Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 ноября 2019 года N 1474-р


Об утверждении региональной концепции "Повышение уровня финансовой грамотности населения Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2023 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.07.2021 N 615-р.
____________________________________________________________________



В целях осуществления и координации работы по реализации положений Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р:


1. Утвердить региональную концепцию "Повышение уровня финансовой грамотности населения Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2023 годы" согласно приложению к настоящему распоряжению.


2. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Стручкова А.А.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.СОЛОДОВ



Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 14 ноября 2019 г. N 1474-р



РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ "ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2020 - 2023 ГОДЫ"



1. Общие положения


Финансовая грамотность - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.


Финансовая грамотность позволяет получить опыт и навыки в области финансовых возможностей человека. Без этих знаний и последующего опыта эффективная финансовая деятельность и рациональное использование финансов невозможно. Итоги снижения финансовой грамотности населения можно отследить на макро- и на микроуровне. На макроуровне снижение развития финансовых институтов и доверия населения к государственным органам власти приводят к загруженности бюджетной системы на всех уровнях управления. На микроуровне снижение финансовой грамотности приводит к увеличению угрозы злоупотребления финансовым положением отдельных слоев населения, нерациональному использованию и перераспределению сбережений, увеличению кредитной задолженности и недоверию банковской сфере.


Финансовая грамотность помогает населению планировать и использовать собственный бюджет, принимать решения в сфере кредитования, способствует развитию предпринимательской деятельности и малого бизнеса.


Бюджетная политика Республики Саха (Якутия) играет немаловажную роль в обеспечении высокого уровня благосостояния населения республики не только в форме проведения мер социальной поддержки социально уязвимых граждан и в части занятости населения, но и в рамках повышения уровня финансовой грамотности.


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы (далее - Стратегия), которая определяет приоритеты, цели и задачи, способы их эффективного достижения в сфере государственного управления отношениями, возникающими в сфере повышения финансовой грамотности населения, создания системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период.


29 декабря 2017 года заключено Соглашение о сотрудничестве между Министерством финансов Республики Саха (Якутия) и Центральным банком Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности населения Республики Саха (Якутия).


В рамках реализации Стратегии и совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного Банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" введен рейтинг финансовой грамотности в субъектах Российской Федерации. Исследование уровня финансовой грамотности проводит Аналитический центр НАФИ путем социологического опроса.


Для оценки эффективности мероприятий по повышению финансовой грамотности требуется системное наблюдение за динамикой показателей финансовой грамотности населения, как на региональном, так и на национальном уровнях.


Для оценки общего уровня финансовой грамотности населения региона используется индекс финансовой грамотности. индекс отражает способность человека к разумному управлению личными финансами. Методология измерения индекса разработана Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). На данный момент в соответствии с этой методологией проводятся регулярные измерения уровня финансовой грамотности населения более чем в 30 странах мира, включая страны СНГ.



Схема построения индекса


Индекс финансовой грамотности рассчитывается как сумма значений трех частных индексов, каждый из которых, в свою очередь, строится на основании ответов респондентов на отдельные вопросы анкеты.


Индекс меняется в диапазоне от 1 до 21 балла. Значения индекса в диапазоне 1 - 11 указывают на низкий, 12 - 15 - на средний, а 16 - 21 - на высокий уровень финансовой грамотности.


Частный индекс Знания меняется в диапазоне 0 - 7 баллов и отражает понимание человеком самых распространенных финансовых продуктов (вкладов и займов), инфляции, а также понятий риска и доходности. Его оценка проводится на основе анализа ответов респондентов на 7 вопросов, касающихся финансовой арифметики и базовых финансовых концептов/ понятий.


Частный индекс Навыки меняется в диапазоне 0 - 9 баллов и отражает умение человека принимать взвешенные финансовые решения в повседневной жизни. Его оценка проводится на основе ответов на 9 вопросов о планировании расходов и доходов, ведении семейного бюджета, решения финансовых проблем, способах выбора финансовых продуктов и услуг.


