3. Неэффективная организация производства и продвижения товаров и услуг
Причины возникновения проблемы:
- недостаточность собственных финансовых и материальных ресурсов у предпринимателей для инвестирования в строительство и реконструкцию объектов потребительского рынка, модернизацию производственных мощностей, построения маркетинговых стратегий и проведения PR-акций;
- недоступность коммерческих кредитов (высокие процентные ставки, отсутствие залогового имущества);
- неразвитость транспортной и торговой инфраструктуры (отсутствие складов, отвечающих современным требованиям, многоступенчатость оптового звена, слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли).
Сфера потребительского рынка представлена в основном малыми и средними предприятиями, а именно: количество малых предприятий в бытовом обслуживании - 98%, малых и средних предприятий в общественном питании - 96%; малых и средних предприятий в торговле и производстве продуктов питания - около 90%. В результате кризисных явлений произошло снижение спроса населения на товары и услуги, что отчетливо отражается на финансовых результатах развития торговли, бытового обслуживания, общественного питания.
Несмотря на наметившийся рост розничного товарооборота в 2010 году и первом полугодии 2011 года, уровень докризисного 2008 года не достигнут. Вместе с тем следует отметить положительную динамику объема продаж непродовольственных товаров в 2011 году. Изменение соотношения объемов продаж продовольственных и непродовольственных товаров в 2010 году составило 54:46, январь - апрель 2011 года - 51:49. Рост расходов населения на приобретение непродовольственных товаров свидетельствует о повышении покупательской способности, соответственно, улучшении экономической ситуации в целом, и позволяет строить оптимистичные прогнозы в отношении розничной торговли.
На протяжении двух последних лет произошло значительное снижение темпов развития бытового обслуживания населения. Так, за 2009 год объем реализации услуг составил 2918,3 млн. руб., или 101,7% к аналогичному периоду прошлого года, за 2010 год соответственно данные показатели составили: 3166,64 млн. руб. и 102,1% в сопоставимых ценах к 2009 году. Для сравнения: в 2008 году прирост объемов услуг в сопоставимых ценах составлял 110%, в 2007 - 110,3% к аналогичным периодам предшествующих лет.
Общественное питание более всего зависимо от покупательской способности населения, поэтому период экономической нестабильности тяжелее всего отразился на данном бизнесе. Объем услуг в 2009 году снизился почти на треть к докризисному и за прошедший год фактически не изменился.