(с изменениями на 22 декабря 2021 года)
(в ред. Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.12.2021 N 1245-Д)
В соответствии с паспортом федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденным протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 N 16, Постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2019 N 503-ПП "О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области", приказываю:
(преамбула в ред. Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.12.2021 N 1245-Д)
1. Утвердить методические рекомендации по подготовке правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области (далее - методические рекомендации.) (прилагаются).
(п. 1 в ред. Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.12.2021 N 1245-Д)
2. Определить региональный модельный центр - структурное подразделение государственного автономного нетипового образовательного учреждения Свердловской области "Дворец молодежи" региональным оператором системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, руководствоваться настоящими методическими рекомендациями при внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Исполняющий обязанности Министра
Н.В.ЖУРАВЛЕВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАВИЛ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.12.2021 N 1245-Д)
1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), методической помощи при подготовке ими правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - система персонифицированного финансирования).
2. Для целей настоящих методических рекомендаций используются следующие понятия:
1) образовательная услуга - услуга по реализации дополнительной общеразвивающей программы, оказываемая в рамках системы персонифицированного финансирования;
2) обучающийся - физическое лицо в возрасте от 5 до 18 лет, проживающее на территории Свердловской области;
3) сертификат дополнительного образования - реестровая запись о включении ребенка (обладателя сертификата дополнительного образования) в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, удостоверяющая возможность получения услуг дополнительного образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
4) норматив обеспечения сертификата дополнительного образования (номинал сертификата) - объем финансового обеспечения оказания образовательных услуг, определяемый и устанавливаемый органами местного самоуправления муниципальных образований для одного ребенка на период действия программы персонифицированного финансирования в рамках одного финансового года;
5) программа персонифицированного финансирования - нормативный правовой акт муниципального образования, устанавливающий на определенный период (далее - период реализации программы персонифицированного финансирования) номинал сертификата, число действующих сертификатов дополнительного образования, в том числе в разрезе отдельных категорий детей, перечень направленностей дополнительного образования, оплачиваемых за счет средств сертификата дополнительного образования, объем обеспечения сертификатов, а также ограничения по использованию детьми сертификата дополнительного образования при выборе дополнительных общеразвивающих программ определенных направленностей;
6) уполномоченный орган - орган местного самоуправления муниципального образования, являющийся исполнителем программы персонифицированного финансирования;
7) уполномоченная организация - участник системы персонифицированного финансирования, осуществляющий платежи по договорам об образовании, заключенным между родителями (законными представителями) обучающихся и исполнителями образовательных услуг;
8) нормативная стоимость образовательной программы - объем затрат, выраженный в рублях, установленный органами местного самоуправления муниципальных образований в качестве нормативного показателя для оказания услуги по реализации дополнительной общеобразовательной программы, определяемый с учетом характеристик дополнительной общеобразовательной программы;
9) исполнители образовательных услуг - юридические лица, в том числе государственные (муниципальные) организации различной ведомственной принадлежности (за исключением, образовательных организаций дополнительного образования детей со специальными наименованиями "детская школа искусств", "детская музыкальная школа", "детская хоровая школа", "детская художественная школа", "детская хореографическая школа", "детская, театральная школа", "детская цирковая школа", "детская школа художественных ремесел" (далее - детские школы искусств)), а также негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации и индивидуальные предприниматели, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, включенные в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области;
10) реестр обучающихся - перечень сведений об обучающихся в электронной форме, учитываемый в информационной системе, ведение которого осуществляется оператором персонифицированного финансирования в порядке, установленном настоящими методическими рекомендациями;
11) реестр сертификатов - реестр сертификатов дополнительного образования в электронной форме, учитываемый в информационной системе, ведение которого осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований;
12) реестр исполнителей образовательных услуг - реестр образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, индивидуальных предпринимателей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, включенные в систему персонифицированного финансирования, ведение которого осуществляется оператором персонифицированного финансирования (за исключением детских школ искусств);
13) реестр предпрофессиональных программ - реестр дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ, а также программ спортивной подготовки, реализуемых образовательными организациями за счет бюджетных ассигнований (за исключением программ, реализуемых детскими школами искусств);
