Оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении осуществляется в 12 городах и поселках (г. Алексеевка, г. Белгород, г. Валуйки, г. Губкин, г. Короча, г. Новый Оскол, г. Старый Оскол, г. Шебекино, п. Волоконовка, п. Ивня, п. Ракитное, п. Чернянка) по 136 маршрутам.
В соответствии с действующим законодательством организация транспортного обслуживания по таким маршрутам относится к вопросам местного значения и находится в компетенции муниципальных образований.
Для обслуживания муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городском сообщении администрациями муниципальных районов и городских округов в 2018 году привлечено 64 хозяйствующих субъекта, из них только один является муниципальным (ООО "ЕТК" в городе Белгороде), остальные - относятся к частной форме собственности.
В 2018 году отношение количества перевезенных пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок организациями частной формы собственности к общему количеству перевезенных пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок хозяйствующими субъектами всех форм собственности составляет 86,5 процента.
В 2020 году в целях повышения качества и безопасности оказания услуг по перевозке пассажиров, сокращения времени нахождения пассажиров в пути в городе Белгороде планируется введение новой маршрутной сети.
(абзац введен постановлением Губернатора Белгородской области от 26.11.2020 N 138)
Факторами, сдерживающими развитие конкуренции на указанном рынке, являются:
- необходимость получения лицензии на перевозку пассажиров, выдачу которой осуществляет территориальный отдел автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных перевозок по Белгородской области. Вместе тем, уровень административных барьеров в указанной сфере перевозок пассажиров характеризуется как незначительный (лицензия выдается бессрочно, требования формализованы нормативными правовыми актами), на что указывает высокий удельный вес частных перевозчиков, занятых регулярными перевозками;
- использование регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении, устанавливаемых органами местного самоуправления муниципальных образований области;
- наличие случаев недобросовестной конкуренции со стороны перевозчиков, стремящихся получить преимущества за счет несоблюдения обязательных требований и условий деятельности.
Повышению качества услуг на рынке перевозок пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении препятствует наличие экономических барьеров, связанных с высокими издержками входа на этот рынок, обусловленными необходимостью финансовых вложений в приобретение транспортных средств, а также значительными затратами на их содержание, обслуживание и ремонт.
Задачами развития конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении является развитие сектора частных перевозчиков, направленное на повышение удовлетворенности потребителей качеством услуг, расширение возможности их выбора.
В рамках регионального плана мероприятий запланированы мероприятия, предусматривающие заключение муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок, по результатам торгов, сотрудничество с перевозчиками при установлении регулируемых тарифов, информирование о принятых нормативных актах в сфере транспортного обслуживания, ведение на официальных сайтах администраций муниципальных районов и городских округов реестров муниципальных маршрутов регулярных перевозок и мониторинг пассажиропотока на данных маршрутах, проведение контрольных мероприятий совместно с ГИБДД и территориальным отделом автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных перевозок по Белгородской области в целях исключения случаев недобросовестной конкуренции со стороны перевозчиков, стремящихся получить преимущества за счет несоблюдения обязательных требований и условий деятельности.
Реализация регионального плана мероприятий позволит обеспечить к 1 января 2022 года долю услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности (по объему реализованных на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (городской транспорт) товаров, работ, услуг (количество перевезенных пассажиров) в натуральном выражении организациями частной формы собственности), на уровне 25 процентов.