ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июля 2019 года N 514


Об утверждении государственной программы Самарской области "Оздоровление Волги. Строительство и реконструкция (модернизация) очистных сооружений централизованных систем водоотведения" и установлении отдельного расходного обязательства Самарской области

(с изменениями на 31 января 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 17.10.2019 N 731, от 24.07.2020 N 520, от 29.12.2020 N 1127, от 18.05.2021 N 301, от 06.12.2021 N 960, от 21.07.2022 N 566, от 21.10.2022 N 887, от 12.12.2022 N 1134, от 27.12.2022 N 1247, от 26.06.2023 N 507, от 21.08.2023 N 668, от 31.01.2024 N 38)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях эффективного проведения государственной политики в области экологического развития Российской Федерации Правительство Самарской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Самарской области "Оздоровление Волги. Строительство и реконструкция (модернизация) очистных сооружений централизованных систем водоотведения" (далее - Государственная программа).


(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 27.12.2022 N 1247, от 31.01.2024 N 38)


2. Установить, что к расходным обязательствам Самарской области относится предоставление субсидий из областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета в рамках реализации федерального проекта "Оздоровление Волги", местным бюджетам на проведение мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод.


Установить, что финансирование расходного обязательства Самарской области осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке главному распорядителю бюджетных средств на соответствующий финансовый год.


(п. 2 в ред. Постановления Правительства Самарской области от 31.01.2024 N 38)


3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.


4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.


5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, но не ранее дня вступления в силу изменений в Закон Самарской области "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" и государственную программу Самарской области "Развитие коммунальной инфраструктуры в Самарской области" на 2014 - 2021 годы, утвержденную постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 701, в части исключения объектов водоотведения (канализационных очистных сооружений), вошедших в Государственную программу.



И.о. первого вице-губернатора - председателя
Правительства Самарской области
В.В.КУДРЯШОВ



Утверждена
Постановлением
Правительства Самарской области
от 26 июля 2019 г. N 514



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОЗДОРОВЛЕНИЕ ВОЛГИ. СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ (МОДЕРНИЗАЦИЯ) ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ВОДООТВЕДЕНИЯ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 17.10.2019 N 731, от 24.07.2020 N 520, от 29.12.2020 N 1127, от 18.05.2021 N 301, от 06.12.2021 N 960, от 21.07.2022 N 566, от 21.10.2022 N 887, от 12.12.2022 N 1134, от 27.12.2022 N 1247, от 26.06.2023 N 507, от 21.08.2023 N 668, от 31.01.2024 N 38)




ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Утратил силу. - Постановление Правительства Самарской области от 31.01.2024 N 38.



Стратегические приоритеты Государственной программы


(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 31.01.2024 N 38)




1. Оценка текущего состояния в сфере реализации Государственной программы


На территории городских округов Самарской области расположены 37 комплексов канализационных очистных сооружений (далее - КОС), предназначенных для очистки (совместной или раздельной) бытовых и производственных сточных вод, из них три объекта находятся в разрушенном состоянии (прием и очистку сточных вод на них не производят), техническое состояние 30 объектов оценивается как удовлетворительное и четырех объектов - неудовлетворительное.


Из 34 действующих КОС в городских округах только на трех поступление сточных вод составляет 100% от проектной производительности. Загруженность КОС составляет от 47,1 до 92,1%, что свидетельствует о наличии значительного резерва по приему бытовых и производственных сточных вод.


Техническое состояние очистных сооружений в значительной степени зависит от срока их эксплуатации. Из общего числа обследованных сооружений имеются данные о сроках ввода в эксплуатацию 31 объекта, из них введены в эксплуатацию более 40 лет назад 6% объектов, более 30 лет - 61% и более 20 лет - 84%. Эти данные свидетельствуют о высокой степени физического износа оборудования на 84% очистных сооружений, поэтому обеспечить на них очистку сточных вод до уровня современных нормативов невозможно.


Наибольшее количество очистных сооружений в городских округах введены в эксплуатацию в период с 1966 по 1985 год. Во всех городских округах Самарской области КОС построены с применением технологии искусственной биологической очистки. Дальнейшее развитие систем канализации городских округов осуществлялось за счет строительства локальных КОС на промышленных объектах. Суммарная производительность очистных сооружений, введенных в эксплуатацию после 1985 года, составляет 5780 м3/сут., что не превышает 0,3% от общей производительности эксплуатируемых в настоящее время КОС.


Если оценивать эффективность ввода в эксплуатацию очистных сооружений по их производительности, то наибольшую суммарную производительность имеют 25 сооружений, построенных в период с 1961 по 1985 год.


В сельских населенных пунктах Самарской области расположены 92 объекта КОС, предназначенных в основном для совместной очистки бытовых и производственных сточных вод, из них 19 находятся в разрушенном состоянии (прием и очистку сточных вод на них не производят), техническое состояние 51 объекта оценивается как удовлетворительное и 22 объектов - неудовлетворительное.


Загруженность канализационных очистных сооружений сельских населенных пунктов чрезвычайно неравномерная и колеблется от 2,5 до 343%. В перегруженном состоянии находятся 13 объектов, а в целом по области загруженность очистных сооружений сельских населенных пунктов составляет 53,6%.


Из общего числа обследованных сооружений имеются данные о сроках ввода в эксплуатацию 77 объектов, из которых введены в эксплуатацию более 40 лет назад 10% объектов, более 30 лет - 40% и более 20 лет - 78%. Эти данные свидетельствуют о высокой степени физического износа оборудования на 78% КОС, поэтому обеспечить на них очистку сточных вод до уровня современных нормативов невозможно.


