Действующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 сентября 2019 года N 370


Об утверждении Государственной программы Республики Мордовия "Комплексное развитие сельских территорий"

(с изменениями на 1 апреля 2021 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 06.12.2019 N 490, от 16.12.2019 N 504, от 16.04.2020 N 225, от 30.04.2020 N 267, от 19.05.2020 N 287, от 30.06.2020 N 386, от 29.07.2020 N 430, от 31.08.2020 N 509, от 30.09.2020 N 566, от 30.11.2020 N 636, от 30.12.2020 N 721, от 01.04.2021 N 133)




Правительство Республики Мордовия постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Мордовия "Комплексное развитие сельских территорий" (далее - Государственная программа).


2. Объемы финансирования мероприятий Государственной программы подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Мордовия.


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.



Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 5 сентября 2019 г. N 370



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ"

(в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 06.12.2019 N 490, от 16.12.2019 N 504, от 16.04.2020 N 225, от 30.04.2020 N 267, от 19.05.2020 N 287, от 30.06.2020 N 386, от 29.07.2020 N 430, от 31.08.2020 N 509, от 30.09.2020 N 566, от 30.11.2020 N 636, от 30.12.2020 N 721, от 01.04.2021 N 133)




ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ"

Наименование Государственной программы

Государственная программа Республики Мордовия "Комплексное развитие сельских территорий" (далее - Государственная программа)

Ответственный исполнитель Государственной программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Участники Государственной Программы

Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия,

Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия

(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 16.04.2020 N 225)

Подпрограммы Государственной программы

подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения";

подпрограмма "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях";

подпрограмма "Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях"

Цели Государственной программы

цель 1 - сохранение доли сельского населения в общей численности населения Республики Мордовия на уровне не менее 30% в 2025 г.;

в 2017 году (базовый год) - 37%;

в 2020 году - 35%;

в 2021 году - 34%;

в 2022 году - 33%;

в 2023 году - 32%;

в 2024 году - 31%;

в 2025 году - 30%

цель 2 - достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 100% в 2025 г.;

в 2017 году (базовый год) - 94,5%;

в 2020 году - 95%;

в 2021 году - 96%;

в 2022 году - 97%;

в 2023 году - 98%;

в 2024 году - 99%;

в 2025 году - 100%

цель 3 - повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50% в 2025 г.;

в 2017 году (базовый год) - 24,7%;

в 2020 году - 27%;

в 2021 году - 30%;

в 2022 году - 35%;

в 2023 году - 40%;

в 2024 году - 45%;

в 2025 году - 50%

Задачи Государственной программы

улучшение жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, а также ипотечного кредитования;

обеспечение создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности за счет:

- развития инженерной инфраструктуры на сельских территориях;

- развития социальной инфраструктуры на сельских территориях;

- развития транспортной инфраструктуры на сельских территориях;

- благоустройства сельских территорий;

содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами

Целевые индикаторы и показатели Государственной программы

ввод жилых помещений (жилых домов) для граждан, проживающих на сельских территориях - 7,8 тыс. кв. метров жилья;

ввод жилых помещений (жилых домов), предоставляемых на условиях найма гражданам, проживающим на сельских территориях - 8,4 тыс. кв. метров жилья;

предоставление 1450 жилищных (ипотечных) кредитов (займов) гражданам, для строительства (приобретения) жилых помещений (жилых домов) на сельских территориях;

реализация 21 проекта по обустройству инженерной инфраструктурой и благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку;

ввод в действие 18,7 км распределительных газовых сетей;

ввод в действие 127,9 км локальных водопроводов;

реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в 2 населенных пунктах;

ввод в эксплуатацию 41,5 км автомобильных дорог;

реализация 334 общественно значимых проектов по благоустройству территорий; реализация 25 инициативных проектов комплексного развития сельских территорий

(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 30.12.2020 N 721)

Этапы и сроки реализации Государственной программы

1 января 2020 - 31 декабря 2025 года

Объемы финансирования Государственной программы

общий объем финансирования Государственной программы составит: за счет всех источников финансирования - 15340745,5 тыс. рублей, в том числе:

2020 год - 1177721,7 тыс. рублей,

2021 год - 819891,2 тыс. рублей,

2022 год - 518333,7 тыс. рублей,

2023 год - 352848,5 тыс. рублей,

2024 год - 5978421,6 тыс. рублей,

2025 год - 6493528,8 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 14117273,6 тыс. рублей, в том числе:

2020 год - 809207,2 тыс. рублей,

2021 год - 601281,7 тыс. рублей,

2022 год - 451166,7 тыс. рублей,

2023 год - 294918,0 тыс. рублей,

2024 год - 5728700,0 тыс. рублей,

2025 год - 6232000,0 тыс. рублей,

за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 705819,5 тыс. рублей, в том числе:

2020 год - 296469,8 тыс. рублей,

2021 год - 86927,4 тыс. рублей,

2022 год - 24982,7 тыс. рублей,

2023 год - 21793,9 тыс. рублей,

2024 год - 132687,1 тыс. рублей,

2025 год - 142958,6 тыс. рублей,

за счет средств местных бюджетов - 112377,2 тыс. рублей, в том числе:

