ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 от 16 сентября 2013 года N 537-Р



[Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Мордовия на период до 2020 года]



В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации по итогам встречи с деятелями театра 30 ноября 2011 г. и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р:


1. Одобрить прилагаемую Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Республике Мордовия на период до 2020 года.


2. Минкультуры Республики Мордовия:


подготовить комплекс мер, направленных на сохранение и развитие театрального дела в Республике Мордовия;


в установленном порядке разработать мероприятия по долгосрочному развитию театрального дела в Республике Мордовия в рамках Республиканской целевой программы "Культура Мордовии" на 2011 - 2016 годы.



И.о. Председателя Правительства
Республики Мордовия
В.СИДОРОВ



Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Мордовия
от 16 сентября 2013 г. N 537-Р



КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА



1. Общие положения


Концепция долгосрочного развития театрального дела в Республике Мордовия на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана с учетом положений Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р, и определяет основные цели, задачи развития театрального дела в Республике Мордовия.


В Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в Республике Мордовия, сформулированы цели и задачи Концепции, определены основные направления развития театрального дела в республике, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.



2. Цель и задачи Концепции. Принципы ее реализации


Государственная политика в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры в целом и ее отдельных отраслей.


Обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ - один из показателей повышения качества жизни россиян. Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, регионе, в стране в целом.


Целью настоящей Концепции является разработка системных мероприятий, направленных на сохранение традиций репертуарного театра, поддержку и развитие театрального искусства в Республике Мордовия, создание условий для развития творческого потенциала данной сферы и обеспечения роста его качества и доступности для населения.


Для достижения этой цели в Концепции сформулированы следующие задачи развития театрального дела:


создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения;


поддержка развития драматургии, науки о театре, театральной критики;


создание равных конкурентных возможностей для реализации творческого потенциала театров;


в сфере театрального искусства.


Реализация настоящей Концепции основывается на следующих принципах:


сохранение сети государственных и муниципальных театров, совершенствование их материально-технической базы;


государственная и общественная поддержка негосударственных театров, различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив, увеличение их доли в российском театральном деле;


системное и комплексное решение задач в области сохранения и развития театрального дела в Республике Мордовия;


учет социально-экономических аспектов при принятии управленческих решений, направленных на развитие театрального дела в республике;


открытость и доступность информации в рассматриваемой сфере;


совершенствование нормативно-правовой базы, активизация творческого потенциала ведущих театральных коллективов и мастеров сцены;


повышение заинтересованности в реализации новых творческих проектов художественного и артистического персонала театров;


популяризация среди населения республики достижений в сфере театрального искусства;


создание конкурентоспособной материально-технической базы театральных организаций;


создание необходимых условий для развития гастрольной деятельности республиканских и муниципальных театров на территории Российской Федерации;


развитие межрегиональных и международных связей



3. Анализ современного состояния театрального искусства и основные проблемы сферы


Театр - одна из немногих сфер живого человеческого общения, не опосредованного техническими средствами. Театральное искусство обладает особой силой воздействия на зрителя, побуждая его к сотворчеству: театральные зрители, наряду с актерами, режиссерами, художниками, музыкантами - участники создания сценического произведения. Театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг и только применительно к одной из ее составляющих - показу спектакля. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству во всех сферах социальной жизни. Важно и то, что театр является одним из важнейших средств сохранения и развития национальных языков.


Театральное искусство характеризуется неразрывной связью с театральным образованием. Российская модель репертуарного театра обеспечивает не только возможность активного сотрудничества театров и учебных заведений в образовательном процессе, но и неформальное, фактически непрерывное образование в театральных труппах в процессе практической творческой деятельности.


Репертуарный театр с постоянной труппой способен обеспечить преемственность актерского искусства. Актер, получивший основы мастерства в театральном учебном заведении, по-настоящему осваивает профессию только в театре, в работе с режиссерами, с мастерами сцены старшего поколения. В рамках репертуарного театра благодаря активному взаимодействию театральных педагогов и практиков сформировалась уникальная российская актерская школа.


Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. В связи с этим требуется государственная поддержка театральной деятельности.


