строится на основе деятельностного и компетентностного подходов. На курсах предусматривается проведение интерактивных лекций и практических занятий, мастер-классов, деловых игр, круглых столов, проектной работы, выездных занятий, стажировок на базе инновационных образовательных организаций. Курсы завершаются итоговой аттестацией слушателей. Формы итоговой аттестации: экзамен, зачет, защита реферата, защита проекта, контрольная работа.


Обучение организуется как на базе ГАУ ДПО ИРО РБ, так и с выездом по приглашению органов управления образованием и образовательных организаций. Актуальным направлением в работе системы повышения квалификации является организация не только групповых занятий, но и разработка индивидуальных образовательных маршрутов для педагогов, внедрение непрерывной системы образования, что несомненно требует качественно новых условий организации обучения педагогов и содержания учебных программ повышения квалификации. Таким образом, анализ современной ситуации в системе повышения квалификации педагогических работников позволяет выявить ряд проблем, требующих внимания и решения:


разработки механизмов финансирования повышения квалификации, позволяющих внедрять персонифицированный подход к обучению педагогического корпуса;


создания условий для приобретения и повышения педагогом профессиональных компетенций и метакомпетенций с совмещением непрерывной методической поддержки в период между курсами, сопровождения молодых педагогов, организации обмена опытом;


трансформации аттестации педагогов, определение новых точек карьерного роста вертикального и горизонтального с введением новых должностей, позиций, отражающих профессиональный рост педагогов;


разработки новых эксклюзивных, адресных курсов повышения квалификации, требующих участия высокопрофессиональных специалистов, на основе мониторинга запросов педагогических и управленческих кадров, а также запросов современного состояния образования и заказчиков образования;


разработки новых форм курсов повышения квалификации на основе деятельностного подхода, привлечения педагогов к стажировкам, мастер-классам, тренингам, к созданию собственных информационных педагогических продуктов, организации коворкингов и творческих пространств;


развития у педагогов необходимых навыков для достижения планируемых Федеральным государственным образовательным стандартом результатов с разработкой критериев оценки качества образования, ликвидации дефицита цифровых навыков;


достижения высокой корреляции между уровнем образования педагогов и результатами государственной итоговой аттестации учащихся;


формирования у педагогических кадров творческого подхода к своему профессиональному развитию, повышения культуры саморазвития.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»