Недействующий

Об одобрении Прогноза социально-экономического развития Орловской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов



3.1. Общие положения


Прогноз социально-экономического развития Орловской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Прогноз) разработан на основании одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, а также с учетом приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р; прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации; указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", и задач, поставленных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.


Прогноз разработан по Орловской области в целом и в разрезе муниципальных образований. Параметры Прогноза учитывают приоритеты Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2035 года, утвержденной постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 21 декабря 2018 года N 31/823-ОС "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2035 года", итоги социально-экономического развития Орловской области за 7 месяцев текущего года, тенденции мировой и российской экономики.


При разработке Прогноза были использованы общероссийские сценарные условия, макроэкономические показатели и индексы-дефляторы, одобренные Правительством Российской Федерации, информация Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, предложения органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области, сведения о финансово-экономических показателях деятельности предприятий и организаций - основных налогоплательщиков региона.


В качестве основного варианта для разработки параметров федерального и региональных бюджетов на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов Министерством экономического развития Российской Федерации предложен базовый сценарий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, в который заложены предпосылки полной реализации разработанного Правительством Российской Федерации комплекса мер, направленных на обеспечение ускорения темпов экономического роста и улучшение демографической ситуации.


В соответствии со сценарными условиями, основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемыми изменениями цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе на период до 2024 года, разработанными Минэкономразвития России, предполагается, что слабость внутреннего спроса в первом полугодии текущего года на фоне жесткой бюджетной и денежно-кредитной политики обеспечат низкие темпы инфляции в ближайшие месяцы, что в целом приведет к ее снижению до 4,3% в декабре 2019 года после прохождения пикового значения 5,3% в марте относительно декабря 2018 года. В 2020 году ожидается снижение инфляции до 3,8%, при этом в начале года она приблизится к 3,5%. В дальнейшем инфляция прогнозируется на целевом уровне 4%.


Рост валового внутреннего продукта Минэкономразвития России в целом по году оценивается на уровне 1,3%. В 2020 году ожидается ускорение роста экономики до 2,0%, а начиная с 2021 года, - до уровня выше 3%.


В 2019 году положительный вклад в рост валового внутреннего продукта продолжат вносить рост потребительского спроса и рост инвестиций в основной капитал. В 2019 году замедлится рост потребления домашних хозяйств вследствие временного замедления темпов роста заработных плат и сохранения слабой динамики роста доходов населения. Начиная с 2020 года, главным фактором экономического роста станет повышение темпов роста инвестиций в основной капитал.


Начиная с 2020 года, Минэкономразвития России ожидает существенное увеличение инвестиционной активности. Ускорению роста инвестиций в основной капитал будет способствовать комплекс мер экономической политики, предусматривающий работу по трем ключевым направлениям:


во-первых, создание условий для роста частных инвестиций с помощью общесистемных мер, включая стабильные налоговые условия, предсказуемое тарифное регулирование, реформу контроля и надзора, снижение доли государства в экономике и повышение его эффективности, создание внутренних финансовых ресурсов для инвестиций, улучшение инвестиционного климата. Соответствующие меры реализуются в рамках системной части Плана действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и увеличению до 25% их доли в валовом внутреннем продукте;


во-вторых, стимулирование инвестиций в отраслях экономики с помощью отраслевых мер, включающих налоговые льготы, механизмы субсидирования, изменения в отраслевом регулировании;


в-третьих, эффективная реализация инвестиционных проектов с государственным участием.


В этих условиях темп роста инвестиций в основной капитал в 2020 году прогнозируется на уровне 7,0%, в 2021 году - 6,3%, в 2022 году - 5,8%.


В прогнозном периоде сохранение экономического роста, дальнейшее развитие экономики и соответствующий рост потребности в трудовых ресурсах приведут к повышению уровня участия населения в рабочей силе, с одной стороны, с другой - снижению уровня безработицы. Кроме того, постепенное устранение барьеров, затрудняющих движение рабочей силы, в том числе за счет сокращения времени поиска работы в результате широкого распространения и активного использования интернет-технологий, будет способствовать снижению безработицы за счет сокращения ее естественного уровня. В результате уровень безработицы может снизиться с 4,8% в 2018 году до 4,6% в 2022 году.


Устойчивый рост заработной платы в прогнозируемом периоде будет достигаться путем реализации мер, проводимых в целях решения задач, поставленных указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", направленных на обеспечение роста производительности труда в экономике, которые предусматривают повышение квалификации работников как высвобождаемых из неэффективных производств, так и вновь поступающих на рынок труда с учетом необходимости обеспечения потребности экономики соответствующими высококвалифицированными кадрами, которые будут трудоустраиваться на создаваемые высокооплачиваемые высокопроизводительные рабочие места. Указанные тенденции будут способствовать положительной динамике заработной платы во внебюджетном секторе, где рост производительности труда является одним из определяющих факторов роста показателя.