2020 год - 5365,3 тыс. рублей,

2021 год - 84004,3 тыс. рублей,

2022 год - 1790,3 тыс. рублей,

2023 год - 1611,8 тыс. рублей,

2024 год - 9525,4 тыс. рублей,

2025 год - 10080,1 тыс. рублей, внебюджетные источники - 405275,2 тыс. рублей, в том числе:

2020 год - 66679,4 тыс. рублей,

2021 год - 47677,8 тыс. рублей,

2022 год - 40394,0 тыс. рублей,

2023 год - 34524,8 тыс. рублей,

2024 год - 107509,1 тыс. рублей,

2025 год - 108490,1 тыс. рублей, в том числе:

по подпрограмме "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" составляет 1541589,7 тыс. рублей;

по подпрограмме "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" составляет 13799155,8 тыс. рублей.

Объем финансирования Государственной программы подлежит ежегодному уточнению, исходя из реальных возможностей бюджетов всех уровней

(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 30.12.2020 N 721)

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

улучшение жилищных условий 1640 семей;

создание необходимой инженерной инфраструктуры под строительство 1000 домов на сельских территориях;

повышение уровня инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности:

газом - с 83,1% (2018 год) до 84%;

водой - с 60,8% (2018 год) до 62%;

комплексное обустройство площадок под компактную жилищную застройку в 2 населенных пунктах, расположенных в сельской местности;

повышение гражданской активности и участия граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, некоммерческих и общественных организаций, муниципальных образований в реализации:

- 334 общественно значимых проектов по благоустройству территорий;

- 25 инициативных проектов комплексного развития сельских территорий

(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 30.12.2020 N 721)



Введение


Государственная программа разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина по итогам рабочей поездки в Ставропольский край 9 октября 2018 г. N Пр-2014, на основании Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. N 234.


Главным приоритетом Государственной программы является особое внимание социальному и инфраструктурному развитию сельских территорий, решение которого должно качественно изменить жизнь сельских жителей, приблизить условия проживания в сельской местности к уровню городов.


Государственная программа определяет цели, задачи и направления комплексного развития сельских территорий, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.



Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ДО 2025 ГОДА


Развитие Республики Мордовия на современном этапе характеризуется увеличением внимания со стороны государства к комплексному развитию сельских территорий.


Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, комплексному развитию сельских территорий, предусмотренной Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р, Стратегией пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-З "О стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в республике, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для комплексного развития сельских территорий путем:


повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;


повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;


повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;


улучшения демографической ситуации;


развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.



Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ


В ходе экономических преобразований в аграрной сфере сформирован и планово увеличивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста. Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости является стратегической задачей государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".


Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности республиканского аграрного сектора экономики во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе: более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров нового формата и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села.


Основными причинами сложившейся в течение нескольких десятилетий неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильных дорог в сельской местности, преобладание дотационности бюджетов на уровне сельских поселений, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.


В результате на селе сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, прогрессирует обезлюдение сельских территорий, преобладает низкий уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры, автомобильных дорог. Этому способствует также крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.


Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2 - 3 раза ниже городского уровня.


Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.


Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.


Для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий и создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства Правительством Республики Мордовия было принято решение усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.


Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях перехода от программно-целевого метода к проектному подходу решения имеющихся на сельских территориях экономических, социальных и экологических задач посредством широкого спектра финансовых инструментов, основными из которых будут выступать концессионные соглашения, контракты жизненного цикла, инструменты по защите и поощрение капиталовложений.


Показателем результативности использования программно-целевого подхода являются позитивные изменения в комплексном развитии сельских территорий в ходе реализации приоритетных национальных проектов "Развитие агропромышленного комплекса", "Образование", "Здоровье", Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 7 марта 2008 г. N 79, Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 г. N 404, Республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 декабря 2002 г. N 620, Государственной программы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 сентября 2013 г. N 373 (далее - Программы), которые создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских территорий, способствовали повышению занятости и доходов сельского населения, решению вопросов улучшения их жилищных условий и социальной среды обитания.


В 2003 - 2019 годах на реализацию программных мероприятий выделено 11,1 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 4,5 млрд. рублей, республиканского бюджета - 3,7 млрд. рублей, местных бюджетов и внебюджетных источников - 2,9 млрд. рублей.


(часть одиннадцатая в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 16.04.2020 N 225)


За счет всех источников финансирования по итогам реализации Программ жилищные условия улучшили 4,5 тыс. сельских семей, в том числе 2,8 тыс. молодых семей и молодых специалистов.


(часть двенадцатая в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 16.04.2020 N 225)


В результате реализации программных мероприятий по сравнению с 2006 годом значительно улучшилось инженерное обустройство жилищного фонда: уровень газификации увеличился с 77 до 83,1%, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой с 35 до 60,8 процента.


Расширена сеть учреждений социальной сферы, на селе построено:


6 общеобразовательных школ на 1320 ученических мест;


8 детских садов на 400 мест;


11 социальных центров (домов культуры) на 2000 мест;


более 20 спортивных сооружений, в том числе дворец спорта с бассейном;


открыты фельдшерско-акушерские пункты в количестве 55 единиц,


(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 16.04.2020 N 225)