Соотношение спроса и предложения на рынке труда Чукотского автономного округа по занятиям (на конец 2018 года)
Группы занятий | Численность безработных, человек | Кол-во вакансий, единиц | Напряженность рынка труда (число безработных на 1 вакансию) |
Руководители | 18 | 125 | 0,1 |
Специалисты высшего уровня квалификации | 39 | 165 | 0,2 |
В том числе: специалисты в области науки и техники | 2 | 59 | 0,03 |
специалисты в области здравоохранения | 2 | 36 | 0,1 |
из них: врачи | 0 | 33 | 0 |
педагогические работники | 24 | 31 | 0,8 |
из них: педагогические работники в общеобразовательной организации | 3 | 10 | 0,3 |
педагогические работники в начальном и дошкольном образовании | 20 | 8 | 2,5 |
специалисты в сфере бизнеса и администрирования | 2 | 12 | 0,2 |
специалисты по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) | 0 | 5 | 0 |
специалисты в области права, гуманитарных областей и культуры | 9 | 22 | 0,4 |
Специалисты среднего уровня квалификации | 13 | 88 | 0,7 |
В том числе: специалисты-техники в области науки и техники | 4 | 21 | 0,2 |
средний медицинский персонал здравоохранения | 4 | 49 | 0,1 |
средний специальный персонал по экономической и административной деятельности | 1 | 15 | 0,1 |
Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием | 18 | 22 | 0,8 |
Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности | 64 | 214 | 0,3 |
Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства | 44 | 72 | 0,6 |
Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий | 60 | 315 | 0,2 |
Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители | 57 | 150 | 0,4 |
Неквалифицированные рабочие | 329 | 29 | 11,3 |
Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2019 года сохранился на уровне соответствующей даты 2018 года и составил 2,2%.
Среди основных проблем на рынке труда выделяется высокая безработица в сельской местности.
Безработица в сельской местности - это перманентная проблема для округа, основной причиной которой является дефицит рабочих мест из-за узкоотраслевой специализации экономики и сложности в трудоустройстве граждан в связи с низким спросом на рабочую силу. Профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы выражается в несоответствии профессионально-квалификационных характеристик претендентов требованиям работодателей с одной стороны и неудовлетворенностью самих претендентов условиями и оплатой труда, предлагаемыми работодателями, с другой стороны.
В целях предотвращения роста уровня безработицы и напряженности на рынке труда, создания условий для повышения эффективности занятости населения и преодоления существующих проблем на рынке труда в рамках Государственной программы "Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа" реализуется Подпрограмма "Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан". Также в рамках Государственной программы "Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа" в округе реализуется Подпрограмма "Повышение мобильности трудовых ресурсов", направленная на привлечение трудовых ресурсов на территорию Чукотского автономного округа, в рамках которой работодателям, испытывающим потребность в трудовых ресурсах, предоставляется финансовая поддержка при приеме на работу работников из других субъектов Российской Федерации.
В Чукотском автономном округе действует нормативная база, определяющая механизмы поддержки инвестиционной деятельности, включая предоставление налоговых льгот, и гарантии неухудшения положения инвесторов при изменении внешних факторов.
Законом Чукотского автономного округа от 18 мая 2015 года N 47-ОЗ "О некоторых вопросах налогового регулирования в Чукотском автономном округе" и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления закреплена система налоговых преференций для участников региональных инвестиционных проектов, резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток, а также по специальным режимам налогообложения (двухлетние налоговые каникулы для определенных видов деятельности, сниженные ставки по упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход).
Для малого и среднего бизнеса действует комплекс мер поддержки - финансовая, имущественная, консультационная. При этом объемы средств окружного бюджета, направляемые на развитие и поддержку предпринимательства, ежегодно увеличиваются, а меры поддержки расширяются и оптимизируются.
Активно работают региональные институты развития бизнеса, такие как гарантийный фонд, центр поддержки предпринимательства, созданные на базе Некоммерческой организации "Фонд развития экономики Чукотки". Запущен первый на Чукотке промышленный парк.
Развитие территориально-отраслевых кластеров и реализация инвестиционных проектов в долгосрочной перспективе приведет к увеличению потребности в трудовых ресурсах.
Частично потребность будет компенсирована привлечением квалифицированных трудовых мигрантов из других регионов России, в связи с чем прогнозируется миграционный прирост населения в регион.
При этом Чукотский автономный округ относится к числу территорий с незначительными объемами привлечения иностранной рабочей силы (ИРС). Данные по привлечению иностранных работников в Чукотский автономный округ представлены в таблице 3: