Недействующий

О внесении изменений в государственную программу Иркутской области "Социальная поддержка населения" на 2019 - 2024 годы



Раздел I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ ЕЕ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


В Иркутской области по состоянию на 1 января 2019 года численность граждан, имеющих инвалидность, составила 218 074 человека, из них 12 779 с категорией "ребенок-инвалид".


В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов необходимо укреплять и расширять комплексные реабилитационные и абилитационные услуги в целях достижения инвалидами максимальной независимости.


Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должна охватывать медицинский, социальный аспект, вопросы образования и трудоустройства и учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны. Реабилитация и абилитация должны начинаться как можно раньше и основываться на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон инвалида (ребенка-инвалида), способствовать вовлечению и включению инвалидов в местное сообщество, быть доступными для инвалидов и находиться как можно ближе к местам их непосредственного проживания.


В то же время в целях профилактики инвалидности необходимо формировать систему комплексной реабилитации, абилитации с учетом мероприятий для людей, еще не признанных инвалидами, но имеющих ограничения жизнедеятельности вследствие заболевания, травмы, возраста, включает систему ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, а также систему раннего вмешательства для детей, перенесших тяжелые состояния перинатального периода либо тяжелые травмы.


Необходимо отметить, что число детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных организациях, за последние годы значительно возросло. Формирование системы комплексной реабилитации, направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации предполагает, в том числе, организацию доступного образования, психолого-педагогического сопровождения и профессионального ориентирования детей и подростков из числа инвалидов.


Важнейшим направлением деятельности системы образования Иркутской области по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью является создание вариативных условий для получения образования детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями независимо от тяжести и характера нарушения здоровья.


В муниципальных образовательных организациях и государственных учреждениях Иркутской области обучаются более 19 тысяч детей с ОВЗ и инвалидностью. На территории Иркутской области реализуются адаптированные программы дошкольного образования и удовлетворяющие условия развития для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелого речевого нарушения, задержки психического развития, а также имеющих сложную структуру дефекта.


Мероприятия по психолого-педагогической и профессиональной реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ реализуются в системе образования, в том числе посредством организации инклюзивного образования с учетом психофизических особенностей детей. Ряд детей с хронической патологией (фенилкетонурия, целиакия, эпилепсия) в соответствии с нормативными правовыми актами при условии проведения заместительной терапии, получения специализированного лечебного питания не причисляется к категории "инвалид". Вместе с тем эти дети также нуждаются в предоставлении специальных условий получения образования, так как часто следствием таких заболеваний являются трудности в адаптации и обучении.


Для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в области функционирует система специального (коррекционного) образования, которая развивается в двух направлениях: дифференциация и инклюзивное обучение. Дифференцированная сеть включает в себя 38 специальных (коррекционных) образовательных подведомственных учреждений для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Число обучающихся в этих учреждениях в 2017 году составляло 4 862 человека, в 2018 году данный показатель составлял 4 790 человек, в текущем году в коррекционных школах обучается 4 907 детей.


Таким образом, контингент специальных (коррекционных) учреждений в 2019 году, по сравнению с 2018 годом возрос на 2,2%. В общеобразовательных муниципальных учреждениях области дети с ОВЗ и инвалидностью обучаются в интегрированной форме в специальных (коррекционных) классах. Данная категория детей обучается по адаптированным (основным) образовательным программам. В 2018 году в муниципальных районах области действует 895 общеобразовательных организаций, из них 505 (56%) реализуют адаптированные основные общеобразовательные программы (для детей с различными нозологиями). В инклюзивной форме обучается 9 494 школьника.


Система специального дошкольного образования имеет опыт реализации различных адаптированных программ для детей дошкольного возраста. Охвачено услугами дошкольного образования более 9 000 детей с ограниченными возможностями здоровья и 1 100 детей-инвалидов.


Отмечается увеличение групп компенсирующей (комбинированной) направленности в дошкольных образовательных организациях Иркутской области на 3,6%, а количество воспитанников данной категории на 8,2%.


В муниципальных образованиях Иркутской области функционирует 210 консультационных центров, что выше показателя 2017 года на 7,1%.


Сохранена и развивается сеть отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, 38 организаций, 2 центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, центральная психолого-медико-педагогическая комиссия, 7 постоянно действующих территориальных психолого-медико-педагогических комиссий.