Потенциал молодого поколения с его инновационностью, стремлением к позитивному изменению окружающего социального пространства, высокой способностью к использованию цифровых технологий, искусственного интеллекта в науке, образовании и производстве, высокой степенью адаптации к динамике общественной и экономической жизни должен раскрываться и воплощаться. Для его развития необходимо использование нестандартных методов и форм реализации ГМП в сферах основного и дополнительного образования, профессиональной адаптации и карьерного роста, гражданской активности и досуговой деятельности.
Научная, концептуальная, ресурсная и инфраструктурная обеспеченность ГМП позволяют наращивать экономический, культурный и социальный капитал Свердловской области.
Региональная ГМП должна не только реагировать на текущие проблемы и решать тактические задачи, но и уметь предвосхищать будущие изменения в молодежной общности, содействовать развитию позитивных процессов, уметь купировать негативные тенденции явлений и процессов перехода от постфактумного решения проблем к превентивному.
Высокая скорость изменений в мировом пространстве, мировой политике предполагает не только адаптацию к этим изменениям, но и превентивное решение ряда возможных проблем (легализация легких наркотиков, однополых браков). Ряд негативных аспектов в поведении молодого поколения объясняется кризисом 90-х годов XX века (потребительская ориентация части молодого поколения является следствием становления рыночного общества и противоречит установкам гражданственности и патриотизма). Становление и развитие рыночных отношений, появление разновекторных, противоречивых явлений актуализируют проблематику изучения молодежной субкультуры, проявляющейся в различных моделях потребительского поведения, что отражает преемственность или изменение ценностных ориентаций общества.
В настоящее время актуальным является вопрос сохранения и укрепления культурных ценностей молодого поколения. Молодой человек в современном динамичном обществе благодаря своей мобильности, информационной свободе, гибкости сознания становится главным критиком, создателем, носителем и потребителем культуры.
Современное российское общество аналитики характеризуют как информационное общество, общество массового потребления с его идеологией "иметь", а не "быть", общество социальной нестабильности и риска.
Все эти характеристики создают "мозаичную" социокультурную картину, мировоззренческий плюрализм выдается за возможность выбора. В молодом возрасте завершается формирование ценностно-смысловых ориентаций (решение задач жизненного выбора и достижения жизненных целей). Молодежная субкультура динамична, хаотична, плюралистична. В молодежной среде вырабатываются нормы и ценности, которые через определенный исторический промежуток времени станут нормами и ценностями всего общества. Выбор, осуществляемый человеком в молодости, чаще всего предопределяет его жизнь, так как это выбор ценностей, сохранения традиций национальной культуры в глобальном пространстве динамично изменяющегося мира.
Специфика молодежной культуры в условиях стабильных социальных систем имеет проявление в критическом отношении к традиционным ценностям старшего поколения. В годы радикальных перемен процессы трансформации ценностных ориентаций сопровождаются в молодежной культуре сознательным отказом от системы традиционных ценностей и заменой их противоположными ценностями. Молодое поколение несет в себе все противоречия, которые присущи обществу в целом. На современном этапе социологи выделяют следующие характеристики социализации:
1) ослабление роли традиционных институтов социализации (церковь, семья, школа) и влияния классической культуры;
2) превращение средств массовой информации (далее - СМИ) и массовой культуры в ведущий фактор социализации. Стремясь повысить эффективность коммуникативных сообщений, СМИ создают и постоянно совершенствуют набор технических приемов, символов, иных способов организации сообщения;
3) увеличение агрессивной риторики в информационном пространстве, демонстрация культа насилия.
Данные процессы в обществе формируют следующие вызовы системе ГМП и патриотического воспитания граждан, проживающих в Свердловской области:
1) высокая непопулярность институтов государственной власти регионального и муниципального уровней: только 3 - 6% респондентов обратились бы за помощью в административные структуры регионального и муниципального уровней, к политикам, депутатам или общественным деятелям;
2) высокий уровень игнорирования законов Российской Федерации молодежью: около 60% молодежи допускает нарушение закона, а нарушение своих прав отметило более 80% молодежи;