Государственная программа "Развитие лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания" (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 3 августа 2023 года N 330 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации государственных программ Республики Северная Осетия-Алания".
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, ресурсного, кадрового и научно-технического обеспечения, механизмы реализации мероприятий Программы и показатели оценки их результативности.
Реализация Программы направлена на формирование условий социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания в части инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.
Леса являются одним из возобновляемых природных ресурсов, удовлетворяющим потребности промышленности, общества и выполняющим важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.
Лесное хозяйство в Российской Федерации продолжает во многом оставаться отсталой отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с использованием современных научно-технических достижений.
В лесном хозяйстве Республики Северная Осетия-Алания также накопились системные проблемы, решение которых требует межведомственного взаимодействия, согласованных усилий органов государственной власти разного уровня на основе целевых установок и вытекающих из них задач.
Низкий уровень использования лесов на территории республики является одной из проблем для организации комплексного освоения лесов.
Потерь лесных ресурсов от вредителей и болезней не отмечено в связи с тем, что гибель лесных насаждений не наблюдается уже несколько лет. Основными факторами, вызывающими ослабление лесных насаждений, являются неблагоприятные почвенно-климатические воздействия (затопление, ветровалы, снеголомы).
Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы государственного лесного надзора на региональном уровне. Несвоевременное принятие оперативных мер по усилению системы государственного лесного надзора, государственного пожарного надзора в лесах приведет к значительному увеличению количества случаев нарушения требований лесного законодательства и объемов незаконных рубок лесных насаждений.
Снижение объемов лесовосстановления может принести реальную угрозу потенциалу будущих лесов, значительно ухудшить возможность повышения устойчивости лесных насаждений. В связи с этим объем лесовосстановления (искусственное лесовосстановление, комбинированное лесовосстановление, содействие естественному лесовосстановлению) в лесном фонде на территории республики поддерживается в стабильном состоянии и составляет 146 га ежегодно.
Доля лесных культур, создаваемых посадочным материалом, выращенным из улучшенных семян лесных растений, в Республике Северная Осетия-Алания составляет около 41,71 процента от созданных. Ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом в значительной мере усугубляется состоянием технологической инфраструктуры. Без коренного изменения традиционных подходов к лесовосстановлению тенденция к дальнейшему ухудшению качества воспроизводимых лесов усилится.
К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся также недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве.
Организация использования лесов, проектирование их освоения сдерживаются отсутствием актуализированной информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках в государственном лесном реестре. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие государственного лесного реестра в целях актуализации его содержания и своевременного внесения в него изменений, связанных с использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, а также обеспечить доступ к данным лесного реестра органам государственной власти, лесопользователям, заинтересованным организациям и гражданам.
Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров и остается низким уровень оплаты труда, а также ухудшается ситуация в профессиональной и квалификационной подготовке специалистов.