В целях приведения региональной программы "Борьба с онкологическими заболеваниями в Самарской области" на 2019 - 2024 годы в соответствие с рекомендациями проектного комитета по национальному проекту "Здравоохранение", утвержденными протоколом заседания от 19.07.2019 N 2:
1. Внести в распоряжение Губернатора Самарской области от 28.06.2019 N 299-р "Об утверждении региональной программы "Борьба с онкологическими заболеваниями в Самарской области" на 2019 - 2024 годы" следующие изменения:
в региональной программе "Борьба с онкологическими заболеваниями в Самарской области" на 2019 - 2024 годы (далее - программа):
раздел 7.4 "Совершенствование специализированной медицинской помощи" изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему Распоряжению;
раздел 8 "План мероприятий региональной программы "Борьба с онкологическими заболеваниями в Самарской области" на 2019 - 2024 годы" изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему Распоряжению.
2. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на министерство здравоохранения Самарской области.
3. Опубликовать настоящее Распоряжение в средствах массовой информации.
4. Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Самарской области
Д.И.АЗАРОВ
7.4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Для совершенствования специализированной медицинской помощи онкологическим больным в регионе будет проводиться внедрение высокоэффективных хирургических, радиологических, химиотерапевтических методов, в том числе методов инновационной таргетной терапии и таргетной иммунотерапии, а также комбинированных методов лечения больных онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения).
Запланировано переоснащение медицинских организаций, оказывающих помощь больным онкологическими заболеваниями в Самарской области, в соответствии со стандартом оснащения онкологических диспансеров и онкоотделений, установленным приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 915н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "онкология". Предусмотрено приобретение медицинского оборудования и реконструкция двух учреждений региона онкологического профиля - ГБУЗ СОКОД и ГКБ N 5 города Тольятти. Для совершенствования структуры и ресурсного обеспечения этих организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам онкологического профиля в условиях круглосуточного и дневного стационаров, предусмотрено в 2019 году выделение 557,4 млн. руб., в 2020 году - 976,9 млн. руб., в 2021 году - 396,4 млн. руб., в 2022 году - 474,2 млн. руб. и в 2023 и 2024 годах - по 108,7 млн. руб. При этом планируется приобретение 2 компьютерных томографов, 2 магнитно-резонансных томографов, 2 гамма-камер, 4 маммографов, 15 аппаратов ультразвукового исследования, 9 видеогастроскопов, 8 колоноскопов, 8 бронхоскопов, 6 рентгеновских аппаратов, 1 ангиографа, 4 комплектов современного лабораторного оборудования, 3 линейных ускорителей, 1 аппарата для брахитерапии, 7 эндовидеоскопических комплексов и 10 комплектов различного оборудования для операционных (приложение 26).
Вторым мероприятием по совершенствованию специализированной медицинской помощи больным злокачественными новообразованиями, запланированным региональной программой, является финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения. Для проведения этих мероприятий в бюджет Самарской области в 2019 году будет направлено 883,0 млн. руб., в 2020 году - 899,7 млн. руб., в 2021 году - 916,1 млн. руб., в 2022 году - 932,5 млн. руб., в 2023 году - 948,9 млн. руб., в 2024 году - 965,3 млн. руб.
Дополнительное финансирование обеспечит возможность использования современных инновационных лекарственных препаратов, значительно расширив спектр методик молекулярной уточняющей диагностики злокачественных новообразований. В настоящее время в Самарской области на этапе верификации диагноза в лабораторную практику уже вошли диагностические тесты на мутации ключевых онкогенов: EGFR, ALK, ROS1, PD, PDL1 при раке легкого, KRAS и NRAS при колоректальном раке, BRAF6000 при меланоме, MGMT при глиобластомах, HER2neu, ER/PR и BRCA1, BRCA2 при раке молочной железы и яичников.
Колоректальный рак занимает одно из лидирующих мест по заболеваемости, в связи с чем лечение больных данным заболеванием является одной из наиболее актуальных задач. В Самарской области ежегодно регистрируется около 1700 пациентов с диагнозом колоректальный рак. Статистическими данными подтверждается, что пациенты с неоперабельной стадией колоректального рака составляют порядка 30% от всех выявленных случаев. Степень распространенности мутаций KRAS достигает 32,5%, при этом на статус мутации гена KRAS приходится 60% случаев.
