В соответствии с Законом Пензенской области от 12.09.2006 N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, проживающих на территории Пензенской области" (с последующими изменениями), Законом Пензенской области от 22.12.2006 N 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Пензенской области от 27.05.2013 N 369-пП "О мерах по реализации статьи 5 Закона Пензенской области от 12.09.2006 N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" (с последующими изменениями)" (далее - постановление) следующие изменения:
1.1. пункт 1 постановления дополнить подпунктом 1.8 следующего содержания:
"1.8. Порядок осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими.";
1.2. дополнить постановление Порядком осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими, утвердив его согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы общего и профессионального образования.
Губернатор
Пензенской области
И.А.БЕЛОЗЕРЦЕВ
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И СОХРАННОСТЬЮ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, НАНИМАТЕЛЯМИ ИЛИ ЧЛЕНАМИ СЕМЕЙ НАНИМАТЕЛЕЙ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ЛИБО СОБСТВЕННИКАМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НАДЛЕЖАЩЕГО САНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, А ТАКЖЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА РАСПОРЯЖЕНИЕМ ИМИ
1.1. Настоящий Порядок определяет механизм осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области, наделенных отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству (далее - уполномоченные органы местного самоуправления) контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее соответственно - жилые помещения, дети-сироты), обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими (далее - контроль за жилыми помещениями).
1.2. Контроль за жилыми помещениями осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в целях:
1) предотвращения совершения сделок по обмену или отчуждению жилого помещения без предварительного разрешения органа опеки и попечительства, а в случае совершения незаконных сделок - принятия мер к признанию их недействительными;
2) установления (признания) статуса несовершеннолетнего как члена (бывшего члена) семьи нанимателя по договору социального найма, имеющего право пользования жилым помещением;
3) предотвращения проживания в жилом помещении лиц, не имеющих на то законных оснований;
4) обеспечения установления (признания) прав детей-сирот на жилое помещение;
5) обеспечения использования жилого помещения по назначению, в том числе осуществления оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги;
6) обеспечения эффективного использования жилых помещений на период временного отсутствия детей-сирот с выгодой для них, в том числе посредством предоставления жилого помещения на условиях договоров поднайма и найма жилого помещения;
7) обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, соблюдения требований пожарной безопасности и экологических требований;
8) предотвращения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в нарушение установленного порядка, выполнения в жилом помещении работ или совершения других действий, приводящих к его порче;
9) принятия в случае необходимости мер по признанию в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания;
10) обеспечения мер и оказания содействия законным представителям по перерасчету размера платы за жилое помещение и отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия детей-сирот в жилом помещении;
11) расселения из комнаты (комнат) коммунальной квартиры лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
12) обеспечения выселения их жилых помещений бывших членов семьи, лиц, утративших право пользования жилым помещением, посторонних лиц, граждан, нарушающих нормы жилищного законодательства и условия пользования жилым помещением.
1.3. Контроль за жилыми помещениями осуществляется:
в отношении жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, до момента возвращения в них детей-сирот по окончании попечительства либо, если проживание в жилом помещении признано невозможным, до предоставления указанным лицам жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения;
в отношении жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот до их совершеннолетия либо приобретения ими дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
1.4. Обеспечение сохранения жилых помещений за детьми-сиротами осуществляется на весь период пребывания их в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
1.5. В случае если выявляются жилые помещения, указанные в пункте 1.1 настоящего Порядка, которые не были выявлены до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченный орган местного самоуправления обязан произвести учет таких помещений в срок не позднее десяти дней со дня поступления информации.
1.6. Контроль за жилыми помещениями осуществляется путем проведения:
плановой проверки за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также за осуществления контроля за распоряжением ими (далее - использование и сохранность жилых помещений) - один раз в год в соответствии с планом проведения плановых проверок использования, сохранности жилых помещений, обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по форме согласно приложению N 1 к настоящему порядку, утверждаемым руководителем уполномоченного органа местного самоуправления не позднее 20 декабря года, предшествующему году проведения проверок;
внеплановой проверки использования и сохранности жилых помещений на основании поступившей в уполномоченный орган местного самоуправления информации о нарушении использования и сохранности жилых помещений в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления данной информации.
