Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПРИКАЗ

от 30 мая 2019 года N ОД-192


Об определении индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг в рамках пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода

(с изменениями на 31 октября 2019 года)

(в ред. Приказа Минсоцтрудзанятости Республики Мордовия от 31.10.2019 N ОД-405)




В целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и исполнения постановления Правительства Республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. N 563 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия", постановления Правительства Республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. N 564 "Об определении индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг" приказываю:


1. Утвердить прилагаемые:


Методику изучения возможности выполнения гражданином различных видов жизнедеятельности;


Рекомендуемый объем социального обслуживания исходя из группы функционирования.


Хронометраж рабочего времени социального работника при предоставлении социальных услуг на дому в рамках системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.


(абзац введен Приказом Минсоцтрудзанятости Республики Мордовия от 31.10.2019 N ОД-405)


2. Директорам государственных учреждений социального обслуживания, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на внедрение в Республике Мордовия системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, как составной части мероприятий, направленных на развитие и поддержание функциональных способностей граждан старшего поколения, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также по поддержке семейного ухода, на период 2019 - 2021 годов:


1) в срок до 1 июля 2019 г. провести оценку функционального и когнитивного статусов (типизацию) получателей социальных услуг;


2) при организации работы по типизации руководствоваться настоящим приказом;


3) ознакомить с настоящим приказом работников, ответственных за проведение типизации.


3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра в соответствии с распределением обязанностей.



Министр
И.В.КНЯЗЬКОВ



Утверждена
приказом Министерства
социальной защиты, труда
и занятости населения
Республики Мордовия
от 30.05.2019 N ОД-192



МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГРАЖДАНИНОМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1. Изучение возможности выполнения гражданином различных видов жизнедеятельности проводится в соответствии с бланком функциональной диагностики (далее - бланк) специалистами государственных учреждений социального обслуживания участвующими в реализации пилотного проекта, направленного на внедрение в Республике Мордовия системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, как составной части мероприятий, направленных на развитие и поддержание функциональных способностей граждан старшего поколения, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также по поддержке семейного ухода, на период 2019 - 2021 годов.


Бланк, состоит из 14 тем, определяющих степень зависимости человека от посторонней помощи при уходе за собой и, при необходимости, выполнять некоторые бытовые (хозяйственные) действия (Приложение 1).


Изучение возможности осуществляется с использованием шкалы оценки зависимости от посторонней помощи в социальных услугах и уходе (далее - шкала) в целях определения:


функционального статуса;


когнитивного статуса.


2. Уровень зависимости от посторонней помощи определяется оптимальным для конкретной ситуации методом: путем расспроса гражданина, родственников или лиц, осуществляющих уход, непосредственным наблюдением специалистов. Инструкция по определению группы функционирования указана в приложении N 2 к настоящей Методике.


3. При применении шкалы выбранные ответы на вопросы должны отражать реальные действия гражданина.


4. Оценка функционального и когнитивного статусов производится по сумме баллов, определенных у гражданина по каждому статусу. Максимальный результат соответствует 25 баллам, минимальный - 0 баллов.


5. При определении функционального и когнитивного статусов учитывают конкретную жизненную ситуацию гражданина, в том числе, наличие или отсутствие жилья и коммунальных удобств, бытовой техники, стремление к выполнению того или иного действия, наличие и использование вспомогательных технических средств реабилитации и других факторов, влияющих на уровни выполнения различных видов элементарной и сложной деятельности.


6. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому представляются гражданам с 0 - 5 группу функционирования.


7. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданам с 0 - 4 группу функционирования.


8. Социальные услуги в стационарной форме, в том числе стационарной форме со специальным социальным обслуживанием, предоставляются потенциальным клиентам с 0 - 5 группу функционирования.


9. Определение группы функционирования в социальных услугах определяется исходя из суммы баллов согласно Приложению N 3 к настоящей Методике.


10. Повторная оценка функционального и когнитивного статусов производится:


по истечении полутора лет для получателей, чья способность к самообслуживанию снижена незначительно (группы ухода 0, 1 и 2) и группа 5, где риски увеличения или уменьшения степени зависимости минимальны;


один год для получателей из групп 3 и 4, состояние которых может часто меняться в ту или иную сторону.


