ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2019 года N 862


О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 29.12.2016 N 903



В целях приведения региональной программы "Охрана атмосферного воздуха в Ростовской области" в соответствие с постановлениями Правительства Ростовской области от 15.10.2018 N 638 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование" и от 30.04.2014 N 320 "Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Ростовской области" Правительство Ростовской области постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Ростовской области от 29.12.2016 N 903 "Об утверждении региональной программы "Охрана атмосферного воздуха в Ростовской области" изменения согласно приложению.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ростовской области Гончарова В.Г.



Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ


Постановление вносит
министерство природных
ресурсов и экологии
Ростовской области



Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 29.11.2019 N 862



ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.12.2016 N 903 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"


1. В приложении:


1.1. Подраздел "Целевые показатели (индикаторы) Программы" раздела "Паспорт региональной программы Ростовской области "Охрана атмосферного воздуха в Ростовской области" изложить в редакции:

"Целевые показатели (индикаторы) Программы

-

доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников;

выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по отношению к показателям 2007 года;

доля объектов негативного воздействия с установленным объемом выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в региональном реестре объектов негативного воздействия;

количество проб состояния окружающей среды, полученных на основании мониторинговых исследований, поступающих для анализа в минприроды Ростовской области;

доля городов, охваченных мониторингом атмосферного воздуха, в общем количестве городов Ростовской области;

количество соглашений об информационно-методическом обмене по вопросам ведения экологического мониторинга с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Ростовской области;

количество стационарных постов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, установленных в городах Ростовской области;

количество информационных материалов о деятельности по охране атмосферного воздуха, размещенных в средствах массовой информации, на официальном сайте минприроды Ростовской области".


1.2. Разделы 1, 2 и 3 изложить в редакции:


"Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



В настоящее время основными причинами сохранения или увеличения уровня загрязнения атмосферного воздуха являются значительный рост автотранспортных средств, интенсивное строительство, развитие промышленного производства на фоне снижения площади озеленения населенных пунктов.


Анализ качества атмосферного воздуха показывает, что основными вредными примесями, концентрации которых обуславливают повышенный уровень загрязнения в населенных пунктах Ростовской области, являются формальдегид, азота оксиды, углерода оксид, взвешенные вещества, бенз(а)пирен и углеводороды.


Основными источниками этих загрязнений остаются автомобильный транспорт (азота оксиды, углерода оксид, взвешенные вещества), предприятия топливно-энергетического и машиностроительного комплексов (бенз(а)пирен, серы диоксид, сероводород, фторид водорода), предприятия строительной индустрии (взвешенные вещества).


В перечень основных загрязнителей атмосферного воздуха, имеющих стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, входят объекты теплоэнергетического, металлургического, нефтехимического комплексов, машиностроения, производства стройматериалов, пищевых продуктов, в частности такие крупные предприятия, как: Новочеркасская ГРЭС, ОАО "Энергопром - Новочеркасский электродный завод", ООО "Производственная Компания "Новочеркасский электровозостроительный завод"; ООО "Лукойл-Ростовэнерго", муниципальное унитарное предприятие "Теплокоммунэнерго", ООО Комбайновый завод "Ростсельмаш", ООО "Ростовский литейный завод", Ростовский вертолетный производственный комплекс публичное акционерное общество "Роствертол", Северо-Кавказская железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги", ООО "Ростсельмашэнерго", ООО "Аристотель", ЗАО "Юг Руси", ОАО "Таганрогский металлургический завод", АО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго", ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик", публичное акционерное общество "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева", Волгодонское производственное подразделение ООО "Лукойл-Ростовэнерго", ОАО "Волгодонской комбинат древесных плит", ООО "Волгодонское специализированное дорожное ремонтно-строительное управление", Волгодонская атомная электростанция в г. Волгодонске, ОАО "Стройфарфор", ООО "Шахтинская Газотурбинная электростанция", ООО "Ростовский электрометаллургический заводъ" в г. Шахты и другие. При этом хозяйствующие субъекты Ростовской области осуществляют производственный контроль за атмосферным воздухом, а также реализуют мероприятия по охране атмосферного воздуха.


Законодательством в области охраны атмосферного воздуха закреплен принцип обязательности государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляемого органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Правовыми средствами охраны атмосферного воздуха являются: нормирование качества атмосферного воздуха и предельно допустимых воздействий со стороны отдельных источников; разрешительный порядок вредных воздействий на состояние атмосферного воздуха; мониторинг атмосферного воздуха.


В целях снижения негативного воздействия на атмосферный воздух в рамках полномочий субъекта Российской Федерации минприроды Ростовской области осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Указанное мероприятие осуществляется в рамках основной деятельности и не требует отдельного финансирования.


Процессы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха в Ростовской области и антропогенным воздействием на окружающую среду, требуют принятия эффективных управленческих решений в области охраны атмосферного воздуха в целях определения причин и источников негативного воздействия, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации. Реализация мероприятия по мониторингу загрязнения атмосферного воздуха позволяет получать достоверную информацию о его состоянии, а также изменениях в зонах негативного воздействия в промышленных центрах Ростовской области. Информация о состоянии атмосферного воздуха в городах Азове, Волгодонске, Ростове-на-Дону, Таганроге, Цимлянске, Новочеркасске и Шахтах формируется на основании данных, получаемых со стационарных постов государственной сети наблюдения. В других городах Ростовской области, не имеющих таких постов, осуществляется методом маршрутного обследования уровня загрязнения атмосферного воздуха.


