(с изменениями на 5 июля 2024 года)
(в ред. Постановлений КМ РТ от 24.02.2020 N 134, от 23.06.2023 N 745, от 27.07.2023 N 892, от 22.01.2024 N 23, от 05.07.2024 N 528)
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 1839-р "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года" и постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 N 1023 "Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014 - 2025 годы" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Принять предложение Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан о реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан: в муниципальном образовании г. Казани, муниципальном образовании г. Набережные Челны, Альметьевском, Высокогорском, Елабужском, Зеленодольском, Нижнекамском и Тукаевском муниципальных районах.
(в ред. Постановления КМ РТ от 23.06.2023 N 745)
2. Утвердить прилагаемые:
Порядок оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан;
перечень организаций - поставщиков услуг ранней помощи, участвующих в реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан.
3. Создать информационную подсистему "Ранняя помощь" в Государственной информационной системе "Социальный регистр населения Республики Татарстан".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ УСЛУГ РАННЕЙ ПОМОЩИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
(в ред. Постановлений КМ РТ от 24.02.2020 N 134, от 27.07.2023 N 892, от 22.01.2024 N 23)
1.1. Порядок оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан (далее - Порядок) разработан в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 1839-р "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года" (далее - Концепция), постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 N 1023 "Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014 - 2025 годы".
Порядок определяет цель, основные задачи, этапы оказания услуг ранней помощи, регламент межведомственного взаимодействия органов и организаций, являющихся участниками оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан.
1.2. Для целей Порядка применяются следующие понятия:
дети целевой группы - дети от нуля до трех лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска;
дети группы риска - дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении;
ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей) ребенка.
Иные понятия, используемые в Порядке, применяются в том же значении, что и в Концепции.
2.1. Целью оказания услуг ранней помощи является создание условий, обеспечивающих раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптацию детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы на основе межведомственного взаимодействия.
2.2. К целевым группам (далее также - получатели услуг ранней помощи) относятся:
2.2.1. Дети (далее также - ребенок) в возрасте от нуля до трех лет, относящиеся к категории:
дети-инвалиды;
дети, не имеющие статуса "ребенок-инвалид", у которых выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевания, приводящие к нарушениям функций организма, или выявлена задержка развития;
дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, в том числе дети из группы социального риска;
дети, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребенка.
2.2.2. Родители (законные представители) ребенка и другие лица, непосредственно ухаживающие за ребенком из числа детей, указанных в пункте 2.2.1 настоящего Порядка (далее также - родители (законные представители, семья) ребенка.
2.3. Получатели услуг ранней помощи имеют право на:
получение всех мероприятий по оказанию услуг ранней помощи, указанных в индивидуальной программе ранней помощи (далее - индивидуальная программа);
защиту персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";
получение услуг ранней помощи в тех естественных жизненных ситуациях, в которые ребенок вовлечен;
получение услуг ранней помощи ребенком с опорой на его ресурсы функционирования и его интересы;
обеспечение поддерживающих влияний среды при получении услуг ранней помощи ребенком с учетом специфики ограничений его жизнедеятельности;
получение родителями (законными представителями) ребенка и другими лицами, непосредственно ухаживающими за ребенком, информации о перечне услуг ранней помощи и перечне организаций, оказывающих услуги ранней помощи;
участие родителей (законных представителей) ребенка и других лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в оценочных процедурах, в составлении индивидуальной программы, ее реализации, во внесении изменений, в промежуточной, итоговой оценке эффективности индивидуальной программы;
получение родителями (законными представителями) ребенка и другими лицами, непосредственно ухаживающими за ребенком, открытой информации о ходе и результатах их проведения.
2.4. Основными задачами при оказании услуг ранней помощи являются:
улучшение жизнедеятельности детей целевой группы в естественных жизненных ситуациях;
повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями (законными представителями), другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами;
повышение компетентности родителей (законных представителей) и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и его семьи.
2.5. Услуги ранней помощи предоставляются при соблюдении следующих принципов:
бесплатности (услуги ранней помощи предоставляются без взимания платы с родителей (законных представителей) ребенка);
доступности (услуги ранней помощи доступны для детей целевой группы и их семей);
регулярности (услуги ранней помощи в рамках индивидуальной программы предоставляются детям целевой группы и их семьям на регулярной основе в течение всего времени ее действия);
открытости (информация об услугах ранней помощи открыта для родителей (законных представителей) ребенка);
семейно-центрированности (содействие вовлечению родителей (законных представителей) ребенка и других лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в процесс ранней помощи, в том числе участие в оценочных процедурах, в составлении и реализации индивидуальной программы, а также в оценке ее эффективности);
индивидуальности (услуги ранней помощи предоставляются в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка и семьи);
функциональной направленности (услуги ранней помощи направлены на формирование компетенций ребенка в естественных жизненных ситуациях);
естественности (услуги ранней помощи оказываются преимущественно в естественных жизненных ситуациях);
этичности (услуги ранней помощи предоставляются детям целевой группы и их семьям в уважительной манере, с учетом их индивидуальных, семейных, религиозных и этнокультурных особенностей, ценностей, установок, мнений, приоритетов);
командной работы (услуги ранней помощи предоставляются командой специалистов из разных областей знаний о ребенке и семье);
компетентности (услуги ранней помощи предоставляются специалистами, имеющими необходимую квалификацию и соответствующие компетенции в области ранней помощи);
научной обоснованности (при оказании услуг ранней помощи специалисты используют научно обоснованные методы и технологии ранней помощи).