Наибольшее количество очистных сооружений в сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию в период с 1971 по 1990 год. За последние 15 лет в связи с недостаточным финансированием ввод в эксплуатацию КОС в сельской местности сократился в 3 - 5 раз.


Если оценивать эффективность ввода в эксплуатацию КОС по их производительности, то наибольшую суммарную производительность имеют 36 сооружений, построенных в период с 1976 по 1990 год.


Более 40% очистных сооружений сельских населенных пунктов имеют производительность до 500 м3/сут. Из общего числа КОС сельских населенных пунктов Самарской области только 5 объектов имеют производительность выше 5000 м3/сут., на долю которых приходится 45% от общей проектной производительности существующих очистных сооружений.


В Самарской области 15 населенных пунктов с численностью населения свыше 10 тыс. человек, в них проживает 2504,917 тыс. человек, что составляет 78,2% от общей численности населения. Указанные населенные пункты имеют очистные сооружения, большинство из которых работает с неполной нагрузкой по расходу сточных вод, в связи с этим имеется возможность для дальнейшего развития данных населенных пунктов без строительства дополнительных канализационных очистных сооружений в долгосрочной перспективе. В населенных пунктах с численностью населения от 5 до 10 тыс. человек очистные сооружения отсутствуют только в четырех поселениях, в населенных пунктах с численностью населения от 2 до 5 тыс. человек очистные сооружения отсутствуют в 23 поселениях, а в населенных пунктах с численностью населения от 1 до 2 тыс. человек очистные сооружения отсутствуют в 76 поселениях.


В настоящее время актуальным остается вопрос, касающийся сброса неочищенных поверхностных сточных вод в водный объект.


В 9 из 10 городских округов Самарской области имеется система дождевой канализации. Средняя доля территории городских округов, охваченной системой дождевой канализации, составляет 27,51%. Общий объем сточных вод, сбрасываемых в водный объект через сети дождевой канализации, в 2018 году (с учетом муниципальных образований, в которых ведется учет) составил 37 758,82 тыс. м3 (по данным формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды" и данным учета организаций, эксплуатирующих сети дождевой канализации). Следует отметить, что по городам Самаре и Тольятти учтен общий объем сточных вод (поверхностных сточных вод и сточных вод промышленных предприятий, отводимых через сети дождевой канализации), сбрасываемых в водный объект через сети дождевой канализации.


В настоящее время на территории городского округа Самара действует раздельная система дождевой канализации, включающая дождеприемники, внутриквартальные и уличные сети дождевой канализации, собирающиеся в бассейновые коллекторы. Затем осуществляется отведение и сброс всех поверхностных сточных вод в водоприемники (р. Волгу и р. Самару) без очистки. С части территории отведение поверхностных вод осуществляется по рельефу в овраги и далее в вышеуказанные водоприемники.


В Саратовское водохранилище отводятся поверхностные сточные воды с четырех бассейнов общей площадью 4026 га. Сброс осуществляется через выпуски, построенные до 1998 года.


В настоящее время сложилась ситуация, при которой необходимо ликвидировать часть существующих выпусков поверхностных сточных вод без очистки в Саратовское водохранилище. Для этого потребуется строительство очистных сооружений поверхностных сточных вод.


При реализации Государственной программы в части строительства очистных сооружений поверхностных сточных вод в целях комплексного использования водных ресурсов, направленного в том числе на сокращение расхода воды из городского водопровода на нужды благоустройства городских территорий, при проектировании очистных сооружений поверхностных сточных вод необходимо рассматривать возможность повторного использования поверхностных сточных вод (прошедших очистку) на нужды благоустройства селитебной территории (поливка газонов, цветников, мойка тротуаров, проездов и пр.).


В рамках реализации национального проекта "Экология" федерального проекта "Оздоровление Волги" муниципальными образованиями Самарской области проведена оценка систем очистки сточных вод на соответствие нормативам.


По результатам оценки выявлено, что за 2022 год в водный объект было отведено: 29 579,28 тыс. м3 сточных вод без очистки, 273 119,80 тыс. м3 - недостаточно очищенных (с превышением норматива допустимого сброса) сточных вод; 36 753,92 тыс. м3 - поверхностных сточных вод без очистки. Из всего количества отобранных проб сточных вод более 25,05% не соответствуют установленным нормативам. Ни на одном из существующих канализационных очистных сооружений сточные воды не очищаются до требуемых нормативов.


За период 2020 - 2022 годов в ходе реализации Государственной программы достигнуты следующие результаты: построено, реконструировано, модернизировано 7 объектов водоочистки и водоотведения, что позволило снизить отводимые стоки в реку Волгу на 58 630,00 тыс. м3 в год.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы


Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы определяются на основании следующих документов:


Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р;


Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441;


Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Самарской области от 26.04.2023 N 211-р.


Основным приоритетом является улучшение экологического состояния реки Волги посредством строительства (реконструкции) комплексов очистных сооружений водопроводно-канализационного хозяйства, линейных объектов и ливневой канализации.


С учетом вышеизложенного приоритета целью Государственной программы является улучшение экологического состояния реки Волги за счет сокращения в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу.



3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы Российской Федерации


Приоритет государственной политики в сфере реализации Государственной программы направлен на достижение показателя "Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое" национальной цели развития Российской Федерации "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»