В случае поступления информации о нарушениях требований к использованию, обеспечению сохранности и надлежащего санитарного и технического состояния жилого помещения, распоряжению жилым помещением от юридических лиц или граждан, от государственных органов, органов местного самоуправления, из средств массовой информации и других источников, - уполномоченный орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления указанной информации принимает решение в форме правового акта о проведении внеплановой проверки жилых помещений с указанием даты ее проведения.
1.7. Плановые и внеплановые проверки (далее - проверки) жилого помещения организует и проводит уполномоченный орган местного самоуправления с участием законных представителей детей-сирот, представителя органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом (в отношении муниципальных жилых помещений), представителей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, представителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представителей и специалистов иных органов и учреждений, которые по согласованию могут привлекаться к проведению проверки. Первичная плановая проверка проводится не позднее одного месяца со дня выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей.
1.8. Уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем за три рабочих дня до дня начала проведения плановой проверки использования и сохранности жилых помещений, а в случае проведения внеплановой проверки использования и сохранности жилых помещений не позднее чем за 24 часа до начала проведения внеплановой проверки уведомляет законных представителей детей-сирот о проведении проверки заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или иными средствами связи и доставки, обеспечивающими фиксирование уведомления и его вручение адресату.
В случае если жилое помещение находится в собственности граждан, уполномоченный орган местного самоуправления запрашивает сведения из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости в соответствии с действующим законодательством.
В случае если дети-сироты имеют место жительства на территории Пензенской области, не совпадающего с местом нахождения жилого помещения, уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства детей-сирот не позднее одного месяца с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, направляет запрос в орган опеки и попечительства по месту нахождения жилого помещения о проведении соответствующей проверки с представлением акта проверки.
1.9. Итоги плановой (внеплановой) проверки использования и сохранности жилых помещений оформляются актом проверки за использованием, сохранностью, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилого помещения, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является ребенок-сирота либо ребенок, оставшийся без попечения родителей (далее - акт) в течение 10 рабочих дней со дня ее проведения, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
1.10. Акт подписывается представителем уполномоченного органа местного самоуправления, законным представителем детей-сирот, представителем органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом (при проведении проверки муниципальных жилых помещений), представителями и специалистами иных органов и учреждений, которые по согласованию привлекались к проведению проверки.
Акт утверждается руководителем уполномоченного органа местного самоуправления, составляется в двух экземплярах, один из которых направляется законному представителю детей-сирот в течение трех рабочих дней со дня его утверждения, второй хранится в уполномоченном органе местного самоуправления.
В случае нахождения ребенка-сироты на территории другого муниципального образования Пензенской области акт направляется в уполномоченный орган по месту фактического нахождения ребенка-сироты.
В случае нахождения ребенка-сироты за пределами территории Пензенской области акт направляется в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка-сироты.
1.11. В случае выявления нарушений использования и сохранности жилых помещений по вопросам, предусмотренным пунктом 1.2 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления не позднее пяти рабочих дней с даты оформления акта направляет законным представителям детей-сирот требование об устранении нарушений использования и сохранности жилых помещений (далее - требование) в сроки, указанные в требовании (не более двух месяцев со дня получения требования), заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или иными средствами связи и доставки, обеспечивающими фиксирование получения требования и его вручение адресату. В случае выявления нарушений, связанных с непроведением капитального ремонта в жилом помещении, находящемся в государственной (муниципальной) собственности, требование направляется собственнику жилого помещения.
1.12. В течение пяти рабочих дней со дня окончания срока, указанного в требовании, уполномоченный орган местного самоуправления проводит повторную проверку жилых помещений, о чем не позднее чем за три рабочих дня до дня проведения проверки уведомляет законных представителей детей-сирот, собственников жилых помещений о проведении проверки заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или иными средствами связи и доставки, обеспечивающими фиксирование уведомления и его вручение адресату. Итоги проверки оформляются в соответствии с пунктом 1.9 настоящего Порядка.
1.13. В случае если законные представители, собственники жилых помещений в сроки, указанные в требовании, не устранили нарушения использования и сохранности жилых помещений, уполномоченный орган местного самоуправления в течение трех месяцев со дня окончания срока, указанного в требовании, обращается в установленном порядке в контролирующие (надзорные) органы или соответствующие суды Российской Федерации.
1.14. Уполномоченный орган местного самоуправления в день оформления акта вносит сведения о проведенной плановой (внеплановой) проверке использования и сохранности жилых помещений в журнал учета обследованных жилых помещений по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.