В целях реализации Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций, утвержденного распоряжением заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 5 сентября 2018 года N 47-рзп, руководствуясь частью 5 статьи 66 Устава Иркутской области:
1. Утвердить Модельную программу подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот на территории Иркутской области (далее - Модельная программа).
2. Определить министерство образования Иркутской области (Перегудова В.В.) и министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (Родионов В.А.) исполнительными органами государственной власти Иркутской области, ответственными за реализацию Модельной программы.
3. Министерству образования Иркутской области (Перегудова В.В.), министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (Родионов В.А.):
1) обеспечить реализацию Модельной программы на территории Иркутской области;
2) довести Модельную программу до сведения всех заинтересованных лиц.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
5. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная", сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (www.ogirk.ru).
В.Ф.ВОБЛИКОВА
МОДЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ И ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Наименование | Модельная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот на территории Иркутской области (далее - Модельная программа) |
Правовые основания | распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 года N 1375-р "Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства"; распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 5 сентября 2018 года N 47-рзп "Об утверждении комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций"; |
Цель модельной программы | Повышение эффективности постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области |
Задачи модельной программы | Задачи Модельной программы: Задача 1. Разработка правовой и информационной методической базы, механизмов эффективного постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей". Задача 2. Обеспечение эффективных изменений в системе постинтернатного сопровождения воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области посредством институционализации постинтернатного сопровождения. Задача 3. Создание условий для формирования устойчивой продуктивной модели межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот) |
Источники финансирования | Финансирование Модельной программы осуществляется за счет средств областного бюджета, средств гранта, предоставляемых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
Ожидаемые результаты | Ожидаемыми результатами реализации Модельной программы являются: улучшение качества постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот; переход от стихийного решения проблемы сопровождения выпускников к планомерному; изменение целевой установки региональной системы сопровождения с оказания постоянной помощи выпускникам организаций для детей-сирот на профилактику их социальной дезадаптации; увеличение численности выпускников организаций для детей-сирот, успешно адаптировавшихся, посредством постинтернатного сопровождения; наличие механизма устойчивого межведомственного взаимодействия и координации работы исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в постинтернатном сопровождении выпускников организаций для детей-сирот; включение социально ориентированных некоммерческих организаций в постинтернатное сопровождение, подготовку к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа |
Разработчики программы | Министерство социального развития Иркутской области; министерство образования Иркутской области |
1. Модельная программа разработана в рамках реализации комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций, плана мероприятий по развитию системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области на 2019 - 2021 годы.
2. Модельная программа разработана с целью организации подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот на территории Иркутской области.
3. Правовая основа Модельной программы:
Конституция Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 года N 1375-р "Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства";
распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 5 сентября 2018 года N 47-рзп "Об утверждении комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций Иркутской области на 2018 - 2019 годы";
4. Для целей настоящей Модельной программы используются следующие понятия, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом от 29 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 года N 532-ст:
трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства, которую он не может преодолеть самостоятельно;
постинтернатное сопровождение - комплекс осуществляемых на основе межведомственного взаимодействия мероприятий по социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению;
лица, подлежащие постинтернатному сопровождению, - воспитанники и выпускники организаций для детей-сирот в возрасте до 18 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также лица из числа детей-сирот, ранее находившихся под опекой (попечительством) и находящиеся в трудной жизненной ситуации, в возрасте до 23 лет;
участники постинтернатного сопровождения - постинтернатные сопровождающие, исполнительные органы государственной власти Иркутской области, государственные образовательные организации Иркутской области, государственные организации социального обслуживания Иркутской области (далее при совместном упоминании - организации), оказывающие содействие в защите прав и законных интересов лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению;
договор о постинтернатном сопровождении - договор, заключаемый между участниками постинтернатного сопровождения и лицом, подлежащим постинтернатному сопровождению;
индивидуальная программа постинтернатного сопровождения - документ, утвержденный руководителем организации, определяющий сроки и перечень мероприятий на основе межведомственного взаимодействия участников постинтернатного сопровождения, направленных на комплексную помощь по социальной адаптации и подготовку к самостоятельной жизни лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению;
адаптационный уровень постинтернатного сопровождения - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на адаптацию в социуме в течение первого года после выпуска из организации для детей-сирот. Мероприятия адаптационного уровня сопровождения проводятся с выпускниками, которые соответствуют следующим признакам: первый год после выпуска из организации для детей-сирот, трудности в социальной адаптации к самостоятельной жизни;
базовый (профилактический) уровень постинтернатного сопровождения - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи выпускникам организаций для детей-сирот с целью предупреждения проблем в самостоятельной жизни. На этом уровне сопровождения состоят выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, четкие жизненные планы, способность к самостоятельному принятию решений, недостаточность активности, проблемы с коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы. Эта группа выпускников нуждается в информационной, социально-педагогической и психологической поддержке, сопровождении и оказании содействия в дальнейшем жизнеустройстве;
кризисный уровень постинтернатного сопровождения - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание выпускникам организаций для детей-сирот специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций. Мероприятия кризисного уровня сопровождения проводятся с выпускниками организаций для детей-сирот, имеющими нарушения здоровья, физического или психического развития, а также нарушения, связанные с социальной дезадаптированностью. Они не обладают достаточно развитыми социальными навыками, испытывают серьезные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством, отличаются высоким уровнем конфликтности, низкой социальной компетентностью. Такие выпускники нуждаются в специальной помощи, организации сопровождения и контроля за их жизнью в целях преодоления трудной жизненной ситуации. Данная помощь может быть оказана усилиями специалистов различного профиля (педагогов, психологов, врачей, социальных работников) при длительном сопровождении;
экстренный уровень постинтернатного сопровождения - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание помощи выпускникам организаций для детей-сирот с целью предотвращения угрозы для жизни, здоровья (психологического, физического) лица, подлежащего сопровождению, жестокого обращения. На этом уровне сопровождения, как правило, находятся подростки, находящиеся в социально опасном положении или попавшие в трудную жизненную ситуацию (переживающие кризисные события в жизни, неблагоприятные семейные обстоятельства, тяжелые заболевания, психическое состояние и др.). Эти выпускники имеют низкий уровень адаптации.