ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 июня 2019 года N 689-р


[Об утверждении Комплекса мер ("дорожной карты") по созданию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов и Описания предполагаемых центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов]

(с изменениями на 15 июня 2021 года)

(в ред. распоряжений Правительства Республики Башкортостан от 21.11.2019 N 1313-р, от 06.03.2020 N 198-р, от 15.06.2021 N 518-р)



В целях реализации федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" в Республике Башкортостан:


1. Определить Министерство образования и науки Республики Башкортостан региональным координатором создания центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов (далее - центры).


(в ред. распоряжений Правительства Республики Башкортостан от 06.03.2020 N 198-р, от 15.06.2021 N 518-р)


2. Утвердить прилагаемые:


Комплекс мер ("дорожную карту") по созданию центров на 2020 год;


(в ред. распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 15.06.2021 N 518-р)


Описание предполагаемых центров.


(п. 2 в ред. распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 21.11.2019 N 1313-р)


3. Установить, что финансовое обеспечение реализации мероприятий по созданию центров осуществляется в пределах средств, утвержденных законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период.


4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Бадранова А.Ш.


(в ред. распоряжений Правительства Республики Башкортостан от 21.11.2019 N 1313-р, от 15.06.2021 N 518-р)



Временно исполняющий
обязанности Главы
Республики Башкортостан
Р.Ф.ХАБИРОВ



Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Башкортостан
от 28 июня 2019 г. N 689-р



КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СОЗДАНИЮ ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ЦЕНТРА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

(в ред. распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 15.06.2021 N 518-р)

N п/п

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Результат мероприятия

Срок мероприятия

1

2

3

4

5

1

Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов (далее соответственно - Центр повышения мастерства, Центр оценки, центры)

Республика Башкортостан

приказ Министерства образования и науки Республики Башкортостан

25 августа 2019 года

2

Согласованы и утверждены модели, организационно-правовые формы организации и местонахождение центров

Республика Башкортостан, ведомственный проектный офис Министерства образования и науки Республики Башкортостан (далее - ведомственный проектный офис)

письмо ведомственного проектного офиса;

приказ Министерства образования и науки Республики Башкортостан

10 сентября 2019 года

3

Утвержден медиаплан информационного сопровождения создания и функционирования центров

Республика Башкортостан

приказ Министерства образования и науки Республики Башкортостан

1 октября 2019 года, далее - ежегодно

4

Утверждено типовое положение о деятельности центров на территории Республики Башкортостан

Республика Башкортостан

приказ Министерства образования и науки Республики Башкортостан

1 декабря 2019 года

5

Согласованы и утверждены типовой дизайн-проект и зонирование центров

Республика Башкортостан, ведомственный проектный офис

письмо ведомственного проектного офиса;

приказ Министерства образования и науки Республики Башкортостан/ведомственного проектного офиса

30 декабря 2019 года

6

Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование центров

Республика Башкортостан, ведомственный проектный офис

письмо Министерства образования и науки Республики Башкортостан

30 ноября 2019 года, далее - ежегодно

7

Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения центров

Республика Башкортостан, ведомственный проектный офис

письмо ведомственного проектного офиса;

приказ Министерства образования и науки Республики Башкортостан

согласно отдельному графику федерального оператора

8

Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Республика Башкортостан

финансовое соглашение

1 января 2020 года, далее - ежегодно (при необходимости)

9

Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания центров

Республика Башкортостан

извещение о проведении закупок

25 февраля 2020 года

10

Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников и педагогов центров

Республика Башкортостан

свидетельство о повышении квалификации;

отчет по программам переподготовки кадров

согласно отдельному графику федерального оператора

11

Получение Центром оценки статуса центра оценки квалификаций

Республика Башкортостан

решение Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования

1 июля 2020 года

12

Утверждено штатное расписание центров

центры

распорядительный акт центров

15 августа 2020 года

13

Закуплено, доставлено и налажено оборудование для центров

Республика Башкортостан

акты приемки работ по форме, разработанной и утвержденной Министерством образования и науки Республики Башкортостан

25 августа 2020 года

14

Завершено приведение площадок центров в соответствие с фирменным стилем центров

Республика Башкортостан

акты приемки работ

20 августа 2020 года

15

Получена лицензия на образовательную деятельность центров (при необходимости)

Республика Башкортостан

лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования взрослых

25 августа 2020 года

16

Проведен мониторинг оснащенности средствами обучения и приведения площадок центров в соответствие с брендбуком

Республика Башкортостан, ведомственный проектный офис

по форме, определяемой ведомственным проектным офисом

1 марта 2020 года, 1 июля 2020 года, 25 августа 2020 года, далее - ежегодно

17

Открытие центров в единый день

региональный координатор

информационное освещение в СМИ

1 декабря 2020 года



Утверждено
распоряжением Правительства
Республики Башкортостан
от 28 июня 2019 г. N 689-р



ОПИСАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ЦЕНТРА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

(в ред. распоряжений Правительства Республики Башкортостан от 21.11.2019 N 1313-р, от 15.06.2021 N 518-р)


Описание создания центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - центр повышения мастерства) и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов (далее - центр оценки) разработано в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования".