Внеплановая оценка функционального и когнитивного статусов может проводиться в связи с возникновением обстоятельств, которые ухудшили или улучшили жизнедеятельность получателя услуг (независимо от группы ухода).


11. На основании оценки функционального и когнитивного статусов и индивидуальной программы предоставления социальных услуг, разработанной в порядке, предусмотренном ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", составляется индивидуальный план ухода по форме согласно приложению N 4 к настоящей Методике.



Приложение 1
к Методике изучения возможности
выполнения гражданином различных
видов жизнедеятельности



Бланк функциональной диагностики


Фамилия Имя Отчество ______________________________________________________

Дата рождения        _____________________ СНИЛС __________________________

Дата:

Дата:

Дата:

1. Передвижение вне дома

Баллы

Инт. N 1

Инт. N 2

Инт. N 3

1. Выходит из дома/здания без проблем

0

2. Не выходит из дома/здания зимой

0,75

3. Выходит из дома, но не может сам нести сумки с покупками

0,75

4. Выходит из дома/здания только с сопровождающим

1

5. Вообще не выходит из дома/здания

2

2. Уборка квартиры

Баллы

Инт. N 1

Инт. N 2

Инт. N 3

1. Убирает квартиру/комнату без труда

0

2. Сам вытирает пыль, но нуждается в небольшой помощи при выполнении всей остальной уборки

0,5

3. Сам вытирает пыль, но нуждается в значительной помощи при выполнении остальной уборки. Тяжелую уборку, например, мытье ванной, унитаза выполнять не может.

1

4. Не в состоянии выполнять никаких работ по уборке дома/комнаты

2

3. Стирка

Баллы

Инт. N 1

Инт. N 2

Инт. N 3

1. Не нуждается в помощи при стирке и/или самостоятельно пользуется машиной-автоматом, а также вынимает, развешивает и гладит

0

2. В состоянии делать мелкую стирку вручную, но нуждается в помощи в более крупной стирке, отжимании или развешивании белья, глажке и/или в помощи при пользовании машиной-автоматом

0,5

3. Нуждается в помощи при любой стирке

1

4. Приготовление пищи

Баллы

Инт. N 1

Инт. N 2

Инт. N 3

1. Не нуждается в помощи при приготовлении горячей пищи

0

2. Нуждается в частичной помощи в процессе приготовления пищи

1

3. Необходима помощь во всем процессе приготовления пищи, а также мытье посуды после приготовления пищи

2

5. Передвижение по дому/комнате

Баллы

Инт. N 1

Инт. N 2

Инт. N 3

1. Самостоятельно передвигается по дому/комнате

0

2. Передвигается самостоятельно с помощью приспособления (трость, ходунок)

0

3. Передвигается с помощью приспособления или без него, и нуждается в посторонней помощи при ходьбе или вставании

0,5

4. Передвигается с помощью инвалидной коляски. Способен сам сесть в коляску и передвигаться в ней по дому/комнате

0,5

5. На кровати садится самостоятельно либо с небольшой помощью. Пользуется инвалидной коляской, но нуждается в помощи, чтобы пересесть в коляску и передвигаться в ней по дому/комнате

1

6. Полностью зависим при передвижении и перемещении. Все дневное время проводит сидя в кровати, в кресле или кресле-коляске

1,5

7. Полностью зависим при передвижении и перемещении. Лежачий

1,5

6. Падения в течение последних трех месяцев

Баллы

Инт. N 1

Инт. N 2

Инт. N 3

1. Не падает

0

2. Не падает, но ощущает тревогу по поводу возможных падений

0

3. Падает, но может встать самостоятельно

0

4. Иногда падает и не может встать без посторонней помощи (минимум три раза в последние три месяца)

0,5

5. Падает, по крайней мере, раз в неделю и не может встать без посторонней помощи

1

7. Одевание

Баллы

Инт. N 1

Инт. N 2

Инт. N 3

1. Одевается без посторонней помощи

0

2. Нуждается в небольшой помощи - в надевании носков, обуви, застегивании пуговиц

0,5

3. Нуждается в значительной помощи при одевании (не может надеть белье, брюки, кофту или сорочку)

1

8. Личная гигиена

Баллы

Инт. N 1

Инт. N 2

Инт. N 3

1. Моется без посторонней помощи

0

2. Требуется присутствие другого человека при купании (например, боится, что ему станет плохо в ванной, плохо ориентируется). Умывается самостоятельно.

