[Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Мордовия на период до 2020 года]
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации по итогам встречи с деятелями театра 30 ноября 2011 г. и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Республике Мордовия на период до 2020 года.
2. Минкультуры Республики Мордовия:
подготовить комплекс мер, направленных на сохранение и развитие театрального дела в Республике Мордовия;
в установленном порядке разработать мероприятия по долгосрочному развитию театрального дела в Республике Мордовия в рамках Республиканской целевой программы "Культура Мордовии" на 2011 - 2016 годы.
И.о. Председателя Правительства
Республики Мордовия
В.СИДОРОВ
КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Республике Мордовия на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана с учетом положений Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р, и определяет основные цели, задачи развития театрального дела в Республике Мордовия.
В Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в Республике Мордовия, сформулированы цели и задачи Концепции, определены основные направления развития театрального дела в республике, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.
Государственная политика в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры в целом и ее отдельных отраслей.
Обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ - один из показателей повышения качества жизни россиян. Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, регионе, в стране в целом.
Целью настоящей Концепции является разработка системных мероприятий, направленных на сохранение традиций репертуарного театра, поддержку и развитие театрального искусства в Республике Мордовия, создание условий для развития творческого потенциала данной сферы и обеспечения роста его качества и доступности для населения.
Для достижения этой цели в Концепции сформулированы следующие задачи развития театрального дела:
создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения;
поддержка развития драматургии, науки о театре, театральной критики;
создание равных конкурентных возможностей для реализации творческого потенциала театров;
в сфере театрального искусства.
Реализация настоящей Концепции основывается на следующих принципах:
сохранение сети государственных и муниципальных театров, совершенствование их материально-технической базы;
государственная и общественная поддержка негосударственных театров, различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив, увеличение их доли в российском театральном деле;
системное и комплексное решение задач в области сохранения и развития театрального дела в Республике Мордовия;
учет социально-экономических аспектов при принятии управленческих решений, направленных на развитие театрального дела в республике;
открытость и доступность информации в рассматриваемой сфере;
совершенствование нормативно-правовой базы, активизация творческого потенциала ведущих театральных коллективов и мастеров сцены;
повышение заинтересованности в реализации новых творческих проектов художественного и артистического персонала театров;
популяризация среди населения республики достижений в сфере театрального искусства;
создание конкурентоспособной материально-технической базы театральных организаций;
создание необходимых условий для развития гастрольной деятельности республиканских и муниципальных театров на территории Российской Федерации;
развитие межрегиональных и международных связей
Театр - одна из немногих сфер живого человеческого общения, не опосредованного техническими средствами. Театральное искусство обладает особой силой воздействия на зрителя, побуждая его к сотворчеству: театральные зрители, наряду с актерами, режиссерами, художниками, музыкантами - участники создания сценического произведения. Театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг и только применительно к одной из ее составляющих - показу спектакля. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству во всех сферах социальной жизни. Важно и то, что театр является одним из важнейших средств сохранения и развития национальных языков.
Театральное искусство характеризуется неразрывной связью с театральным образованием. Российская модель репертуарного театра обеспечивает не только возможность активного сотрудничества театров и учебных заведений в образовательном процессе, но и неформальное, фактически непрерывное образование в театральных труппах в процессе практической творческой деятельности.
Репертуарный театр с постоянной труппой способен обеспечить преемственность актерского искусства. Актер, получивший основы мастерства в театральном учебном заведении, по-настоящему осваивает профессию только в театре, в работе с режиссерами, с мастерами сцены старшего поколения. В рамках репертуарного театра благодаря активному взаимодействию театральных педагогов и практиков сформировалась уникальная российская актерская школа.
Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. В связи с этим требуется государственная поддержка театральной деятельности.
Вклад театра в формирование человеческого капитала - важнейшего фактора экономического роста позволяет считать социальными инвестициями расходы государства на поддержку театрального искусства. Не поддающийся прямому измерению социально-культурный эффект театральной деятельности, по сути, неизмеримо выше его рыночной оценки. Как уже показал 20-летний опыт отечественных преобразований в социально-экономической сфере, механическое распространение на сферу культуры принципов реформирования, применявшихся в сфере материального производства, не только не дает положительного эффекта, но и приводит к отрицательным результатам.
