Разработка территориальной схемы осуществлялась исходя из следующих базовых принципов:
а) В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об отходах производства и потребления" захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Таким образом, весь объем ТКО, из которого может быть выделена полезная фракция, перед захоронением должен проходить обработку. В соответствии с Перечнем видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 N 1589-Р, в первую группу входит - лом и отходы черных и цветных металлов, отходы оборудования и прочей продукции, содержащих ртуть (запрещено подвергать захоронению с января 2017 г.); во вторую группу - отходы бумаги и картона, шин, покрышек, автомобильных камер, а также отходы продукции из термопластов, стекла и изделий из стекла (с января 2019 г.); в третью группу - компьютерное, электронное, оптическое и электрическое оборудование, утратившее потребительские свойства (с января 2021 г.).
б) В целях минимизации накопленного экологического ущерба, объекты по утилизации, обработке, обезвреживанию и размещению отходов должны соответствовать требованиям природоохранного законодательства с учетом установленных ограничений и запретов, в том числе предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об отходах производства и потребления". К числу обязательных требований для объектов размещения ТКО относятся такие как: наличие системы учета поступающих отходов, наличие весового и видового контроля поступающих отходов, наличие системы обустройства объектов (подъездные пути, ограждение, сбор и отвод фильтрата, биогаза, дезинфекционные ванны и пр.), наличие регистрации объектов в ГРОРО, наличие лицензии на осуществление деятельности у организации, эксплуатирующей объект, наличие заключений экологической экспертизы на проектную документацию и окончательно установленную санитарно-защитную зону, наличие программы экологического контроля.
в) В соответствии с Рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.05.2016 N АС-03-03-36/10394, для сокращения вовлекаемых земельных ресурсов под размещение отходов, в первую очередь рассматривалась возможность приведения в соответствие с нормами действующего природоохранного законодательства существующих (в том числе фактически эксплуатируемых) объектов размещения отходов, в т.ч. не включенных в ГРОРО.
г) Для обеспечения бесперебойного вывоза ТКО на территории Тамбовской области, все объекты размещения отходов, указанные в территориальной схеме, и не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, осуществляют свою деятельность только до момента введения в эксплуатацию необходимых мощностей вновь строящихся или реконструируемых объектов.
Существующая схема потоков ТКО по данным, предоставленным региональным оператором, представлена в Таблице 15.