Рак трахеи, бронхов, легкого занимает первое место в структуре онкозаболеваемости мужского населения. Ежегодно с диагнозом рак легкого в Самарской области выявляется более 1300 человек. Статистическими данными подтверждается, что пациенты с неоперабельной стадией немелкоклеточного рака легкого составляют порядка 65,4%. При этом только 41% больных с диагнозом рак трахеи, бронхов, легкого находятся под наблюдением 5 и более лет; более чем в 65% случаев диагноз ставится на третьей и четвертой стадиях, только в 73% случаев диагноз подтвержден морфологически. Несмотря на сложность выявления, диагностики и лечения, во многом успех терапии рака легкого зависит от правильности и своевременности организационных и лечебных мероприятий. Одним из путей улучшения результатов терапии злокачественных новообразований является индивидуализация тактики лечения этих больных. Согласно данным клинических исследований, наличие мутаций EGFR (20% от немелкоклеточного рака легкого), мутаций ALK (10 - 15% от немелкоклеточного рака легкого) в опухоли является важным фактором, который необходимо принимать во внимание при выборе терапии пациентов с немелкоклеточным раком легкого.
Рак молочной железы занимает первое место в структуре онкологической заболеваемости и онкологической смертности женского населения в Самарской области. Заболеваемость раком молочной железы в Самарской области в абсолютных числах составила 1750 человек, что составляет 21% от всех вновь выявленных случаев злокачественных новообразований у женщин. Среднегодовой темп прироста составляет 4%. Пациенты с третьей и четвертой стадиями заболевания составили 26,3%, летальность в течение года с момента установления диагноза составила 6,3%. По данным регистра SEER в США пятилетняя выживаемость пациенток с раком молочной железы составила 89,2%, стандартизованный показатель смертности составил 22,6 на 100 тыс. женщин при стандартизованном показателе частоты новых случаев 124,5 на 100 тыс. женщин. Около 70% случаев рака молочной железы, встречающегося у женщин, является гормонозависимым. Продолжительность жизни больных с распространенным гормонозависимым раком молочной железы составляет в среднем 2 - 3 года с момента постановки диагноза метастатического рака молочной железы. Вместе с тем у 25% больных в структуре новых случаев распространенного рака молочной железы выделяют в особую группу HER2-позитивный вариант (из них 50% - HER2-позитивный и гормон-рецептор-позитивный), характеризующийся исключительно неблагоприятным прогнозом течения заболевания (высокая частота и скорость развития отдаленных метастазов, в том числе в центральную нервную систему, что приводит к глубокой инвалидизации больных) и требующий назначения специфической, таргетной терапии.
Меланома кожи составляет около 1,7% от всех выявленных в Самарской области онкологических заболеваний, на ее долю приходится примерно 80% случаев летальных исходов в онкодерматологии, что отражает высокий метастатический потенциал опухоли, ее агрессивное течение и резистентность к стандартной химиотерапии. Метастатическая меланома кожи характеризуется крайне неблагоприятным прогнозом, и, по разным данным, 5-летняя выживаемость при 4 стадии колеблется в пределах 15% - 20%, 10-летняя выживаемость не превышает 10% - 15%. Несмотря на то, что заболеваемость меланомой характерна для всех возрастных групп, в Самарской области отмечается "омоложение" заболеваемости в целом, рост заболеваемости в группах мужчин более старшего возраста и в группе женщин более молодого возраста. Средний возраст на момент диагноза меланомы кожи в Самарской области составляет 53 года, что почти на 10 лет моложе среднего возраста на момент диагностики большинства онкологических заболеваний. В Самарской области ежегодно регистрируется более 260 новых случаев меланомы, из них с подтверждением BRAF-мутации - 32 пациента.
Таким образом, знание статуса мутаций предикторов вышеназванных локализаций злокачественных новообразований позволит более эффективно лечить больных колоректальным раком, раком легкого, молочной железы и больных меланомой.
Для совершенствования патологоанатомической службы и повышения качества проводимых морфологических исследований планируется закупка роботизированной системы гистологической и иммуногистохимической диагностики с архивированием результатов. Автоматизированная система для проведения иммуногистохимических реакций и in situ гибридизации в одном приборе без необходимости переноса материала из одного модуля в другой полностью исключает человеческий фактор при обработке материала, а оснащение фотомикроскопом с функцией автоматического панорамного сканирования и сохранения параметров измерения вместе с изображением в архиве даст возможность удаленного доступа к отсканированным препаратам из любой точки мира с компьютера или мобильного устройства в высочайшем качестве и разрешении, что позволит проводить отдаленные консультации специалистов патологоанатомической службы.