0,5

3. Нуждается в небольшой помощи (в получении воды нужной температуры, мытье головы, ног), а также в бритье. Умывается самостоятельно.

1

4. Нуждается в активной помощи при выполнении некоторых действий (например, мытье интимных частей тела или спины). Нужна помощь при умывании, чистке зубов.

1,5

5. Необходимо полностью умывать и купать клиента в связи с нарушениями когнитивной функции и/или тяжелым физическим состоянием

2

9. Прием пищи и прием лекарств

Баллы

Инт. N 1

Инт. N 2

Инт. N 3

1. Ест и пьет без посторонней помощи и не нуждается в помощи при принятии лекарств

0

2. Ест и пьет без посторонней помощи, но нуждается в помощи для подачи и разогревания пищи и/или подачи порции лекарств

0,5

3. Нуждается в подаче и частичной помощи при приеме пищи и/или питье и/или требуется помощь при подготовке порции лекарств и их приеме

1

4. Нуждается в полном кормлении и соблюдении питьевого режима и необходим полный контроль над приемом лекарств в связи с нарушениями когнитивной функции и/или тяжелым физическим состоянием

1,5

10. Мочеиспускание и дефекация

Баллы

Инт. N 1

Инт. N 2

Инт. N 3

1. Контролирует или частично контролирует отправление естественных потребностей; самостоятельно пользуется туалетной комнатой.

0

2. Частично контролирует естественные потребности (возможно ночное недержание). Самостоятельно пользуется туалетной комнатой. Нуждается в незначительной помощи при использовании абсорбирующего белья

0,5

3. Частично контролирует естественные потребности. Нуждается в помощи при использовании абсорбирующего белья и/или испытывает трудности при пользовании туалетной комнатой

1

4. Частично контролирует естественные потребности. Не может поменять себе абсорбирующее белье. Не может пользоваться туалетной комнатой, но может пользоваться санитарным креслом

1,5

5. Контролирует мочеиспускание и дефекацию, но не может пользоваться туалетом, не может поменять абсорбирующее белье в связи с тяжелым физическим состоянием

2

6. Не может пользоваться туалетом, не контролирует ни одно из отправлений (и мочеиспускание, и дефекацию), не может поменять абсорбирующее белье в связи с нарушениями когнитивной функции и/или тяжелым физическим состоянием и полностью зависит от посторонней помощи

2

11. Присмотр

Баллы

Инт. N 1

Инт. N 2

Инт. N 3

1. Не опасен для себя и для окружающих, когда остается один. Может исполнять жизненно важные функции, например, пить

0

2. Есть необходимость в частичном присмотре, когда остается один (для обеспечения исполнения клиентом различных жизненно важных функций) и/или можно оставить одного на несколько часов или ночь

3

3. Опасен для себя и для окружающих, когда остается один, требуется постоянное присутствие постороннего человека

6

12. Слух

Баллы

Инт. N 1

Инт. N 2

Инт. N 3

1. Хорошо слышит либо регулярно использует слуховой аппарат и не испытывает трудностей

0

2. Плохо слышит (для прослушивания радио включает его на полную громкость), испытывает затруднения при коммуникации

0,5

3. Глухой

1

13. Наличие опасности и районе проживания или доме

Баллы

Инт. N 1

Инт. N 2

Инт. N 3

1. В доме и в районе проживания безопасно

0

2. Существует опасность в доме и/или районе проживания. Есть физическая опасность, антисанитария, жестокое обращение - но возможна помощь

0,5

3. Существует опасность в доме и/или районе проживания. Есть физическая опасность, антисанитария, жестокое обращение - помощь не 1 доступна

1

14. Наличие внешних ресурсов

Баллы

Инт. N 1

Инт. N 2

Инт. N 3

1. Получает достаточную социальную поддержку от семьи/родственников/друзей/соседей/религиозных или общественных организаций

0

2. Получает ограниченную социальную поддержку со стороны семьи/родственников/друзей/соседей/религиозных или общественных организаций

0,5

3. Нет поддержки со стороны семьи/родственников/друзей, есть, только ограниченные социальные связи (например, соседи, общественные или религиозные организации)

1