Вклад театра в формирование человеческого капитала - важнейшего фактора экономического роста позволяет считать социальными инвестициями расходы государства на поддержку театрального искусства. Не поддающийся прямому измерению социально-культурный эффект театральной деятельности, по сути, неизмеримо выше его рыночной оценки. Как уже показал 20-летний опыт отечественных преобразований в социально-экономической сфере, механическое распространение на сферу культуры принципов реформирования, применявшихся в сфере материального производства, не только не дает положительного эффекта, но и приводит к отрицательным результатам.


За прошедшие 20 лет театральное дело претерпевало существенные изменения на фоне начавшегося формирования гражданского общества в нашей стране. Развитие независимых театральных объединений и инициатив, многообразие форм организации театрального дела и иные элементы инфраструктуры художественного рынка стали неотъемлемой частью российского театра на современном этапе.


Предстоящий период требует особого внимания к этим процессам с тем, чтобы не потерять в ходе перемен всемирно признанные достижения отечественного театрального искусства и не допустить отставания театрального дела от общего развития. Необходимо выработать эффективные механизмы поддержки театров вне зависимости от их организационно-правовых форм и принадлежности. В таком контексте Особое значение будет иметь консолидированная деятельность самого театрального сообщества, умение выработать принципы и нормы, необходимые для развития театрального дела на новом этапе.



3.1. Сеть театров


Профессиональный театр в Республике Мордовия имеет свои богатые традиции. В 1930 году в Саранске была организована Мордовская музыкально-драматическая студия, в 1932 году реорганизованная в Мордовский государственный драматический театр. Для воспитания молодого творческого коллектива большое значение имели гастроли, а затем шефство Малого театра (1935 - 38 годы). Под художественным руководством режиссеров этого театра в 1935 - 36 годах были поставлены спектакли "Гроза", "Без вины виноватые", "Лес" А.Н.Островского. В 1935 году опереттой К.Миллекера "Нищий студент" открыл свой первый сезон Русский театр музыкальной комедии.


На протяжении долгах лет театральные организации республики выполняют свою просветительскую миссию, сохраняют и развивают лучшие традиции русской театральной школы.


Культурный потенциал республики характеризуется развитой сетью учреждений профессионального театрального искусства, исторически сложившимися традициями в этой сфере. В настоящее время в Республике Мордовия действуют пять театров - четыре республиканских и один муниципальный: Государственный русский драматический театр;


Государственный музыкальный театр им. И.М.Яушева; Мордовский государственный национальный драматический театр, Государственный театр кукол и детский центр театра и кино "Крошка" городского округа Саранск. Художественно-артистический персонал перечисленных театров составляет более 250 человек.


В соответствии с нормативами обеспеченности населения организациями культуры, одобренными распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р, республика обеспечена в полном объеме театральными организациями.



3.2. Театральное предложение


О существенной нехватке театрального предложения свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного в марте 2009 года. Согласно полученным данным, почти половина (47 процентов) жителей России практически не посещает театры, а 29 процентов вообще никогда не бывали в них. В качестве главной причины, по которой россияне не ходят в театр, было названо его отсутствие в месте проживания (35 процентов).



Сфера театрального искусства Республики Мордовия характеризуется

Наименование театра

Дата проведения гастролей

Страна, город, район

Государственный театр кукол

2005

г. Самара, г. Набережные Челны, г. Йошкар Ола, г. Чебоксары

2006

г. Москва, г. Казань, г. Ульяновск, г. Набережные Челны, г. Йошкар Ола, г. Чебоксары

2007

Московская, Калужская, Нижегородская, Ульяновская области, Чувашия, Республика Татарстан

2009

Нижегородская, Московская и Калужская области

2010

Московская, Калужская Ульяновская области, Чувашия, Татарстан

2011

Московская, Калужская, Пензенская, Нижегородская области, г. Воркута

Государственный русский драматический театр

2005

г. Ульяновск

2006

г. Пенза, г. Мытищи

2009

г. Тамбов, г. Пенза

2011

г. Великий Новгород, г. Висагинас (Литва), г. Пенза

ГЦТК "Крошка"

2005

Нижегородская область (п. Починки)

2006

Нижегородская область (п. Починки)

2007

г. Сыктывкар Республики Коми, г. Пенза, Нижегородская область (п. Починки)

2008

Нижегородская область, Республика Коми

2009

г. Пенза, Пензенская, Нижегородская области

2010

Пензенская, Нижегородская области. Республика Марий Эл

2011

г. Пенза, Пензенская, Ульяновская Нижегородская области

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»