Для гарантирования в процессе оказания медицинской помощи достаточного уровня обеспечения населения лекарственными средствами, предусмотренными стандартами и клиническими рекомендациями АОР и RUSSCO, запланировано:
увеличение количества применяемых схем противоопухолевой лекарственной терапии;
расширение перечня применяемых лекарственных препаратов;
увеличение числа молекулярно-генетических исследований, в том числе расширение перечня исследований, проводимых за счет средств ОМС;
постоянное увеличение объема средств на приобретение лекарственных препаратов;
формирование плана закупок лекарственных препаратов с учетом потребности для исполнения клинических рекомендаций;
ведение постоянного мониторинга сроков поставок химиопрепаратов;
проведение анализа причин несостоявшихся процедур закупок с целью оперативного осуществления повторных процедур закупок для обеспечения исполнения клинических рекомендаций.
Мероприятия по совершенствованию ресурсной базы специализированных подразделений онкослужбы региона позволят в период с 2019 по 2024 год:
увеличить число органосохраняющих операций с 5379 до 7270, эндоскопических - с 2616 по 2850, лапароскопических - с 532 до 940;
увеличить число единиц радиотерапевтического оборудования, число сеансов лучевой терапии с 14800 до 15000, приведя нагрузку на один радиотерапевтический аппарат к нормативной;
повысить долю использования методов конформного лечения на линейных ускорителях с 78,7% до 95%;
увеличить общее число пациентов, получивших лекарственное лечение, с 24248 по 29097;
увеличить количество применяемых схем противоопухолевой лекарственной терапии в круглосуточном стационаре с 175 до 230, в дневном стационаре - с 136 до 176;
расширить перечень применяемых лекарственных препаратов с 57 до 63 наименований, в том числе дорогостоящих на 30 наименований;
обеспечить необходимое число выполнения цитогенетических и молекулярно-генетических исследований для определения мутаций предикторов опухолей, увеличив число пациентов, получающих инновационные лекарственные препараты, с 1502 до 2057;
увеличить число позитронно-эмиссионных томографических исследований с 5000 до 9000;
за счет перераспределения части методик в центры амбулаторной онкологической помощи сократить средний срок уточняющей диагностики с 60 до 23 дней;
за счет оптимизации структуры коечного фонда сократить средний срок ожидания госпитализации с 30 до 14 дней.
Мероприятия по совершенствованию специализированной медицинской помощи в части применения инновационных химиотерапевтических методов лечения позволят:
улучшить показатель выживаемости и качества жизни онкобольных;
снизить показатель смертности.
Контроль соблюдения сроков цикловой химиотерапии и таргетной терапии для предотвращения прогрессирования злокачественных новообразований будет осуществляться в соответствии с Методическими рекомендациями по организации и проведению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказанной пациентам с подозрением на онкологическое заболевание и/или с установленным диагнозом онкологического заболевания, утвержденными Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Своевременность сроков направления пациентов на различные этапы маршрутизации в медицинские организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи, в том числе в федеральные специализированные медицинские организации, будет контролироваться с использованием федеральной информационной системы "Онкология".
7.4.1. Совершенствование системы внутреннего контроля
качества
Мероприятия по совершенствованию внутренней системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ГБУЗ СОКОД проводятся с 2014 года. В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом ГБУЗ СОКОД от 19.02.2014 N 39 о/д "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи" и приказом ГБУЗ СОКОД от 15.06.2018 N 277 "Об организации и проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности ГБУЗ СОКОД" создана единая служба качества учреждения, в состав которой вошли заведующие отделениями, заместители главного врача по лечебной работе и клинико-экспертной работе, председатель и заместитель председателя врачебной комиссии ГБУЗ СОКОД, создан отдел экспертизы качества медицинской помощи, сформированы регистр экспертов и экспертный совет онкологов. Систематизированы мероприятия по управлению качеством медицинской деятельности, установлены индикаторы качества медицинской помощи для подразделений, на регулярной основе проводится мониторинг их исполнения.