За прошедшие 20 лет театральное дело претерпевало существенные изменения на фоне начавшегося формирования гражданского общества в нашей стране. Развитие независимых театральных объединений и инициатив, многообразие форм организации театрального дела и иные элементы инфраструктуры художественного рынка стали неотъемлемой частью российского театра на современном этапе.
Предстоящий период требует особого внимания к этим процессам с тем, чтобы не потерять в ходе перемен всемирно признанные достижения отечественного театрального искусства и не допустить отставания театрального дела от общего развития. Необходимо выработать эффективные механизмы поддержки театров вне зависимости от их организационно-правовых форм и принадлежности. В таком контексте Особое значение будет иметь консолидированная деятельность самого театрального сообщества, умение выработать принципы и нормы, необходимые для развития театрального дела на новом этапе.
Профессиональный театр в Республике Мордовия имеет свои богатые традиции. В 1930 году в Саранске была организована Мордовская музыкально-драматическая студия, в 1932 году реорганизованная в Мордовский государственный драматический театр. Для воспитания молодого творческого коллектива большое значение имели гастроли, а затем шефство Малого театра (1935 - 38 годы). Под художественным руководством режиссеров этого театра в 1935 - 36 годах были поставлены спектакли "Гроза", "Без вины виноватые", "Лес" А.Н.Островского. В 1935 году опереттой К.Миллекера "Нищий студент" открыл свой первый сезон Русский театр музыкальной комедии.
На протяжении долгах лет театральные организации республики выполняют свою просветительскую миссию, сохраняют и развивают лучшие традиции русской театральной школы.
Культурный потенциал республики характеризуется развитой сетью учреждений профессионального театрального искусства, исторически сложившимися традициями в этой сфере. В настоящее время в Республике Мордовия действуют пять театров - четыре республиканских и один муниципальный: Государственный русский драматический театр;
Государственный музыкальный театр им. И.М.Яушева; Мордовский государственный национальный драматический театр, Государственный театр кукол и детский центр театра и кино "Крошка" городского округа Саранск. Художественно-артистический персонал перечисленных театров составляет более 250 человек.
В соответствии с нормативами обеспеченности населения организациями культуры, одобренными распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р, республика обеспечена в полном объеме театральными организациями.
О существенной нехватке театрального предложения свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного в марте 2009 года. Согласно полученным данным, почти половина (47 процентов) жителей России практически не посещает театры, а 29 процентов вообще никогда не бывали в них. В качестве главной причины, по которой россияне не ходят в театр, было названо его отсутствие в месте проживания (35 процентов).
Наименование театра | Дата проведения гастролей | Страна, город, район |
Государственный театр кукол | 2005 | г. Самара, г. Набережные Челны, г. Йошкар Ола, г. Чебоксары |
2006 | г. Москва, г. Казань, г. Ульяновск, г. Набережные Челны, г. Йошкар Ола, г. Чебоксары | |
2007 | Московская, Калужская, Нижегородская, Ульяновская области, Чувашия, Республика Татарстан | |
2009 | Нижегородская, Московская и Калужская области | |
2010 | Московская, Калужская Ульяновская области, Чувашия, Татарстан | |
2011 | Московская, Калужская, Пензенская, Нижегородская области, г. Воркута | |
Государственный русский драматический театр | 2005 | г. Ульяновск |
2006 | г. Пенза, г. Мытищи | |
2009 | г. Тамбов, г. Пенза | |
2011 | г. Великий Новгород, г. Висагинас (Литва), г. Пенза | |
ГЦТК "Крошка" | 2005 | Нижегородская область (п. Починки) |
2006 | Нижегородская область (п. Починки) | |
2007 | г. Сыктывкар Республики Коми, г. Пенза, Нижегородская область (п. Починки) | |
2008 | Нижегородская область, Республика Коми | |
2009 | г. Пенза, Пензенская, Нижегородская области | |
2010 | Пензенская, Нижегородская области. Республика Марий Эл | |
2011 | г. Пенза, Пензенская, Ульяновская Нижегородская области |