(в ред. распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 15.06.2021 N 518-р)


Описание определяет цели, задачи, общую модель и основные мероприятия по созданию центра повышения мастерства и центра оценки (далее - мероприятия).


(в ред. распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 15.06.2021 N 518-р)


Описание разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".



I. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЦЕНТРА ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА И ЦЕНТРА ОЦЕНКИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

(в ред. распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 15.06.2021 N 518-р)


В условиях развития современной отечественной системы образования большое значение приобретает поиск новых теоретических и практических подходов к процессу повышения качества образования, в том числе через рост профессиональной компетентности педагогов. Федеральный проект "Учитель будущего" национального проекта "Образование" ориентирует на создание в образовательной среде точек роста для профессионального и карьерного лифта педагогов как эффективной системы развития педагогических работников, основанной на принципиально новых организационных и содержательных подходах и модернизирующей профессиональное повышение квалификации педагогов. Новый формат профессионального развития педагогов предполагает сочетание и взаимодействие традиционных институтов и вновь создаваемых ресурсных центров, проводящих диагностические и регистрационные мероприятия, анализирующих профессиональные компетенции и дефициты, оказывающих помощь в построении индивидуальных траекторий развития педагога и создание системы непрерывного образования. В контексте развития новых стратегических подходов в системе отечественного образования и в целях реализации в Республике Башкортостан положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" задача создания центра повышения мастерства и центра оценки является актуальной и приоритетной.


(в ред. распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 15.06.2021 N 518-р)


Система образования Республики Башкортостан является одной из крупнейших в Российской Федерации. В составе Республики Башкортостан 54 муниципальных района, 9 городских округов, 14 городских поселений, 818 сельских поселений. В республике проживает 4066,2 тыс. человек, что составляет 2,8% численности населения Российской Федерации, 13,7% численности населения Приволжского федерального округа. По данному показателю Республика Башкортостан занимает 7-е место в Российской Федерации и 1-е место среди регионов Приволжского федерального округа. Значительная часть населения Республики Башкортостан проживает в сельской местности (38,2%). Это 3-е место среди субъектов Приволжского федерального округа.


В Республике Башкортостан функционируют 1310 муниципальных и государственных общеобразовательных организаций, 9 негосударственных общеобразовательных организаций, 96 профессиональных образовательных организаций, в которых трудится 48933 педагога, в том числе в общеобразовательных организациях 39139, профессиональных образовательных организациях 5695, учреждениях дополнительного образования детей - 4099, из них 89,6% - с высшим образованием. Возрастной срез педагогического состава: 18,6% - лица до 35 лет, 19,5% - лица пенсионного и предпенсионного возрастов, говорит о том, что приток молодежи в образовательные учреждения Республики Башкортостан сравним по процентному составу с процентом лиц пенсионного возраста. 32,5% от общего числа педагогов работают в сельской местности.


Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан (далее - ГАУ ДПО ИРО РБ) реализует дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для педагогических работников всех категорий. В 2017 году курсы повышения квалификации прошли 25990 педагогов (735 курсовых мероприятий), а в 2018 году - 20565 человек (578 курсовых мероприятий). В 2020 году планируется повысить квалификацию 15 тыс. педагогов.


Содержание и структура учебного материала, отраженные в программах повышения квалификации, направлены на обеспечение совершенствования и (или) получения новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.


Основные формы реализации программ:


централизованное повышение квалификации по модульным программам;


повышение квалификации по модульно-накопительной системе;


повышение квалификации на дистанционной основе;


стажировка.


Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации включают в себя учебные программы инвариантных и вариативных модулей.


Модульно-накопительная система базируется на суммировании результатов усвоения каждого из учебных модулей в структуре образовательной программы, по которой производится обучение в течение продолжительного времени (не более 1 года), и подтверждается выдачей индивидуальной карточки учета курсовых мероприятий. Слушатель может самостоятельно осваивать часть или весь курс повышения квалификации путем дистанционного обучения.


Обучение в ГАУ ДПО ИРО РБ ведется очно, очно-заочно, заочно. Учебный процесс строится на основе деятельностного и компетентностного подходов. На курсах предусматривается проведение интерактивных лекций и практических занятий, мастер-классов, деловых игр, круглых столов, проектной работы, выездных занятий, стажировок на базе инновационных образовательных организаций. Курсы завершаются итоговой аттестацией слушателей. Формы итоговой аттестации: экзамен, зачет, защита реферата, защита проекта, контрольная работа.


Обучение организуется как на базе ГАУ ДПО ИРО РБ, так и с выездом по приглашению органов управления образованием и образовательных организаций. Актуальным направлением в работе системы повышения квалификации является организация не только групповых занятий, но и разработка индивидуальных образовательных маршрутов для педагогов, внедрение непрерывной системы образования, что несомненно требует качественно новых условий организации обучения педагогов и содержания учебных программ повышения квалификации. Таким образом, анализ современной ситуации в системе повышения квалификации педагогических работников позволяет выявить ряд проблем, требующих внимания и решения:


разработки механизмов финансирования повышения квалификации, позволяющих внедрять персонифицированный подход к обучению педагогического корпуса;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»