Недействующий

О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 N 467 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области "Содействие занятости населения Кузбасса" на 2014 - 2021 годы



1. Обоснование необходимости разработки Подпрограммы


Кузбасс - один из наиболее развитых промышленных регионов, традиционно известный как крупнейший угольно-металлургический комплекс России.


За 2014 год в области было добыто 208 млн. тонн угля, что на 4,4 млн. тонн больше, чем в 2013 году. Экспортируется 57 процентов добываемого угля.


В 2014 году цены на энергетический уголь были в 2 раза ниже уровня 2011 года, а на коксующиеся - в 2,5 раза. Цены продолжают падать.


Неоднозначное влияние на кузбасские угледобывающие предприятия оказывает также девальвация рубля. С одной стороны, при высоком курсе доллара валютная выручка в рублях растет. С другой стороны, ее размер нивелируется ростом железнодорожных тарифов, уже сегодня транспортная составляющая в себестоимости продукции занимает от 30 до 50 процентов (за последние 6 лет железнодорожные тарифы выросли на 70 процентов).


Кроме того, ранее полученные угледобывающими предприятиями валютные кредиты на приобретение импортного оборудования для модернизации производства ведут к тому, что предприятия вынуждены перекредитовываться, но уже по более высоким процентным ставкам, что негативно сказывается на их финансовых показателях.


В целом по области убытки предприятий выросли в 2 раза по сравнению с прошлым годом.


Непростая ситуация складывается и в металлургии, цены на сталь снизились на 20 процентов, железную руду - на 46 процентов в сравнении с 2011 годом.


Индекс промышленного производства в 2014 году в целом составил 102,9 процента, но в обрабатывающих производствах уже меньше показателей годичной давности - 99,2 процента, в том числе в металлургии и химии - по 97,7 процента, машиностроении - 75,9 процента.


Специфика региона характеризуется монозависимостью экономики. На территории области находится 24 монотерритории, вошедшие в перечень моногородов из 319 муниципальных образований Российской Федерации. В Кузбассе жителями монотерриторий являются более двух третей населения. Уровень монопрофильности данных территорий составляет от 60 до 90 процентов. В большинстве из них основным видом деятельности является угледобыча.


К наиболее проблемным монотерриториям - "красная зона" - относятся 8 моногородов области (Анжеро-Судженск, Гурьевск, Прокопьевск, Калтан, Киселевск, Юрга, Салаир, Таштагол) с наиболее сложным социально-экономическим положением. В большинстве других монотерриторий (12 из 24) имеются риски ухудшения социально-экономического положения.


Смягчить неблагоприятное воздействие кризисных явлений и стимулировать дальнейшее развитие экономики и социальной сферы позволит реализация мероприятий разработанного и утвержденного распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.02.2015 N 73-р плана по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году и на 2016 - 2017 годы. Указанным планом предусмотрены меры по:


активизации экономического роста, в частности, путем развития производств в рамках плана содействия импортозамещению в Кемеровской области на среднесрочную перспективу, утвержденного распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.01.2015 N 37-р;


поддержке отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, промышленность, топливно-энергетический комплекс и транспорт.


В области организована системная работа по модернизации экономики моногородов: Советом народных депутатов Кемеровской области принят Закон Кемеровской области от 23.07.2013 N 88-ОЗ "О моногородах", разработаны комплексные инвестиционные планы модернизации всех монопрофильных муниципальных образований области, подпрограмма "Модернизация экономики моногородов" государственной программы Кемеровской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса" (постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.09.2013 N 376), законодательно закреплены максимально возможные меры поддержки.