Действующий

Об утверждении Стратегии развития здравоохранения Свердловской области до 2035 года



СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ ИЗДЕЛИЯМИ, А ТАКЖЕ ВСЕГО ЦИКЛА ОБРАЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОДУКЦИИ


Стратегически важной задачей здравоохранения является повышение территориальной доступности лекарственной помощи за счет создания условий для развития разветвленной сети организаций, осуществляющих лекарственное обеспечение населения и медицинских организаций. В 2018 году данная сеть в Свердловской области включала 1885 аптечных организаций разных форм собственности, в том числе 1145 аптек, 740 организаций мелкорозничной сети (аптечных пунктов и киосков), 75 индивидуальных предпринимателей (далее - аптечные организации). В сельских населенных пунктах, где отсутствуют аптечные организации, лекарственное обеспечение населения осуществляли 110 обособленных подразделений медицинских организаций (фельдшерско-акушерские пункты, общие врачебные практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности. На территории Свердловской области работали 89 предприятий оптовой торговли.


На доступность лекарственной помощи оказывает влияние их стоимость, которая ниже у препаратов отечественного производства. Доля затрат на лекарственные препараты для лечения сахарного диабета, бронхиальной астмы, онкологии, эпилепсии и глаукомы с 2017 года составляет более 90% от общего объема финансирования областной программы "Доступные лекарства", также с 2017 года выросла доля отпуска препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. В Свердловской области производство лекарственных препаратов, в том числе для лечения сахарного диабета, болезней системы кровообращения, осуществляют 8 региональных заводов-производителей, что имеет важное стратегическое значение. Благодаря закупкам преимущественно отечественных препаратов Свердловская область входит в первую десятку субъектов Российской Федерации, закупающих наибольшее количество препаратов по минимальным ценам. Задачей, стоящей перед здравоохранением, является усиление импортозамещения при формировании заявок на закупки лекарственных препаратов.


Дальнейшее развитие в Свердловской области высокотехнологичной медицинской помощи предопределяет рост количества операций по трансплантации органов и тканей. В связи с этим задачей, стоящей перед здравоохранением Свердловской области, является совершенствование и повышение оперативности работы по формированию регистра по федеральной программе "7 нозологий", в рамках которой проводится централизованная на уровне Министерства здравоохранения Российской Федерации закупка лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей.


В целях рационального расходования средств областного бюджета, снижения межмуниципальной дифференциации, повышения доступности и качества лекарственного обеспечения пациентов в государственных медицинских организациях Свердловской области Министерством здравоохранения Свердловской области проводятся мероприятия по организации совместных аукционов на закупку лекарственных препаратов. Для указанных целей сформирована номенклатура наиболее востребованных в лечебном процессе препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяемых в рамках Программы государственных гарантий. При формировании номенклатуры использованы результаты анализа мониторинга закупок лекарственных препаратов медицинскими организациями Свердловской области. Регламент взаимодействия участников совместных аукционов на закупку лекарственных препаратов утвержден Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 14.11.2016 N 2048-п "Об утверждении Регламента взаимодействия участников совместных аукционов на закупку лекарственных препаратов". Система организации совместных аукционов показала высокую экономическую эффективность. С учетом положительного опыта проведения аукционов принято решение о дальнейшем проведении совместных аукционов с расширением номенклатуры лекарственных препаратов.


В целях обеспечения эффективного контроля качества лекарственных средств, находящихся в обращении, и борьбы с их фальсификацией с 2017 года реализуется проект внедрения автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки (кодификации) и идентификации упаковок лекарственных средств.


С 1 января 2020 года все лекарственные препараты, производимые на территории Российской Федерации и ввозимые на территорию Российской Федерации, будут промаркированы контрольными идентификационными знаками. Для внедрения системы маркировки принят Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 28.12.2017 N 2467-п "О введении в эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя на территории Свердловской области".


В целях совершенствования системы лекарственного обеспечения Свердловской области в период 2018 - 2020 годов Министерством здравоохранения Свердловской области планируется:


1) продолжить формирование системы рационального использования качественных лекарственных препаратов для медицинского применения;


2) наращивать объем использования лекарственных препаратов отечественного производства для обеспечения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по лекарственному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации (в 2017 году данный показатель составил 79%);


3) повышать полноту сбора и анализа информации о качестве лекарственных средств, поступивших в обращение в медицинские и аптечные организации государственной и муниципальной форм собственности Свердловской области (в 2017 году данный показатель составил 75,9%);


4) повышать доступность лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях (уровень удовлетворенности спроса на лекарственные препараты по категориям граждан, подлежащих социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в 2016 году составил 99,9%);


5) обеспечить плановое поэтапное внедрение системы маркировки лекарственных препаратов для всех участников цикла обращения лекарственных препаратов (производители, оптовые фармацевтические организации, аптечные организации, медицинские организации) для более эффективного контроля качества лекарственных средств, снижения неэффективных расходов средств областного бюджета, контроля адресности движения препаратов, оперативного планирования и управления запасами лекарственных препаратов.


Потребность учреждений здравоохранения Свердловской области в приобретении медицинского оборудования остается высокой. Сохраняется необходимость в обновлении оборудования для лучевой и ультразвуковой диагностики, эндоскопического и реанимационного оборудования. В планах Министерства здравоохранения Свердловской области на 2019 год организация как крупных централизованных закупок высокотехнологичного оборудования, так и предоставление субсидий подведомственным учреждениям здравоохранения на модернизацию и дооснащение материально-технической базы.


В рамках реализации программы развития онкологической медицинской помощи предусмотрено приобретение 79 единиц высокотехнологичного специализированного медицинского оборудования и лекарственных средств. С целью развития онкологической службы реализуется инвестиционный проект "Создание центра ядерной медицины для диагностики и лечения онкологических заболеваний на территории Свердловской области", который включает в себя создание центра радиохирургии, а также строительство циклотронно-радиохимического комплекса и корпуса радионуклидной терапии.