КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 сентября 2019 года N 790


О реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан

(с изменениями на 5 июля 2024 года)

(в ред. Постановлений КМ РТ от 24.02.2020 N 134, от 23.06.2023 N 745, от 27.07.2023 N 892, от 22.01.2024 N 23, от 05.07.2024 N 528)



В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 1839-р "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года" и постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 N 1023 "Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014 - 2025 годы" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


1. Принять предложение Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан о реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан: в муниципальном образовании г. Казани, муниципальном образовании г. Набережные Челны, Альметьевском, Высокогорском, Елабужском, Зеленодольском, Нижнекамском и Тукаевском муниципальных районах.


(в ред. Постановления КМ РТ от 23.06.2023 N 745)


2. Утвердить прилагаемые:


Порядок оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан;


перечень организаций - поставщиков услуг ранней помощи, участвующих в реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан.


3. Создать информационную подсистему "Ранняя помощь" в Государственной информационной системе "Социальный регистр населения Республики Татарстан".


4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.



Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утвержден
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 6 сентября 2019 г. N 790



ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ УСЛУГ РАННЕЙ ПОМОЩИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

(в ред. Постановлений КМ РТ от 24.02.2020 N 134, от 27.07.2023 N 892, от 22.01.2024 N 23)


I. Общие положения


1.1. Порядок оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан (далее - Порядок) разработан в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 1839-р "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года" (далее - Концепция), постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 N 1023 "Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014 - 2025 годы".


Порядок определяет цель, основные задачи, этапы оказания услуг ранней помощи, регламент межведомственного взаимодействия органов и организаций, являющихся участниками оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан.


1.2. Для целей Порядка применяются следующие понятия:


дети целевой группы - дети от нуля до трех лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска;


дети группы риска - дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении;


ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей) ребенка.


Иные понятия, используемые в Порядке, применяются в том же значении, что и в Концепции.



II. Цель оказания услуг ранней помощи, целевые группы и их права, основные задачи и принципы


2.1. Целью оказания услуг ранней помощи является создание условий, обеспечивающих раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптацию детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы на основе межведомственного взаимодействия.


2.2. К целевым группам (далее также - получатели услуг ранней помощи) относятся:


2.2.1. Дети (далее также - ребенок) в возрасте от нуля до трех лет, относящиеся к категории:


дети-инвалиды;


дети, не имеющие статуса "ребенок-инвалид", у которых выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевания, приводящие к нарушениям функций организма, или выявлена задержка развития;


дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, в том числе дети из группы социального риска;


дети, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребенка.


2.2.2. Родители (законные представители) ребенка и другие лица, непосредственно ухаживающие за ребенком из числа детей, указанных в пункте 2.2.1 настоящего Порядка (далее также - родители (законные представители, семья) ребенка.


2.3. Получатели услуг ранней помощи имеют право на:


получение всех мероприятий по оказанию услуг ранней помощи, указанных в индивидуальной программе ранней помощи (далее - индивидуальная программа);


защиту персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";


получение услуг ранней помощи в тех естественных жизненных ситуациях, в которые ребенок вовлечен;


получение услуг ранней помощи ребенком с опорой на его ресурсы функционирования и его интересы;


обеспечение поддерживающих влияний среды при получении услуг ранней помощи ребенком с учетом специфики ограничений его жизнедеятельности;


получение родителями (законными представителями) ребенка и другими лицами, непосредственно ухаживающими за ребенком, информации о перечне услуг ранней помощи и перечне организаций, оказывающих услуги ранней помощи;


участие родителей (законных представителей) ребенка и других лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в оценочных процедурах, в составлении индивидуальной программы, ее реализации, во внесении изменений, в промежуточной, итоговой оценке эффективности индивидуальной программы;


получение родителями (законными представителями) ребенка и другими лицами, непосредственно ухаживающими за ребенком, открытой информации о ходе и результатах их проведения.


2.4. Основными задачами при оказании услуг ранней помощи являются:


улучшение жизнедеятельности детей целевой группы в естественных жизненных ситуациях;


повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями (законными представителями), другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами;


повышение компетентности родителей (законных представителей) и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;


включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и его семьи.


2.5. Услуги ранней помощи предоставляются при соблюдении следующих принципов:


бесплатности (услуги ранней помощи предоставляются без взимания платы с родителей (законных представителей) ребенка);


доступности (услуги ранней помощи доступны для детей целевой группы и их семей);


регулярности (услуги ранней помощи в рамках индивидуальной программы предоставляются детям целевой группы и их семьям на регулярной основе в течение всего времени ее действия);


открытости (информация об услугах ранней помощи открыта для родителей (законных представителей) ребенка);


семейно-центрированности (содействие вовлечению родителей (законных представителей) ребенка и других лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в процесс ранней помощи, в том числе участие в оценочных процедурах, в составлении и реализации индивидуальной программы, а также в оценке ее эффективности);


индивидуальности (услуги ранней помощи предоставляются в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка и семьи);


функциональной направленности (услуги ранней помощи направлены на формирование компетенций ребенка в естественных жизненных ситуациях);


естественности (услуги ранней помощи оказываются преимущественно в естественных жизненных ситуациях);


этичности (услуги ранней помощи предоставляются детям целевой группы и их семьям в уважительной манере, с учетом их индивидуальных, семейных, религиозных и этнокультурных особенностей, ценностей, установок, мнений, приоритетов);


командной работы (услуги ранней помощи предоставляются командой специалистов из разных областей знаний о ребенке и семье);


компетентности (услуги ранней помощи предоставляются специалистами, имеющими необходимую квалификацию и соответствующие компетенции в области ранней помощи);


научной обоснованности (при оказании услуг ранней помощи специалисты используют научно обоснованные методы и технологии ранней помощи).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»