Частный индекс Установки меняется в диапазоне 1 - 5 баллов и отражает ориентацию человека на достижение долгосрочных финансовых целей, понимание необходимости соблюдения разумного баланса трат и сбережений. Его оценка строится на основании 3 вопросов об отношении человека к финансам.


После расчета индекса финансовой грамотности каждый регион получает буквенное обозначение, указывающее на его место в общероссийском рейтинге. Буква соответствует месту региона после упорядочения субъектов Российской Федерации по убыванию индекса. Группа А (высокий уровень) - регионы с наибольшим значением индекса (места 1 - 16 в упорядоченном списке регионов). Группа В (выше среднего) - следующие за Группой А 16 регионов (места 17 - 32 в упорядоченном списке). Группа С (средний уровень) - 19 регионов со средним значением индекса (места 33 - 51). Группа D (ниже среднего) - 16 регионов после Группы С (места 52 - 67). Группа Е (низкий уровень) - регионы с наименьшим значением индекса (места 68 - 83).


Таким же образом выполнена группировка регионов Российской Федерации по каждому из частных индексов.


Мероприятия в сфере повышения финансовой грамотности имеют разрозненный характер и не решают проблему финансовой безопасности населения в целом. Необходимо проводить системную работу с участием большого числа заинтересованных лиц: федеральных и региональных органов власти, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, образовательных организаций, общественных организаций, финансовых институтов.


Важным условием эффективности этой работы является координация усилий на основе единых целей и подходов к реализации различных инициатив и программ в области финансового просвещения. Объединенные усилия необходимо направить на формирование у жителей Республики Саха (Якутия) на систематической основе знаний, практических навыков по распоряжению личными и семейными финансами.


Повышение уровня финансовой грамотности населения Республики Саха (Якутия) позволит расширить возможности для более эффективного пользования финансовыми услугами в целях улучшения собственного благосостояния и роста сбережений и, как следствие, окажет влияние на ускорение темпов роста региональной экономики.


Повышение уровня финансовой грамотности населения является одним из приоритетов государственной политики, поскольку без должного уровня финансовой грамотности невозможно укрепление благосостояния граждан и развитие цивилизованного рынка финансовых услуг. Высокий уровень финансовой грамотности поспособствует обеспечению личной финансовой безопасности, поможет принять оптимальные решения при управлении бюджетом, осуществлять обоснованный выбор финансовых продуктов, а также защищать свои права как потребителя финансовых услуг, как следствие, окажет влияние на ускорение темпов роста региональной экономики.


Участники и исполнители региональной концепции "Повышение уровня финансовой грамотности населения Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2023 годы" (далее - региональная концепция):


1) государственный орган Республики Саха (Якутия):


Администрация Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия);


2) исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия):


Министерство финансов Республики Саха (Якутия);


Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия);


Министерство экономики Республики Саха (Якутия);


Министерство предпринимательства торговли и туризма Республики Саха (Якутия);


Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия);


Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия);


Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения;


3) территориальные федеральные органы исполнительной власти:


Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) (по согласованию);


Отделение Пенсионного Фонда России по Республике Саха (Якутия) (по согласованию);


Управления Федеральной Налоговой Службы России по Республике Саха (Якутия) (по согласованию);


4) администрации муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия);


5) образовательные учреждения:


ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова" (по согласованию);


ГБПОУ РС(Я) "Финансово-экономический колледж имени И.И. Фадеева" (по согласованию);


иные заинтересованные образовательные учреждения (по согласованию);


6) некоммерческие и общественные организации:


Союз "Торгово-промышленная палата Республики Саха (Якутия)" (по согласованию);


ГАУ РС(Я) "Центр "Мой Бизнес" (по согласованию);


МК "Фонд развития предпринимательства Республики Саха (Якутия)" (по согласованию);


иные заинтересованные некоммерческие и общественные организации (по согласованию);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»