ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 18 ИЮЛЯ 2014 ГОДА N 404
Государственную программу Забайкальского края "Развитие лесного хозяйства Забайкальского края" изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 18 июля 2014 г. N 404
(в редакции постановления Правительства
Забайкальского края
от 18 ноября 2019 г. N 449)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ"
ПАСПОРТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
"РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ"
Ответственный исполнитель программы | Министерство природных ресурсов Забайкальского края. |
Соисполнители программы | |
Подпрограммы программы | 1. "Обеспечение использования и сохранения лесов". 2. "Организация обеспечения использования и сохранения лесов". 3. "Организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения". 4. "Обеспечение охраны лесов от степных (ландшафтных) пожаров". |
Цели программы | Повышение эффективности использования и сохранения лесов; обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов и их биологического разнообразия. |
Задачи программы | Обеспечение эффективного сохранения лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия; обеспечение эффективного управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики; осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения; создание условий для обеспечения охраны лесов от степных (ландшафтных) пожаров, повышение эффективности контроля за использованием лесов. |
Этапы и сроки реализации программы | I этап (2014 - 2016 годы); II этап (2017 - 2018 годы); III этап (2019 - 2024 годы). |
Объемы бюджетных ассигнований программы | Общий объем финансирования программы составляет 14 881 312,7 тыс. рублей, из них: за счет средств бюджета Забайкальского края - 2 219 168,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 216 710,8 тыс. рублей; 2015 год - 192 174,5 тыс. рублей; 2016 год - 193 406,7 тыс. рублей; 2017 год - 153 898,7 тыс. рублей; 2018 год - 254 156,0 тыс. рублей; 2019 год - 303 541,6 тыс. рублей; 2020 год - 183 037,1 тыс. рублей; 2021 год - 180 560,8 тыс. рублей; 2022 год - 180 560,8 тыс. рублей; 2023 год - 180 560,8 тыс. рублей; 2024 год - 180 560,8 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета - 12 662 144,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 838 179,3 тыс. рублей; 2015 год - 1 001 367,3 тыс. рублей; 2016 год - 728 216,2 тыс. рублей; 2017 год - 802 966,6 тыс. рублей; 2018 год - 1 182 088,2 тыс. рублей; 2019 год - 1 204 096,7 тыс. рублей; 2020 год - 1 274 112,2 тыс. рублей; 2021 год - 1 407 779,4 тыс. рублей; 2022 год - 1 407 779,4 тыс. рублей; 2023 год - 1 407 779,4 тыс. рублей; 2024 год - 1 407 779,4 тыс. рублей. Объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограмм по источникам и годам финансирования, приведены ниже в разрезе каждой подпрограммы. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы | Лесистость территории Забайкальского края - 68,2%; отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений (региональный проект "Сохранение лесов (Забайкальский край)" - 100%. |
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Забайкальский край - один из регионов Российской Федерации, располагающий значительным природно-ресурсным потенциалом, в том числе лесными ресурсами. К проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, слабый контроль за использованием и воспроизводством лесов, низкий уровень внедрения современных информационных технологий в лесное хозяйство.
Основным видом использования лесов в крае являются лесозаготовки. Ежегодная расчетная лесосека составляет 18,3 млн. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 13,8 млн. куб. м. Практически все виды лесопользования имеют тенденцию к увеличению объемов арендованных площадей. Например, за 2013 год площадь лесных участков, переданных в аренду, выросла на 15% по сравнению с 2008 годом. Объемы заготовки древесины от всех видов рубок в 2013 году составили 2,37 млн. куб. м. По рубкам спелых и перестойных лесных насаждений заготовлено 1,4 млн. куб. м древесины (по хвойным - 1,2 млн. куб. м).
В целях сохранения и приумножения лесных ресурсов согласно статьям 61 - 63 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, то есть необходимо ежегодное проведение лесовосстановления. В крае лесовосстановительные мероприятия реализуются в основном методом содействия естественному лесовосстановлению. Лесные культуры, а это 100% посадок, представлены ценными хвойными древесными породами. Благодаря этому в будущем должны сформироваться высокопродуктивные лесонасаждения для получения качественной древесины.
За счет постоянного роста объемов заготовки древесины и гибели лесных насаждений от пожаров из года в год увеличиваются площади, на которых необходимо проводить лесовосстановительные мероприятия. В 2013 году они были выполнены на площади 13 964 га. В 2013 году арендаторы лесных участков по сравнению с 2012 годом увеличили объемы посадки леса в 1,5 раза (с 626,9 га в 2012 году до 1092 га в 2013 году).
Одной из основных проблем лесного фонда в крае на современном этапе является накопление перестойных лесов в местах, недоступных для хозяйственного освоения лесного фонда. Эффективную лесохозяйственную деятельность необходимо обеспечивать применением мер по охране природы и лесов от пожаров, организации лесопитомнических хозяйств инновационной направленности. Для улучшения качества лесов, расположенных на землях лесного фонда, необходимо обеспечивать сбалансированность объемов лесовосстановления в зависимости от площади вырубленных, погибших и поврежденных лесов, улучшать их санитарное состояние, своевременно проводить противопожарное обустройство лесов и тем самым снижать опасность лесных пожаров, ежегодно оценивать состояние лесов путем проведения лесоустройства.
Одной из главных причин недостаточной экономической эффективности лесопромышленного комплекса Забайкальского края является низкое качество лесов, а также истощение лесосырьевых ресурсов, расположенных на экономически доступных территориях. Помимо этого, негативное влияние на эффективность освоения лесов оказывают:
отсутствие актуальных сведений о лесах в связи с давностью проведения лесоустроительных работ;