14) реестр значимых образовательных программ - реестр дополнительных общеразвивающих программ, признанных важными для социально-экономического развития муниципального образования в установленном муниципальным образованием порядке и реализуемых за счет средств местных бюджетов в рамках муниципального задания, а также дополнительных общеразвивающих программ, признанных важными для социально-экономического развития Свердловской области в установленном Министерством образования и молодежной политики Свердловской области порядке и реализуемых за счет средств бюджета Свердловской области;
15) реестр общеразвивающих программ - реестр дополнительных общеразвивающих программ, в который включаются дополнительные общеразвивающие программы, не вошедшие в реестр значимых образовательных программ, в отношении которых муниципальным образованием или Министерством образования и молодежной политики Свердловской области принято решение о сохранении финансирования за счет средств местных бюджетов (бюджета Свердловской области), независимо от спроса со стороны населения, а также дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые в рамках оказания исполнителем образовательной услуги платных образовательных услуг;
16) реестр сертифицированных программ - реестр дополнительных общеразвивающих программ, в который включаются дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые негосударственными исполнителями образовательных услуг, а также государственными и муниципальными исполнителями образовательных услуг в рамках их внебюджетной деятельности;
17) автоматизированная информационная система "Навигатор дополнительного образования детей в Свердловской области" (далее - информационная система) - программно-коммуникационная среда, создаваемая и используемая с целью автоматизации процедур выбора детьми - участниками системы персонифицированного финансирования и их родителями (законными представителями) исполнителей образовательных услуг, дополнительных общеобразовательных программ, учета использования сертификатов дополнительного образования, осуществления процедур независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ и иных процедур, предусмотренных настоящими методическими рекомендациями;
18) оператор персонифицированного финансирования - региональный модельный центр дополнительного образования детей Свердловской области - структурное подразделение государственного автономного нетипового образовательного учреждения Свердловской области "Дворец молодежи", наделенный правом осуществления организационного, методического, информационного сопровождения системы персонифицированного финансирования, ведения информационной системы, реестров обучающихся, исполнителей образовательных услуг, проведения независимой оценки качества в рамках системы персонифицированного финансирования, иных действий в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.
3. Настоящие методические рекомендации устанавливают:
1) порядок установления индивидуальных бюджетных гарантий по оплате дополнительного образования обучающихся;
2) порядок ведения реестра обучающихся в рамках системы персонифицированного финансирования;
3) порядок ведения реестра исполнителей образовательных услуг, включенных в систему персонифицированного финансирования;
4) порядок определения нормативной стоимости образовательной услуги;
5) порядок установления (прекращения) договорных взаимоотношений между исполнителями образовательных услуг и родителями (законными представителями) обучающихся;
6) порядок оплаты оказываемых образовательных услуг.
4. Рекомендовано при разработке системы персонифицированного финансирования придерживаться следующих принципов:
1) равного и свободного доступа детей к получению сертификата на обучение по дополнительным общеобразовательным программам. Сертификаты дополнительного образования выдаются каждому ребенку в порядке очередности обращения, не допускается введение квот, конкурсного отбора либо любых иных процедур, ограничивающих возможность получения сертификата дополнительного образования;
2) свободы выбора ребенком и его семьей любой дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой на территории Свердловской области. Настоящие методические рекомендации закрепляют возможность выбора любой дополнительной общеобразовательной программы, включенной в реестр образовательных программ, независимо от исполнителя образовательной услуги и его ведомственной принадлежности, а также возможность использовать сертификат дополнительного образования для обучения по такой общеобразовательной программе, если обучающийся выполняет требования правил приема на обучение, установленных в конкретной образовательной организации - исполнителе образовательных услуг;
3) права ребенка в любой момент поступить (при открытом приеме на обучение по дополнительной общеобразовательной программе) на обучение или сменить дополнительную общеобразовательную программу, по которой он проходит обучение, без потери средств сертификата дополнительного образования путем прекращения обучения по дополнительной общеобразовательной программе и зачисления на другую дополнительную общеобразовательную программу;
4) информационной открытости и простоты получения информации о порядке получения сертификатов дополнительного образования, перечне исполнителей образовательных услуг и реализуемых ими дополнительных общеобразовательных программах, порядке реализации сертификата дополнительного образования и иных параметрах функционирования системы персонифицированного финансирования;
5) равного доступа исполнителей образовательных услуг независимо от организационно-правовой формы к системе персонифицированного финансирования;
6) финансового обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ исполнителем образовательных услуг в соответствии с сертификатами дополнительного образования;
7) персональной закрепленности средств за получателем сертификата дополнительного образования, именной принадлежности сертификата дополнительного образования и запрета (отсутствия возможности) передачи сертификата дополнительного образования третьим лицам;