Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1128-П "Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Социальная поддержка граждан и охрана труда на 2014 - 2021 годы".
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.А.АРТЮХОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 25 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА N 1128-П
1. В наименовании цифры "2021" заменить цифрами "2024".
2. В пункте 1 цифры "2021" заменить цифрами "2024".
3. В государственной программе Ямало-Ненецкого автономного округа "Социальная поддержка граждан и охрана труда на 2014 - 2021 годы", утвержденной указанным постановлением (далее - Государственная программа):
3.1. в наименовании цифры "2021" заменить цифрами "2024";
3.2. в паспорте Государственной программы:
3.2.1. в позиции, касающейся сроков реализации Государственной программы, цифры "2021" заменить цифрами "2024";
3.2.2. позицию, касающуюся показателей Государственной программы, изложить в следующей редакции:
"
Показатели Государственной программы | 1. Доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения Ямало-Ненецкого автономного округа. 2. Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Ямало-Ненецком автономном округе. 3. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников. 4. Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций социального обслуживания всех форм собственности |
";
3.2.3. позицию, касающуюся финансового обеспечения Государственной программы, изложить в следующей редакции:
"
Финансовое обеспечение Государственной программы (тыс. руб.) | ||
Общий объем финансирования - 120002987,0 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 3000,0) | Объем финансирования Государственной программы, утвержденный законом об окружном бюджете/планируемый к утверждению, - 120002987,0, в том числе средства федерального бюджета - 8540354,0 | Объем внебюджетных средств - 22465445,2. Справочно: объем средств местных бюджетов - 539,0 |
2014 год - 8466514,0 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 1000,0) | 8466514,0 (в том числе средства федерального бюджета - 611438,0) | |
2015 год - 8778635,0 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0,0) | 8778635,0 (в том числе средства федерального бюджета - 626136,0) | внебюджетные средства - 107899,7 |
2016 год - 9587117,0 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 1000,0) | 9587117,0 (в том числе средства федерального бюджета - 640372,0) | внебюджетные средства - 2457719,8, в том числе средства Фонда социального страхования Российской Федерации - 86248,0, средства работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа - 2371471,8 |
2017 год - 10170627,0 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0,0) | 10170627,0 (в том числе средства федерального бюджета - 671107,0) | внебюджетные средства - 2473578,1, в том числе средства Фонда социального страхования Российской Федерации - 101712,8, средства работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа - 2371865,3 |
2018 год - 10882416,0 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 1000,0) | 10882416,0 (в том числе средства федерального бюджета - 783941,0) | внебюджетные средства - 2452228,8, в том числе средства Фонда социального страхования Российской Федерации - 80113,5, средства работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа - 2372115,3 |
2019 год - 11924240,0 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0,0) | 11924240,0 (в том числе средства федерального бюджета - 817193,0) | внебюджетные средства - 2527115,3, в том числе средства Фонда социального страхования Российской Федерации - 155000,0, средства работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа - 2372115,3. Справочно: средства местного бюджета - 209,0 |
2020 год - 11985124,0 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0,0) | 11985124,0 (в том числе средства федерального бюджета - 858047,0) | внебюджетные средства - 2489380,7, в том числе средства Фонда социального страхования Российской Федерации - 117265,4, средства работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа - 2372115,3. Справочно: средства местного бюджета - 66,0 |
2021 год - 12477996,0 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0,0) | 12477996,0 (в том числе средства федерального бюджета - 883030,0) | внебюджетные средства - 2489380,7, в том числе средства Фонда социального страхования Российской Федерации - 117265,4, средства работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа - 2372115,3. Справочно: средства местного бюджета - 66,0 |
2022 год - 11910106,0 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0,0) | 11910106,0 (в том числе средства федерального бюджета - 883030,0) | внебюджетные средства - 2489380,7, в том числе средства Фонда социального страхования Российской Федерации - 117265,4, средства работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа - 2372115,3. Справочно: средства местного бюджета - 66,0 |
2023 год - 11910106,0 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0,0) | 11910106,0 (в том числе средства федерального бюджета - 883030,0) | внебюджетные средства - 2489380,7, в том числе средства Фонда социального страхования Российской Федерации - 117265,4, средства работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа - 2372115,3. Справочно: средства местного бюджета - 66,0 |
2024 год - 11910106,0,0 (в том числе средства, предусмотренные на научные и инновационные мероприятия, - 0,0) | 11910106,0 (в том числе средства федерального бюджета - 883030,0) | внебюджетные средства - 2489380,7, в том числе средства Фонда социального страхования Российской Федерации - 117265,4, средства работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа - 2372115,3. Справочно: средства местного бюджета - 66,0 |
";
3.2.4. позицию, касающуюся ожидаемых результатов реализации Государственной программы, изложить в следующей редакции:
"
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы | комплекс программных мероприятий обеспечит устойчивое развитие сферы социальной защиты населения посредством совершенствования системы социальной поддержки населения, модернизации системы социального обслуживания граждан, в том числе создания конкурентной среды в отрасли путем привлечения к социальному партнерству в сфере социального обслуживания граждан некоммерческих организаций, представителей малого и среднего предпринимательства, будет содействовать повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Ямало-Ненецком автономном округе, позволит повысить уровень доступности и качества реабилитационных и абилитационных услуг (развитие системы реабилитации, абилитации и социальной интеграции инвалидов) в Ямало-Ненецком автономном округе. Кроме того, комплекс мероприятий будет содействовать обеспечению благоприятных условий труда работников организаций, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Реализация Государственной программы позволит достичь следующих конечных результатов к 2024 году: - снизить долю населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения Ямало-Ненецкого автономного округа до 3,8%; - повысить до 79% долю доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Ямало-Ненецком автономном округе; - снизить удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников до 24,0%; - увеличить вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций социального обслуживания всех форм собственности до 35,0% |
";
3.3. раздел I изложить в следующей редакции:
"I. Характеристика текущего состояния сферы социальной защиты и охраны труда в Ямало-Ненецком автономном округе
Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вся территория Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) относится к территории Крайнего Севера (более половины территории находится за Полярным кругом). В соответствии со Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839, целью социально-экономического развития автономного округа является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики.