Дополнительным источником информации могут являться результаты наблюдений за состоянием качества атмосферного воздуха на территории Ростовской области при проведении социально-гигиенического мониторинга, осуществляемого Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, а также данные о содержании загрязняющих веществ, получаемые хозяйствующими субъектами в рамках производственного контроля за охраной атмосферного воздуха. Указанная информация, поступающая в минприроды Ростовской области в соответствии с соглашениями об информационно-методическом обмене, позволит не только увеличить объем информации о состоянии атмосферного воздуха, но и обеспечить комплексный подход в решении вопросов минимизации негативного воздействия на атмосферный воздух. При этом информация о состоянии и динамике изменений показателей загрязнения атмосферного воздуха позволяет использовать данные мониторинга для принятия мер, направленных на улучшение состояния атмосферного воздуха и экологической обстановки на территории Ростовской области.


Необходимо отметить, что существуют факторы (риски), наступление которых может повлечь за собой снижение значений показателей реализации Программы. Возможными финансово-экономическими факторами (рисками) реализации Программы может являться отсутствие финансирования или неполное финансирование мероприятий из различных источников, предусмотренных Программой. Нормативно-правовые риски связаны с возможным возникновением пробелов и коллизий в правовом регулировании, а также изменениями законодательства в области охраны атмосферного воздуха, что сопровождается невозможностью выполнения положений Программы в связи с данными изменениями. Технические риски связаны с отказом функционирования технических устройств, необходимых для проведения мониторинга атмосферного воздуха. Техногенные и экологические риски связаны с возникновением любой крупной природной или техногенной аварии, вероятность которой полностью исключить нельзя, что может также негативно сказаться на реализации мероприятий Программы.


В целях минимизации рисков в процессе реализации Программы предусматриваются: организация системы контроля за исполнением Программы; мониторинг достижения цели и задач в ходе реализации Программы и внесение предложений о ее корректировке (при необходимости); оперативное реагирование на изменения федерального законодательства путем своевременной разработки и принятия соответствующих региональных нормативных правовых актов.


Раздел 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ), ОСНОВНЫЕ

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, СРОКИ И ЭТАПЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



Целью Программы является снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха и антропогенной нагрузки на окружающую среду.


Достижение указанной цели реализуется путем решения следующих задач:


улучшение качества атмосферного воздуха и предотвращение его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду;


оценка состояния атмосферного воздуха с целью принятия своевременных управленческих решений по предотвращению негативного воздействия на атмосферный воздух при осуществлении хозяйственной деятельности.


Решение задачи "Улучшение качества атмосферного воздуха и предотвращение его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду" достигается посредством снижения негативного воздействия на атмосферный воздух при осуществлении хозяйственной деятельности и предусматривает: осуществление государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; реализацию мероприятий, направленных на уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Ростовской области; контроль за состоянием атмосферного воздуха.


Показателями решения задачи являются:


доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников;


выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по отношению к показателям 2007 года;


доля объектов негативного воздействия с установленным объемом выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в региональном реестре объектов негативного воздействия.


Решение задачи "Оценка состояния атмосферного воздуха с целью принятия своевременных управленческих решений по предотвращению негативного воздействия на атмосферный воздух при осуществлении хозяйственной деятельности" предусматривает: осуществление мониторинга состояния окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха; реализацию мероприятия по развитию сети наблюдений за состоянием атмосферного воздуха на территории Ростовской области в целях осуществления мониторинга и контроля качества атмосферного воздуха; анализ результатов мониторинга состояния атмосферного воздуха, поступивших в минприроды Ростовской области в рамках соглашений об информационно-методическом обмене по вопросам ведения экологического мониторинга с органами государственной власти и хозяйствующими субъектами; размещение информации о деятельности по охране атмосферного воздуха в средствах массовой информации, на официальном сайте минприроды Ростовской области.


Показателями решения задачи являются:


количество проб состояния окружающей среды, полученных на основании мониторинговых исследований, поступающих для анализа в минприроды Ростовской области;


доля городов, охваченных мониторингом атмосферного воздуха, в общем количестве городов Ростовской области;


количество соглашений об информационно-методическом обмене по вопросам ведения экологического мониторинга с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Ростовской области;


количество стационарных постов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, установленных в городах Ростовской области;


количество информационных материалов о деятельности по охране атмосферного воздуха, размещенных в средствах массовой информации, на официальном сайте минприроды Ростовской области.


По итогам реализации Программы планируется достижение следующих результатов:


обеспечение потребности населения, органов государственной власти, секторов экономики в информации о состоянии атмосферного воздуха;


снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на состояние атмосферного воздуха.


Программа будет реализована в 2017 - 2020 годах в один этап.


Раздел 3. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ



Реализация Программы будет осуществляться посредством выполнения следующих основных мероприятий:


1. Осуществление мер государственного регулирования хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды. В рамках основного мероприятия осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.


2. Мониторинг состояния окружающей среды. Основное мероприятие включает:


мониторинг состояния атмосферного воздуха на основании данных, получаемых со стационарных постов государственной сети наблюдения и маршрутных обследований, мониторинг состояния водных объектов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»