Одной из главных задач в стратегии развития любой организации социального обслуживания является формирование высококачественного кадрового состава, имеющего высокий производственный потенциал, необходимый для достижения поставленных перед организацией целей, создание благоприятных условий, сохранение имеющихся положительных традиций и устоев в коллективе, грамотное построение работы, творческий подход к управлению персоналом для создания хорошего творческого коллектива единомышленников.
Большинство действующих в сфере социальной защиты организаций сталкиваются с проблемами поддержания показателей работы своих сотрудников на уровне, который бы соответствовал ожиданиям потребителей и содействовал достижению перспективных целей организации. Решение задачи повышения эффективности деятельности социальных служб требует оперативного реагирования на все происходящие изменения. В основе системы оказания услуг должны лежать рыночные принципы, такие как действие, гибкость, ориентация на клиента и его потребности, баланс управленческих функций в рамках иерархической системы, самостоятельность в рамках профессиональных компетенций.
В настоящее время спектр социальных услуг в организациях социального обслуживания Свердловской области расширился, появились новые направления в работе, изменились цели и задачи, добавилось много функций, в том числе организация межведомственного, межуровневого и межсекторного взаимодействия.
Формирование системы кадровой работы в организациях социальной защиты предусматривает как усилия по преодолению таких противоречий, как нивелирование профессионально-статусных различий, затрудняющих управляемость трудовыми коллективами, повышение уровня профессионализации персонала, оптимизацию использования социально-сетевых ресурсов (социального капитала), так и создание новых институциональных основ развития кадрового потенциала - внедрение унифицированных принципов организации кадровой работы.
Кадровая работа должна выстраиваться таким образом, чтобы каждый сотрудник видел возможности для проявления собственной инициативы в рамках достижения общих целей, стоящих перед организацией. С одной стороны, кадровая работа должна быть ориентирована на устойчивое развитие в ситуации изменения социально-экономических и правовых условий деятельности, с другой стороны, в ней самой должен быть заложен потенциал модернизации системы прежде всего посредством использования возможности привлечения на работу высококвалифицированных профессиональных специалистов, имеющих потенциал для творчества, научного поиска в решении нестандартных задач.
По состоянию на 1 января 2018 года в системе органов социальной защиты и социального обслуживания населения Свердловской области работает 17189 человек. Из общего количества работающих 76% сотрудников имеют образование, соответствующее квалификационным требованиям.
Ежегодно порядка 25% кадрового состава повышают свою квалификацию.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" реализован План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Свердловской области (2013 - 2018 годы)", утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 26.02.2013 N 226-ПП "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Свердловской области (2013 - 2018 годы)", предусматривающий поэтапное повышение заработной платы отдельных категорий сотрудников организаций социального обслуживания Свердловской области.
Информация об уровне средней заработной платы отдельных категорий работников государственных учреждений социального обслуживания Свердловской области представлена в таблице 1.