Стабильная социальная политика автономного округа, ориентированная на повышение качества жизни населения региона, позволила обеспечить положительную динамику основных социально-демографических показателей.
Итоги 2018 года показывают, что в автономном округе сохранена тенденция увеличения абсолютной численности населения за счет естественного прироста населения, что объясняется благоприятной социально-экономической ситуацией.
Численность населения автономного округа по предварительным данным федеральной службы государственной статистики (Росстат) на 01 января 2019 года составила 541,5 тыс. человек, за год рост численности населения составил 1,0%.
Естественный прирост населения по автономному округу составил 4667 человек, что на 5% ниже показателя естественного прироста за 2017 год. Естественный прирост на 1000 населения составил 8,7.
В 2018 году число родившихся детей (7214 рождений) в автономном округе снизилось на 4,2% по сравнению с 2017 годом (7530 рождений).
Удельный вес рождений первых детей в семье составил в 2018 году 32,7%, вторых - 36,3%, третьих - 19,9% и четвертых - 11,1% от общего числа рождений. Наибольший рост по сравнению с 2017 годом наблюдается в числе рождений четвертых и последующих детей, на 13,8%.
Рождаемость в автономном округе в среднем превышает смертность в 3 раза, притом, что в целом по России наблюдается тенденция превышения смертности над рождаемостью. В автономном округе отмечается также стабильный рост продолжительности жизни. В результате наблюдается увеличение численности граждан пожилого возраста.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" на особом контроле в течение 2018 года находились вопросы формирования и утверждения двух региональных проектов "Финансовая поддержка семей при рождении детей" и "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение", входящих в состав региональной составляющей Национального проекта "Демография".
Проекты направлены на увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 2,082 к 2024 году и создание условий для повышения ожидаемой продолжительности жизни в регионе путем внедрения механизма финансовой поддержки семей при рождении детей и разработки и реализации программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения.
Одной из негативных демографических тенденций является рост численности инвалидов в автономном округе. За период с 2005 года по 2019 годы число инвалидов в автономном округе возросло на 15,6%.
Таким образом, руководствуясь нормами Конституции Российской Федерации, в автономном округе должна быть обеспечена государственная поддержка 35,6% жителей региона, в том числе и через систему постоянно развивающихся организаций социального обслуживания. Среди категорий граждан, нуждающихся в особой государственной поддержке:
- семьи, имеющие детей;
- инвалиды;
- пожилые граждане.
Действующая система социальной поддержки граждан в Российской Федерации базируется на ряде принципиальных положений, в том числе:
- добровольность предоставления мер социальной поддержки;
- безусловная гарантированность исполнения принятых государством обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, недопущение снижения уровня и ухудшения условий их предоставления, вне зависимости от социально-экономической ситуации в стране, в том числе путем систематической индексации расходов с учетом динамики показателей инфляции.
Важнейшим направлением социальной политики автономного округа многие годы является социальная защита и поддержка населения, которая осуществляется путем предоставления:
- мер социальной поддержки и адресной социальной помощи отдельным категориям граждан;
- социальных услуг через систему социальных служб.
Существующая система социальной помощи, предусматривающая предоставление мер социальной поддержки федеральным и региональным льготным категориям, постоянно совершенствуется и дополняется с учетом основных направлений государственной политики в сфере социальной защиты населения и региональных особенностей. В частности, в последние годы особое внимание было направлено на внедрение механизмов стимулирования роста рождаемости, формирование благоприятной среды для создания и функционирования нравственно здоровой, социально активной семьи, полноценного развития и воспитания ребенка в семье, уважительного отношения в семье к людям старшего поколения.
Также одним из приоритетных направлений социальной политики в автономном округе на протяжении многих лет является социальная защита и социальная поддержка инвалидов.
Развитая законодательная база и материальные ресурсы позволили создать в автономном округе систему социальной защиты инвалидов, состоящую из нескольких взаимосвязанных и взаимодополняющих систем (направлений):