Недействующий

Об утверждении муниципальной программы "Охрана окружающей среды на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2020 - 2025 годы (с изменениями на 9 февраля 2024 года)



1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации Программы


Состояние окружающей среды определяется степенью негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на среду жизнедеятельности населения и окружающую среду. В течение более 20 лет город относился к числу городов России с наибольшими уровнями загрязнения воздуха, в 2016 году город Южно-Сахалинск исключен из приоритетного списка городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха, так как зафиксировано значительное снижение концентраций аэрозольных примесей: взвешенных веществ, бенз(а)пирена, сажи, а также формальдегида.


За пятилетний период наблюдается устойчивая тенденция изменения валовых выбросов и концентраций загрязняющих веществ: объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников снизился на 31%, среднегодовые концентрации диоксида серы и сероводорода снизились на 50%, сажи - на 75%, снижение концентраций хрома, цинка, свинца, никеля, марганца, за исключением меди и железа.


Несмотря на некоторые позитивные результаты, многие проблемы в сфере экологии до конца не решены и требуют программного подхода и дополнительных действий.


В целях обеспечения экологической безопасности населения всего города, в течение многих лет осуществляется мониторинг состояния окружающей среды в районе полигона. Мониторинг проводится по всем компонентам окружающей среды, испытывающей негативное воздействие от размещения отходов: атмосферный воздух, поверхностные и грунтовые воды, почва. Реализация мероприятия по мониторингу состояния окружающей среды в районе полигона будет продолжена.


К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, в том числе последствий размещения несанкционированных свалок.


В целях охраны земель на территории озелененных территорий общего пользования городского округа "Город Южно-Сахалинск" необходимо исследовать состояние почв для предотвращения их деградации и восстановления плодородия, а также выявления условий произрастания различных видов растений и разработки мероприятий по сохранности зеленых насаждений в местах отдыха населения.


В период с 2012 - 2019 годы на территории городского округа происходит зарастание земель борщевиком Сосновского. Растение является опасным для людей, вызывая аллергические реакции организма при соприкосновении с ним. Борщевик снижает безопасность среды проживания в городе Южно-Сахалинске, прогноз дальнейшего распространения борщевика показывает, что засоренность борщевиком будет повышаться и становиться источником засорения все больших территорий, прилегающих земель. В декабре 2014 года коды продукции борщевика Сосновского (зеленая масса и семена) исключены из Общероссийского классификатора продукции, с 1 января 2015 года борщевик утратил статус сельскохозяйственной культуры, с декабря 2015 года борщевик Сосновского внесен в Отраслевой классификатор сорных растений Российской Федерации под номером 5506. Поэтому в настоящее время борьба с этим опасным растением приобретает особую актуальность и входит в состав мероприятий по охране земель, предусмотренных Программой.


С целью обеспечения охраны, защиты и развития зеленого фонда города органам местного самоуправления Сахалинской области рекомендовано руководствоваться в работе положениями Стратегии сохранения биологического разнообразия Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 7 июня 2017 года N 263.


В связи с развитием городского округа "Город Южно-Сахалинск", осуществлением строительной и хозяйственной деятельности, зеленые насаждения на территории городского округа вынужденно попадают под снос. На территории городского округа, в том числе в границах города Южно-Сахалинска и других населенных пунктов, произрастают деревья и кустарники, виды которых включены в Красную книгу РФ, Красную книгу Сахалинской области или являются уникальными для зеленого фонда города, и, следовательно, находящиеся под особой охраной. В этой связи первостепенное значение приобретают вопросы их выявления, сохранения и паспортизации, которые продиктованы действующим законодательством.


Основой экологической безопасности и улучшения экологической ситуации является осознанное, ответственное и грамотное отношение к окружающей среде каждого человека и общества в целом. В соответствии со статьей 74 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. Информация о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, а также о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности предоставляется на сайте http://green.yuzhno-sakh.ru/. Процесс формирования экологической культуры очень длительный, поэтому реализация мероприятий по экологическому просвещению остается актуальной.


От активной гражданской позиции населения в решении вопросов охраны окружающей среды и экологической безопасности зависит экологическая ситуация на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск". Пропаганда сохранения и бережного отношения к окружающей среде, экологически безопасного обращения с отходами, привлечение жителей и гостей города к участию в природоохранных мероприятиях являются приоритетными направлениями в сфере охраны окружающей среды.


Для дальнейшего развития информационной системы и повышения уровня экологической культуры населения города в области экологического образования Программой предусмотрены разнообразные формы просветительской, информационной работы.


Отходы производства и потребления относятся к одному из факторов, негативно воздействующих на качество окружающей среды, приводящих к деградации почв, зеленых насаждений, водных и других природных ресурсов. В последние годы в значительной степени возросла антропогенная нагрузка на окружающую среду и, прежде всего, именно в части увеличения отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения города и в результате технологических циклов. Произошло не только количественное, но и качественное изменение состава отходов.


Согласно статье 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. В настоящее время сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, задачами которого являются: реализация Территориальной схемы и мероприятий по обращению с отходами; планирование, регулирование и контроль за обращением с ТКО и вторичными ресурсами в зоне его деятельности; уменьшение количества ТКО и вовлечение их в хозяйственный оборот.